Ассирия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ассирия

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ассирия

Город Ашшур. Храм богов Ану и Адада. XI в. до Р. Х. Реконструкция.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Древнейшим населением Ассирии были субареи, родственные хурритам. Об этом говорят и имена самых ранних известных ассирийских правителей. К концу III тыс. дон. э. территорию Ассирии заняли семитские племена, родственные аккадцам. В стране утвердилась их правящая династия, основанная Пузур-Ашшуром I.

В конце XIX в. до н. э. в Ассирию пришли новые семитские племена — амореи. Вождь амореев Шамши Адад I основал новую династию.

В «Ассирийском царском списке» произведено совмещение реальных правителей Ассирии и предков Шамши Адада I.

 

Династии:

Субарейские правители

Якулаба

Итити нач. XXII в. до н. э.

Ушпиа XXII-XXI вв. до н. э.

Апиашаль XXII-XXI вв. до н. э.

Сулили XXII-XXI вв. до н. э.

Киккиа XXII-XXI вв. до н. э.

Акиа XXII-XXI вв. до н. э.

Зарикум втор. пол. XXI в. до н. э.

 

Династия Пузур-Ашшура I, нач. XX в. до н. э. — ок. 813 г. до н. э.

Пузур-Ашшур I нач. XX в. до н. э.

Шалимахум

Илушума ок. 1945

Эришум I  1940-1901

Икунум ок. 1885

Шаррумкен I (Саргон)

Пузур-Ашшур II

Нарам-Син

Эришум II

 

Династия Шамши-Адада I, 1813—722 гг. до н. э.

Шамши-Адад I  1813—1781 Предки Шамши-Адада I:
Ишме-Даган I  1781—1757 (По «Ассирийскому Мут-Ашкур
(Мур-Ашкур) царскому списку»)
Римуш Тудийя
Асинум Адаму
Пузур-Син Янги
Ашшур-дугуль  Сах(?)ламу
Ашшур-апла-идин Хархару
Нацир-Син  Мандару
Син-намир  Эмцу
Ипки-Иштар Хар(?)цу
Адад-цалулу  ок. 1700 Дидану
Адаси Хану
Белубани Зуабу
Либайя Нуабу
Шарма-Адад I  Абазу
Иптар-Син Белу
Базайя Азарах
Луллайя Хале
Кидин-Нинуа ок. 1633—1620 Саману
Шарма-Адад II Хайану
Эришум III Илумер
Шамши-Адад II Якмеси
Ишме-Даган II Якмени
Шамши-Адад III Язкурэль
Ашшур-нерари I Илакабкабуху
Пузур-Ашшур III кон. XVI в.  Амину
Эллиль-нацир I  
Нурили 1484-1472  
Ашшур-шадуни  1472  
Ашшур-раби I  1472-1452  
Ашшур-надин-аххе I 1452—1432  
Эллиль-нацир II 1432-1427  
Ашшур-нерари II 1426-1420  
Ашшур-бел-нишешу 1419—1411  
Ашшур-рим-нишешу 1410—1403  
Ашшур-надин-аххе II 1402—1393  
Эриба-Адад I  1392-1366  
Ашшур-убаллит I  1365—1330  
Эллиль-нерари  1329—1320  

Арикденили 1319—1308

 
Адад-нерари I 1307—1275  
Шульману-ашаред I  1274-1245 (Салманасар)  
Тукульти-Нинурта I  1244-1208  
Ашшур-надин-апал 1207—1204  
Ашшур-нерари III 1203-1198  
Эллиль-кудурри-уцур  1197-1193  
Нинурта-апиль-Экурюю 1192(?) - 1180  
Ашшур-дан I  1179-1134  
Нинурта-тукульти-Ашшур  1134  
Мутаккиль-Нуску  1133  
Ашшур-реш-иши  1133—1116  
Тукульти-апал-Эшарра I  1115-1077 (Тиглатпаласар)  
Ашаред-апал-Экур (узурп.) 1076-1075  
Ашшур-бел-кала 1074—1057  
Эриба-Адад II  1056-1055  
Шамши-Адад IV 1054-1051  
Ашшур-нацир-апал I  1050—1032  
Шульману-ашаред II 1031—1020 (Салманасар)  
Ашшур-нерари IV 1019-1014  
Ашшур-раби II  1013-973  
Ашшур-реш-иши II 972—968  
Тукульти-апал-Эшарра II  967-935 (Тиглатпаласар)  
Ашшур-дан II 934-912  
Адад-нерари II 911-891  
Тукульти-Нинурта II  890-884  
Ашшур-нацир-апал II  883—859  
Шульману-ашаред III  858-824 (Салманасар)  
Шамши-Адад V  823-811  
Адад-нерари III  810-783  
Шульману-ашаред IV 782-773 (Салманасар)  
Ашшур-дан III  772—755  
Ашшур-нерари V  754—745  
Тукульти-апал-Эшарра III 744-727 (Тиглатпаласар)  
Шульману-ашаред V 726—722 (Салманасар)  
   

 

Династия Саргонидов, 721—609 гг. до н. э.

Возможно Саргон II был сыном Тиглатпаласара III и, таким образом, младшим братом Салманасара V, хотя точно это не установлено. К власти он пришёл в результате переворота, закончившегося убийством Салманасара V.

Шаррумкен II  721-705 (Саргон)

Син-аххе-Эриба 704-681 (Синахериб)

Ашшур-ах-идцина  680—669 (Ассархадцон)

Ашшур-бану-апли  668-635/27 (Ашшурбанипал)

Ашшур-этель-илани 634/27-624

Син-шуму-лишир  ?

Син-шар-ишкун  ?—612

Ашшур-убаллит II 611—609

Ассирийская держава пала под ударами войск мидийцев и вавилонян. В 614 г. до н. э. они захватили древнюю столицу Ассирии город Ашшур, а в 612 г. до н. э. и столицу государства — Ниневию. Последние ассирийские войска были разбиты в 606 г. до н. э. в сражении при Каркемыше. Ассирийское царство больше никогда не возродилось.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 33-36.


Краткий очерк историии

Ассирия у греков и римлян, Ассур по-ассирийски, Ашур у евреев и Атура (Athura) у древ. персов. Под этими названиями известна простирающаяся на 165000 кв. км. местность, северная часть которой соответствует приблизительно нынешнему южн. Курдистану. Это верхняя часть месопотамской равнины, неотделяемая от лежащей к Ю. Вавилонии никакой естественной границей. На С. граничат арм. Нифатские горы, на В. - мидийские Цагрос и Хоатрос, на З. Тигр не составляет границы, так как собственно А. включает часть северной Месопотамии. Из этих гор вытекает множество рек, орошающих страну и впадающих в Тигр. Важнейшие из них: Цаб, Хабур или Хурниб и, образуемая слиянием Ширвана с Голваном, Дижале. Весьма важным климатическим условием является то обстоятельство, что почти вся площадь страны представляет волнообразную поверхность в зависимости от склонов пограничных гор (мидийских и армянских), так что, смотря по степени возвышенности, являются значительные различия в температуре и производительности. Хотя уже в древности известны были в этой местности безлесье и недостаток в дождях, однако еще чаще упоминается ее плодородие, о котором свидетельствуют памятники с изображениями мощных человеческих фигур и упитанных животных, а также роскошных ландшафтов. На горных склонах растут пальмовые, оливковые, ореховые деревья, в долинах - разного рода хлебные растения. Судя по уцелевшим барельефам, животное царство в древние времена было здесь богаче: встречались львы, дикие ослы, газели, зайцы, страусы, куропатки и пр. Минеральное царство доставляло превосходный камень для построек - от твердого базальта Мазийской горы до нежнейших пород алебастра у левого устья Тигра. Железо, медь и свинец находились во множестве; что касается благородных металлов, то, по-видимому, их добыванием занимались, сравнительно, мало. Большою славою пользовались асфальтовые и нефтяные источники, принадлежавшие впрочем большею частью Вавилонии. Страна эта представляет в истории Передней Азии узловой пункт. Здесь приходили в соприкосновение иранская и западная семитическая группы народов, с разветвлением северного алтайского Турана. Первый культурный народ, населявший А., был Турано-уральского происхождения. Этим народом, о котором сведения доставлены клинообразными надписями были - сумиры; к нему присоединились жившие в древности на Ю. от него аккады, и еще последние вавилонские цари назывались царями сумиров и аккадов. Язык, на котором говорили эти туранцы, назывался сумирским (ошибочно наз. аккадским). Ассирийцы называли язык сумиров "священным языком" и пользовались им и в позднейшие времена. Ими оставлено множество памятников с ассирийским переводом. Древнее название А. было Сумир и только после вторжения семитов, о котором говорится в Библии (Бытие, X) исчезло первоначальное название, в котором, быть может, ошибочно искали название Сеннаара. Следы этих древних туранских племен находим в Торгале (сумир. turgal, великий человек), греческом переводе книги Быт (XIV. 1, 9). Надписи дают обильные данные и их превосходят числом только египетские. Однако сведения, касающиеся специально А., не идут далее 2000 лет до Р. Х. К числу древнейших принадлежат, найденные в городе Ассуре (Кала Шерхате), документы Самасбина, сына Измедагана (1900 до Р. Х.). Властители носили арийское имя Патис, но язык господствовал семитический. Это были независимые князья, не пользовавшиеся, однако, большим влиянием. Многие из имен этих князей сохранились в памятниках. Из городов уже в те времена существовали Ниневия, Калах и Резен (ассир. Рез-Ану), основанные семитом Ассуром. По свидетельству Саргона до Ассура царствовало 350 государей; повидимому он перечисляет всех одновременно царствовавших царей. Древнейшая история затемняется легендой. Так например, Немврод не был отдельною личностью, но чисто этнографическим названием, относившимся к населению Евфратской долины и Эламу. Немвродом называлось воинственное племя и это имя не имеет ничего общего с Нином, Белом в другими личностями.

По сведениям Ктезия, сообщаемым на основании мидоперсидских источников, основателем ассирийского могущества был Нин и его жена Семирамида, азиатская завоевательница и строительница Вавилона. Семирамида - несомненно историческая личность, хотя ее и окружает туман разнообразных сказаний. Ей наследовал сын ее Ниний, отличавшийся бесхарактерностью, а за ним царствовало 34 государя, из которых последним был Сарданапал, предавший пламени себя и дворец свой, чтобы не отдаться живым осаждавшим его вассалам: правителю Мидии - Арбаку и правителю Вавилона - Белезису (788). Государство, основанное Нином и Семирамидой, просуществовало 1360 лет. С другой стороны существуют более достоверные источники, а именно Геродот и Берозий, по которым Ассирийское государство существовало 520 лет, в течение которых ему принадлежало главенство в среде азиатских государств до того времени, когда от него отпали мидийцы. Главенство это началось с присоединением Вавилона к А. (1314). Ранее царствования 45 царей втечете 526-ти летнего периода (1314 - 788) над А. владычествовала Семирамида. Затем, первые государи этого периода мало известны и между ними остаются многие пробелы. Сохранились имена некоторых предшественников царя Теглат-Фадласара и (1100 до Р. Х.), о котором сообщают найденные в нескольких экземплярах надписи в Калах-Шергате, которые говорят о завоеваниях этого государя на малоазиатском севере, в Армении и Эламе. За этим царем следует пробел в 150 лет, но отсюда до конца Ассирийской монархии следует почти непрерывный ряд известных властителей. За царствовавшим 20 лет Биннирара III (956 - 936) следует его воинственный сын Теглат Сандан (936 - 93), распространивший завоевания на Севере. Царствование сына его Ассур-Назир-Габала (Сарданапал III, 930 - 905) принадлежит к более известным в ассирийской истории. Им построен северо-западный нимрудский дворец и многочисленные письменные памятники сообщают о походах его в Армению, Малую Азию, Сирию и Финикию. Этот государь завоевал и сделал своей резиденцией Калах. Обстоятельству этому следует приписать сохранение многих исторических документов. Из оставшихся после него и преемников его документов видно, что Ниневия также была резиденцией. Но документы, найденные в этом городе, начинаются лишь со времен Сенахериба. После Ассура царствовал сын его Салманассар IV. Описание многочисленных походов (905 - 870) сохранились в надписях в Нимруде, Калах-Шергате и в местности, близ устьев Тигра. Более известна надпись на черном нимрудском обелиске, найденном среди развалин построенного Салманассаром центрального дворца. Краткий очерк 31-летнего царствования этого царя изображен на барельефе, в виде приносимой ему дани. На нем же изображены слоны, верблюды, обезьяны, носороги и проч. Салманассар предпринимал походы в восточные страны: Армению, Вавилонию, Малую Азию. Походы в Сирию привели его к столкновению с Бенгададом и Газаилом Дамасскими и с Ахавом и Яудом Израильскими. Последний прислал ему дань вскоре по восшествии его на престол. По смерти Салманассара загорелась междоусобная война между сыновьями его Ассур-данин-Габалом (Сарданапалом IV) и Самас-Бином. Последний одержал верх и царствовал в течение 13 лет (870 - 857). Сын Самас-Бина, Бинирар IV (857 - 828), отправился в Мидию и в нынешний Авганистан, покорив, предварительно Дамаск. Жену его Саммурамат ошибочно смешивают с геродотовой Семирамидой. Салманассар IV (828 - 818) предпринимал походы в Армению и Сирию. Приемник его Ассур-эдиль-эль II (818 - 800) боролся в течение нескольких лет против возмущений в самой Ассирии. Наследник его Ассур-Нирар был малодеятельным государем и известен у Ктезия в его списке асс. властителей под именем развращенного Мнас-Колерия. Мидийцы и вавилоняне соединились и овладели Ниневией (788). Вавилонянин Белезис, а затем халдеец Фуль владычествовали над А. Последний отправился походом в Сирию и Палестину, принудил царя израильского, Менахема, платить ему дань и повел многих израильтян в Месопотамию.

Ассирийское могущество было восстановлено Теглат-Фалассаром, овладевшим престолом в 745 г. Это был деспот, отличавшийся большой энергией и увековечивший себя постройками. После напрасных усилий подчинить себе в течение 40 лет независимую Вавилонию, Тегдат-Фалассар направился на З. и вмешался в распрю между Пекахом Израильским и Ахазом Иудейским. Он победил Цекаха, союзника сирийца Резина, который был им убит, и завладел его самарийским престолом; он победил также иудейского противника Ахаза Азрию (сына Табаила), которого признали царем соединившиеся израильтяне и сирийцы. Теглат-Фалассар повел жителей Нафталии и Гилеада в А. После 18-летнего царствования Теглат-Фалассар уступил престол преемнику своему Салманассару V (727 - 722), который воевал с Ocиею Израильским и осаждал Самарию. Салманасар умер во время этой осады. После междуцарствия, продолжавшегося несколько месяцев, на престол вступил один из потомков старого царского дома Саргон (721), основатель последней ассирийской династии. Саргон увековечил свое имя постройками в Хорсабаде, которые по его приказанию украсились многочисленными надписями. Славное царствование его сделалось известным только благодаря этим надписям. Кроме этих источников, самое имя его упоминается только у пророка Исаии (XX, 1). За первым его походом против Элама, последовало покорение Самарии. В продолжение десяти лет воевал он с Мидией, Арменией, Малою Азией, Иберией, Финикией; в 712 г. он овладел Асдодом и в течение двух лет боролся с Меродах-Баладоном Вавилонским. После долгого сопротивления Вавилона, он овладел городом, оттеснил Меродах-Баладона к Ю. и одержал над ним окончательную победу, взяв его последнюю крепость Бет-Иакин. Вавилон находился под властью ассириян в течение четырех лет, после 80-летней независимости. Позже он предпринял поход против Кипра и в память этого похода велел воздвигнуть монумент. После похода в Мидию он умер, вероятно, насильственной смертью, в 704 г. Ему наследовал знаменитый сын его Сенахериб (с 704 до 680 г.). Изгнав из Вавилона, вновь овладевшего им Меродах-Баладона и посадив на престол Белиба, который был царем только по имени, он пошел войною в Сирию и Палестину. Сенахериб оставил документ, в котором описывается поход его в Иудею против Езекии и осада Иерусалима. Документ этот не совпадает с библейским описанием тех же событии, в некоторых частностях. По библейским данным Езекия отказался платить дань, а Сенахориб, вследствие отказа, вторгся в Палестину с большими военными силами, взял предложенную ему на этот раз дань золотом, но решился разгромить Иудею, так как намеревался предпринять поход в Египет. Иерусалим подвергся осаде, но ангел Господень в одну ночь истребил 185000 человек, после чего Сенахериб отступил к Ниневии. По свидетельству же самого Сенахериба, ассириец наказал непокорного Езекию тем, что увел 200150 человек жителей и бесчисленное множество стад, сжег все его города и запер его самого в Иерусалиме, как в клетке. Однако Сенахериб снял вскоре осаду и Езекия прислал ему в Ниневию, в знак покорности, громадное количество золота и драгоценностей. После похода на Иудею Сенахериб покорил снова продолжавший сопротивляться Вавилон, находившийся во власти царя эламского. После 24-летнего царствования, Сенахериб был убит сыновьями своими Адрамелехом и Сарезаром. Престол занял четвертый сын его Ассаргадон. Сенахериб много сделал для могущества и славы А. Важнейшим из его деяний остается восстановление разрушенного ниневийского дворца, о чем упоминается во многих, оставленных этим властителем памятниках. Позже он окружил свою столицу стенами, часть которых сохранилась до сих пор. Ассаргадон (630 - 667) снова овладел Вавилоном, избрал его своею резиденцией и предпринял там величественные постройки. Он передал своему преемнику господство над Халдеей, подчинил своей власти Египет, смирил эфиопа Таргака и изгнал Манассию из Иудеи в Вавилон. О деяниях его повествует, сохранившаяся до нашего времени, надпись в Нар-эль-кельбе, в Сирии, недалеко от Бейрута. Ассаргадон в старости отрекся от престола в 667 г., предоставив старшему сыну своему Ассурбанигабалу (Сарданапалу VI) Ассирию и младшему Самулмасадукину (Саосдукину) - Вавилон. Этот меньшой сын его соединился с врагами А., его брат пошел войной на него и Саосдукин сжег себя в 647 г. в вавилонском дворце своем, после чего Сарданапал еще 22 года и в последний раз присоединил к своим владениям Ниневию и Вавилон. Его же птоломеева таблица ассир. царей называет развращенным Хинальдалом. Сарданапал VI (как назыв. этого властителя Берозии) из всех ассирийских государей оставил большее количество документов, которыми воспользовалась современная наука. Он основал в Ниневии богатый архив, из которого уцелели отрывки. Это по большей части копии древних текстов. Сарданапал покорил Египет, разорил Фивы (665), заключил с лидийским царем Гигом союз и проник далеко во внутренность Аравии. Сарданапал положил конец непрерывным распрям из-за эламского престола в 648 тем, что овладел Сузой. Он предпринимал также поход и в Армению. Мидийца Фраорта он победил лично (635), предводительствуя войсками при Ниневии. О сыне его Ассуридилила ничего неизвестно. Последним из династии Саргонидов был, по-видимому, Ассурцикирискун, о котором сохранилась полустертая надпись на глиняном сосуде. Его то называют писатели Саракусом. По-видимому, его следует отличать от легендарного мидоперсидского Сарданапала. Весьма возможно, что и он, подобно Саос-дукину, погиб в пламени собственного дворца, в то время когда Набопалассар вавилонский и Циаксар мидийский напали на Ниневию и разрушили ее, положив навсегда конец Ассирийскому царству (606). Ниневия долгое время оставалась грудою развалин; во времена Ксенофонта самое имя этого города было забыто. Насколько известно, парфяне построили впоследствии город на том же месте, а по свидетельству монет эпохи рим. императоров, римляне основали здесь колонию. Атабеки, по-видимому, построили здесь укрепления; позже насупротив города, на правом берегу Тигра, возник и поныне существующий Моссул. Ниневия оставалась в разрушенном виде до той поры, когда предприняты были ее раскопки в XIX веке. Первые увенчавшиеся успехом раскопки в Моссуле сделаны Джемсом Ричем, в 1820. Воспользовавшись его открытиями, французский консул в Моссуле Ботта в 1842 г. успешно продолжал исследования, преимущественно в Хорсабаде и лежащем к С. от Ниневии Дур-Саркине. С 1851 Плес (Place) также занимался раскопками в Хорсабаде и других соседних пунктах. Сверх того англичанин Лейярд оказал большие услуги археологии успешными раскопками, предпринятыми им с 1845-49 в Нимруде (древнем Калахе) и Коюнджике - собственной Ниневии. После отъезда его, это дело взяли на себя: английский вицеконсул Рассам и Лофтус, производившие раскопки в Коюнджике. Открытые ими древности, часть которых погибла во время переезда по Тигру, доставлены были в Британский музей. Французские и английские находки весьма удачно пополняют друг друга. Исследованы или только отрыты семь дворцов: 1) древнейший дворец КалахТергата, резиденция Теглат-Фалассара I; 2) северный нимрудский дворец, построенный Сарданапалом III; 3) центральный нимрудский, построенный Салманассаром; 4) фундаменты хорасабадского и саргонского дворцов; 5) первый коюнджикский дворец, построенный Сенахерибом; 6) юго-западный нимрудский дворец, построенный Ассаргадоном и второй коюнджикский дворец Сарданапала V.

Ассирийские древности, находящиеся в Луврском и Британском музеях, дают понятие о всей совокупности культурной жизни древней А. Средоточием всех изображений является царь, его свита, царедворцы, жрецы и солдаты. Он изображается в тиаре, длинной, богато украшенной галунами тунике, двойной затканной или вышитой мантии, расходящейся с левой и правой стороны, обнаруживая нижнюю тунику; в правой руке держит скипетр, в левой украшенный меч, всегда в горизонтальном положении. Почти на всех изображениях присутствуют толстые, безбородые евнухи, пользовавшиеся большим почетом и нередко занимавшие должности жрецов. Обыкновенно они держат над головою властителя зонтик или опахало из перьев. Особенно тщательною отделкою отличаются волосы на голове и бороде. Все лица ассир. государей имеют одно и тоже выражение деспотической суровости, без всякого различия по отношению к изображаемому действию: сражению, жертвоприношению или охоте. Ассирийская государственная жизнь теснейшим образом связана с мифологией и культурой страны. Царь получал свое имя от богов; как он, так и его слуги приносили жертвы богам; он обращается к содействию богов, приступая к какому бы то ни было действию, совершаемому их именем или под их покровительством. Религия весьма сходна с тою, которая исповедывалась в Вавилоне. В ассирийских надписях замечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоял еще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, бог земли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин, Ян, Ану - бог дождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием, Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип - луна, Таоат - мать богов, Истар - богиня войны и любви. Истар впоследствии расчленяется на несколько богинь. Планеты считались также божествами, равно как и многие силы природы. Колоссальные быки и крылатые львы изображали собою божества низшего порядка. В национальном боге Ассуре нельзя не узнать Зороастрова Ормузда. Совершенно неизвестен был в Вавилоне бог добра. Ему не посвящен ни один из 12 месяцев и предоставлен лишь 13, вставной месяц. Культ был обставлен с большею пышностью, вообще отличавшею ассирийский быт. Жрецы носили роскошные одежды. В тщательно убранные волосы вплеталось богато изукрашенная лента. В правой руке они держали обыкновенно растение с тремя ветвями и тремя цветками. Растение принадлежало, по-видимому, к виду лотоса. К числу обычных проявлений ритуала принадлежат поклонение символическому чудесному дереву. Несравненно чаще, чем изображения религиозных обрядов, встречаются на ассирийских памятниках изображения сражений. Царь всегда принимал участие в войне. Войска имели разнообразные одежды. Некоторые воины носили чешуйчатые панцири. Собственно боевой порядок был неизвестен. Главная военная сила заключалась в прекрасной коннице и в боевых колесницах. Штурмы, нередко изображаемые на памятниках, велись при помощи лестниц, таранов и т.п. Переправы совершались на ладьях и связанных кожаных мехах. Судьба побежденных была печальна. Они подвергались сажанью на кол, сдиранью кожи, вырыванью языка и т.д. Других массами отправляли в ссылку. На памятниках встречаются изображения подобных сцен. Царь с большим торжеством вступал в покоренные места. Из охот обыкновенно изображались: львиная и на буйволов, иногда также на оленей, зайцев и куропаток. В видах засвидетельствования могущества царя даже и во время охоты, его нередко изображали ведущим львов за уши или за хвост; из оружия против зверей употребляли, смотря по их величине, копья или стрелы. Все изображения посвящены исключительно прославлению царской власти и только мимоходом бросают свет на частную жизнь. Одежда, утварь, мебель, украшения - все указывает на большую роскошь. Вышиванье, по-видимому, доведено было до высокой степени совершенства. Серьги, браслеты и т.п. украшения указывают на весьма выработанную технику. Из изображений попадаются сцены попоек, рыбной ловли, переправ на кожаных мехах, кормления лошадей, бойни овец, езды женщин на мулах. О совершенстве ткацкого искусства, о котором говорит пр. Езекиил XXVII, 22, 24) свидетельствуют замечательные изображения Сарданапала и в нимрудском северозападном дворце. Процветало также гончарное дело, произведения которого отличались разнообразием и изяществом.

В области чисто умственной деятельности можно отметить весьма немного. Из массы надписей на полах, стенах и скульптурных произведениях нет возможности прийти к общему выводу, относительно степени общей образованности. Клинообразные письмена, принадлежа к числу трудных, препятствовали распространению грамотности и их 300 знаков, еще во времена ассирийских царей, вызвали необходимость в официальных грамматических трудах. Рядом с этим, частью идеографическим, частью силлабическим письмом существовало и скорописное. В высшей степени поучительны исторические тексты и отрывки легенд; бесчисленное множество надписей неофициального содержания дают богатый материал для заключений относительно народной жизни. Большая часть этих документов торгового и юридического содержания и заключают ценные указания на воззрения ассирийцев по вопросам о праве личном, порядки перехода права собственности и о судебных доказательствах. Прочие надписи астрологического и тератологического содержания. Встречаются также надписи медицинского содержания, что же касается нравственно-философского - то материалы крайне скудны. Архивы Сарданапала VI заключают правила обращения государей с народом; сверх того сохранилось множество жалоб, в которых просители жалуются на грубое обращение со стороны должностных лиц. В области философских воззрений можно указать на идею о несуществовании загробной жизни. По понятиям ассирийцев могила местопребывание и тела и души.

Воспоминание об А. утратилось весьма быстро, но идеи, лежавшие в основании ассир. государственного устройства, перешли в Персию, а оттуда распространились по всему Востоку и перешли в Грецию и Византию. А. вместе с Египтом дает древнейший образец организованного монархического государства и администрации. Из 40 придворных должностей из туранских времен до нашего времени удержалось название драгомана, переводчика (от ассир. tur Guman образов. drogman). Ассирийцы, также как позднее афиняне и римляне называли года по имени известных должностных лиц. Сохранился длинный список этих эпонимов, а упоминаемое в нем солнечное затмение, которое оказалось затмением, происходившим 13 июня, 809 до Р. Х., придает этой хронологии большую достоверность. Ассирийцам и вавилонянам обязаны мы древнейшей системой меры и веса, которая в своих основных чертах послужила основанием греческой. 

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

ПРАВИТЕЛИ АССИРИИ

?   Тудийя
?   Адаму
?   Янги
?   Сахламу
?   Хархару
?   Мандару
?   Эмцу
?   Харцу
?   Дидану
?   Хану
?   Зуабу
?   Нуабу
?   Абазу
?   Белу
?   Азарах
?   Ушпиа
?   Апиашаль
?   Хале
?   Саману
?   Хайану
?   Илумер
?   Якмеси
?   Якмени
?   Язкурель
?   Илакабкабуху
?   Амину
?   Сулили
?   Киккиа
?   Акиа
Нач. XX Пузур-Ашшур I
?   Шалимахум
Ок.1945 Илушума
1940- 1901 Эришум I
Ок.1885 Икунум
?   Саргон (Шаррумкен) I
?   Пузур-Ашшур II
?   Нарам-Син
?   Эришум II
1813-1781 Шамши-Адад I
1797-1757 Ишме-Даган I
?   Мут-Ашкур
?   Риму...
?   Асинум
?   Пузур-Син
?   Ашшур-дугуль
?   Ашшур-апла-идин
?   Нацир-Син
?   Син-намир
?   Ипки-Иштар
?   Адад-цалулу
Ок. 1700 Адаси
?   Белубани
?   Либайа
?   Шарма-Адад I
?   Иптар-Син
?   Базайа
?   Луллайа
Ок.1633-1620 Кидин-Нинуа
?   Шарма-Адад II
?   Эришум III
?   Шамши-Адад II
?   Ишме-Даган II
?   Шамши-Адад III
?   Ашшур-нерари I
?   Пузур-Ашшур III
?   Эллиль-нацир I
?   Нурили
?   Ашшур-шадуни
?   Ашшур-раби I
?   Ашшур-надин-аххе I
1432-1427 Эллиль-нацир II
1426-1420 Ашшур-нерари II
1419-1411 Ашшур-бел-нишешу
1410-1403 Ашшур-рим-нишешу
1402-1393 Ашшур-надин-аххе II
1392-1366 Эриба-Адад I
1365-1330 Ашшур-убаллит I
1329-1320 Эллиль-нерари
1319-1308 Арикденили
1307-1275 Адад-нерари I
1274-1245 Салманасар (Шульману-ашаред) I
1244-1208 Тукульти-Нинурта I
1207-1204 Ашшур-надин-апал
1203-1198 Ашшур-нерари III
1197-1193 Эллиль-кудурри-уцур
1192-1180 Нинурта-апиль-Экур
1179-1134 Ашшур-дан I
?   Нинурта-тукульти-Ашшур
?   Мутаккиль-Нуску
1133-1116 Ашшур-реш-иши
1115-1077 Тиглатпаласар (Тукульти-апал-Эшарра) I
1076-1075 Ашаред-апал-Экур
1074-1057 Ашшур-бел-кала
1056-1055 Эриба-Адад II
1054-1051 Шамши-Адад IV
1050-1032 Ашшур-нацир-апал I
1031-1020 Салманасар II
1020-1014 Ашшур-нерари IV
1013-973 Ашшур-раби II
972-968 Ашшур-реш-иши
967-935 Тиглатпаласар II
934-912 Ашшур-дан II
911-891 Адад-нерари II
890-884 Тукульти-Нинурта II
883-859 Ашшур-нацир-апал II
858-824 Салманасар III
823-811 Шамши-Адад V
810-783 Адад-нерари III
782-773 Салманасар IV
772-755 Ашшур-дан III
754-745 Ашшур-нерари V
744-727 Тиглатпаласар III
726-722 Салманасар V
721-705 Саргон II
704-681 Синаххериб
680-669 Асархаддон
668-635/627 (? ) Ашшурбанапал
634-624 (?) Ашур-этель-илани
?   Син-шуму-лишир
?   -612 Син-шар-ишкун
611-609 Ашшур-убаллит II

 


Далее читайте:

Ассирии цари (описание и генеалогическая таблица).

Правители

Ашшур-ах-ид-дин, Асархаддон (681-669 гг. до н.э.), сын Синахериба от вавилонянки Накии, ассирийский царь.

Салманасар I, Шульману-ашаред (1275-1245 гг. до н.э.), сын Адад-нерари I, ассирийский царь.

Шамши-Адад I (1813-1781 гг. до н.э.), царь Ашшура .

Шамши-Адад V, царь Ассирии (Месопотамия), правивший в 824-811 гг. до Р. Х.

Методика преподавания

Главная » Голощекин Б.А., Линко Г.М., Попова А.И., Фельдман Л.И. Уроки по истории Древнего Мира в V-VI классах: 3-й урок. Ассирия в начале I тысячелетия до н. э.

Карты

Ассирия в XIII - VII вв. до н.э. (карта).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС