Индия |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в XVI — XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Народные движенияВ XVI в. антифеодальные народные движения проходили под знаменем «еретических» религиозных учений и отличались локальным характером, не сливаясь в единую струю. В Панджабе все большее влияние среди торговых и ремесленных слоев завоевывал сикхизм, вдохновленный идеями бхакти. Основателем сикхизма был Нанак (1469—1538). Сикхи выступали против кастовых различий, против религиозной (как индусской, так и мусульманской) обрядности, не требовали отказа от мирской деятельности и оказывали помощь беднякам своей секты. Безусловная покорность главе секты (гуру) считалась основной добродетелью сикхов. При четвертом гуру сикхов, Рамдасе (1574—1581), сикхи стали владеть землей около Амритсара, построили там храм и выкопали священный пруд. Рамдас через своих агентов собирал регулярные пожертвования, а следующий гуру — Арджан (1581—1606)—превратил эти добровольные даяния в подомный налог, взимавшийся со всего населения, проживавшего на принадлежавшей сикхам территории. В Бенгалии наибольшим влиянием пользовались последователи проповедника бхакти Чайтанья (1486—1534). Он призывал к отшельничеству и исступленному обожанию бога в образе Кришны. После смерти Чайтаньи протест его последователей против феодального общества стал вырождаться в мистико-чувственную обрядность. В Раджпутане бхакт Даду (1544—1603) странствовал по раджпутским княжествам и призывал к смирению, кротости и любви. Наибольшую популярность в Северной Индии получил Тулси Дас, чья поэма «Рамаяна» (1575) стала известна всему населению, говорящему на хинди. Тулси Дас выступал против кастовых различий, критиковал угнетение и лживость окружавшего его мира, но выход видел лишь в мистическом единении с богом в образе Рамы. Среди мусульман временами вспыхивали отголоски махдийского движения, разгоревшегося при Ислам-шахе сыне Шер-шаха. Тогда [546] махдисты фактически захватили округа Биана и Хиндия в Доабе. К махдистам примыкали городское население, крестьяне и некоторые оппозиционные феодальные круги. Это движение было с трудом подавлено в 1549 г., но вспыхнуло вновь в Дели и Панджабе в 1573 г.; до восстания на этот раз дело не дошло. Афганские племена, в первую очередь юсуфзаи, присоединились к мусульманской секте рошанитов. Основателем ее был Байазид Ансари, выступавший как против феодализирующейся афганской знати, так и претив гнета Могольской империи. Акбар в 1585—1600 гг. посылал ряд карательных экспедиций против рошанитов, захвативших горные проходы между Индией и Кабулом, но потерпел несколько тяжелых поражений. Ему удалось под конец подавить афганцев-рошанитов, но после смерти Акбара рошаниты опять восстали. [547] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XVI — XVIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |