Арабский халифат |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Арабский халифатГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Государственный строй халифата при АббасидахПри первых Аббасидах, от ал-Мансура до Харун ар-Рашида (правил в 786—809 гг.), т. е. почти пол-столетия, халифат был сильным и относительно централизованным государством. Были усвоены ирано-сасанидские государственные традиции: прежде всего стремление к возможно большей централизации управления; учреждена должность вазира — первого министра и хранителя большой государственной печати, с широкими полномочиями; создан ряд диванов — ведомственных управлений, в связи с чем вырос бюрократический аппарат. Среди диванов наиболее важными были: заготовки государственных актов; войска; финансов (ведавший сбором податей); почты (на который была возложена также внешняя и внутренняя разведка); диван, заведовавший собственными имениями халифа и его родичей. Провинциями управляли халифские наместники — эмиры, назначавшиеся либо с неограниченной, либо с ограниченной властью. В первом случае эмир наряду с военным командованием и административно-полицейской вла-стью имел право назначения всех чиновников и контроля над всеми ведомствами в провинции, а также (если это была пограничная провинция) право дипломатических сношений с соседними зарубежными правителями. Во втором случае наместник не имел права назначения и контроля судей и финансовых чиновников, а также сношений с зарубежными соседями. В провинциях находились областные диваны соответственно отраслям управления. Суд для мусульман в халифате находился в руках духовных судей — кадиев (или казиев в персидском произношении), назначавшихся из духовного сословия (факихов) и судивших на основании мусульманского религиозного права (шариата). Иноверцы (зиммии) судились у своих религиозных глав: христиане — у епископов, иудеи — у раввинов, зороастрийцы — у мобедов. Но некоторые уголовные и политические дела разбирались в особых светских военно-полицейских судах. Военные силы халифата при Омейядах и первых Аббасидах состояли из трех категорий войск. Халифская гвардия, размещенная в столице и в других крупных городах, получала повышенное жалованье; так называемая регулярная армия, также получавшая денежное жалованье, формировалась и состояла из ополчений расселенных в военных округах (джунд) арабских племен, сражавшихся под начальством своих племенных вождей, а также из местных жителей — берберов, курдов, персов и др. Добровольцы, «борцы за веру»,— чаще всего выходцы из деклассированных элементов города и деревни — получали не жалованье, а только долю военной добычи. Долю военной добычи помимо жалованья получали также войска первых двух категорий (доля конника и доля пехотинца относились как 2:1). Арабские войска, включавшие военно-технические части (обслуживавшие осадные машины, аппараты для метания сосудов с горящей нефтью и т. д.), до конца IX веке отличались высокими боевыми качествами. Был и военный флот на Средиземном море. Новых завоеваний при Аббасидах не было (кроме Сицилии, Мальты и Крита), но войны с Византией велись почти непрерывно с перевесом на стороне халифата, войска которого ежегодно вторгались в Малую Азию для захвата богатой военной добычи, в частности десятков тысяч пленников, обращаемых в рабство. Одно время (на рубеже VIII и IX века.) Византия даже вынуждена была платить дань халифату. Ве- [145] лись также постоянные войны с хазарами и тюрками на Кавказе и в Средней Азии. Средства халифата составлялись из налогов, торговых пошлин, доходов от рудников и от пятины с военной добычи. На рубеже VIII и IX веков ежегодные поступления в казну от налогов составляли 404 780 тыс. дирхемов в монете (в том числе 132 780 тыс. с Ирака) и в натуре на сумму 125 532 тыс. дирхемов, всего 530 312 тыс. дирхемов. В 20—30-х годах IX века поступления понизились до 371 млн. дирхемов, а к 851 г. — до 293 млн. в год. Если в конце VIII века в главном казнохранилище халифата хранились 900 млн. дирхемов в монете, то в начале X века — только 100 млн. Уменьшение государственного дохода объяснялось отнюдь не экономическим упадком, а распространением системы икта (как уже сказано, земли икта пользовались налоговым иммунитетом) и постепенным отпадением от халифата ряда областей. [146] Вернуться у оглавлению кн.: Арабский халифат. Вернуться на страницу Всё про Арабский халифат.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |