Индия |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в XVI — XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Народные восстания во второй половине XVII в.В то время как на юге могольские войска сражались против маратхов, в районе Агра — Дели против высоких налогов восстали джаты-крестьяне. Под руководством своего вождя Гокла они в 1669 г. построили форты и перерезали караванный путь из Агры в Дели. Однако джаты не смогли противостоять большой могольской армии и, несмотря на героическое сопротивление, погибли в сражении. Гокла был четвертован в Агре. В 1672 г. в Нарноле (в том же районе) восстала секта сатнами («честное имя»). Повстанцы — джаты желали свергнуть Аурангзеба и установить царство справедливости. Это восстание было подавлено 10-тысячной армией. Однако восстания джатов вспыхнули в 1685— 1691 гг. и снова — в 1704 г. (на этот раз под руководством Чаурамана). Все эти восстания были порождены не просто религиозными противоречиями. В их основе лежали социальные разногласия, они были различными стадиями многовековой борьбы за национальное самоопределение отдельных народов Индии. Это видно на примере борьбы афганцев— таких же мусульман-суннитов, как и Аурангзеб. Восстания афганцев следовали одно за другим, то с юсуфзаями во главе, то с хаттаками, то с афридиями. В узких горных проходах афганцам иногда удавалось уничтожать целые могольские армии. Так случилось в 1667 и 1674 гг. Однако Аурангзеб сам возглавил свои армии, стал подкупать отдельных афганских вождей и разжигать распри между афганскими военачальниками. В результате в 1676 г. афганский союз племен распался. Лишь Хушхал-хан, пламенный патриот и незаурядный поэт, не подчинился Моголам, а создал независимое государство на территории хаттаков, которое, однако, погибло в междоусобной борьбе вскоре после его смерти (1689 г.). Афганцы и сегодня чтят Хушхал-хана как поэта и героя. Сикхи тоже не прекращали борьбу против Моголов. Девятый гуру сикхов, Тег Бахадур, сплотил сикхов и построил крепость Анандапур. Вокруг него собирались панджабские крестьяне. Он был схвачен Моголами в 1675 г. и четвертован в Дели. Его сын гуру Гобинд военизировал всю сикхскую организацию. С этого времени сикхизм из сектантского течения среди торгово-ремесленного населения стал превращаться в антифеодальную идеологию мятежных крестьян. Гобинд заявил, что власть гуру отныне переходит ко всей сикхской общине (хальсе). Сикх должен отречься от прежних кастовых или религизных связей и сознавать только общность с другими сикхами. Для сикхов были установлены особые обряды и одежда, резко отличавшие их от индусов и [558] мусульман. Основой сикхских общин стали панджабцы, однако к сикхам мог тогда примкнуть любой человек из другой части Индии. Гобинд построил ряд фортов в Панджабе и заключил союзы с мелкими раджами горных заминдарств, но не смог противостоять могольской армии; после долгого сопротивления Анандапур был взят. Гобинду пришлось бежать. Он скитался до смерти Аурангзеба в 1707 г., а в 1708 г. был убит. Однако борьба сикхов продолжалась. В 1678 г., после смерти князя Марвара, бывшего сановником Аурангзеба, разгорелась борьба между могольским ставленником в княжестве и сторонниками младенца — сына покойного, ставшего знаменем восстания против могольского ига. Аурангзеб двинул армию в Марвар. Деревни были разорены, города разграблены, индусские святилища разрушены. Но тут восстал Радж Сингх — князь соседнего раджпутского княжества Мевар. Аурангзеб выслал против него войско своего сына Акбара; раджпуты разбили армию Акбара и начали с ним тайные переговоры, обещая поддержку, если он попытается свергнуть своего отца. Акбар поднял бунт, но Аурангзеб хитростью расстроил союз своего сына с раджпутами, и Акбар бежал к маратхам. Аурангзеб заключил мир с Меваром, но Марвар продолжал борьбу с Моголами до 1709 г. Феодальная обособленность воспрепятствовала единству действий двух крупнейших раджпутских княжеств, но в какой- то мере борьба с раджпутами ослабила и Моголов — необходимость держать войска в Раджастхане отвлекала их от борьбы с маратхами. [559] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XVI — XVIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |