Индия |
|
V—XIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в V—XIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ЛитератураРаннее средневековье — период возникновения в большинстве районов Индии литературной традиции на местных языках, хотя сохранялась и санскритская традиция. Нередко одни и те же авторы писали и на родном языке и на санскрите. В основном в раннее средневековье развивалась поэзия. Даже научные трактаты и законодательные положения излагались стихом. Прозаические произведения, появлявшиеся в этот период, отличаются высокими художественными достоинствами, но все же составляют исключения. К ним относятся «Приключения десяти принцев» («Даша кумара чарита») Дандина, «Кадамбари» Баны (VII в.) и другие произведения жанра так называемой обрамленной повести, т. е. рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Занимательные и поучительные, эти произведения находили широкую аудиторию слушателей и читателей в городах и селениях Индии. Санскритская поэзия в этот период становилась все более утонченной и изысканной, превращаясь в значительной части в придворную лирику. Исключение представляет, пожалуй, лишь песня о Кришне — «Гитаговинда» Джаядевы (XII в.), оказавшая глубокое влияние на развитие поэзии почти на всех новоиндийских языках. Примером чисто придворного творчества может служить «Рамачарита» — поэма анонимного автора, жившего при дворе Рамапалы (1077—1119) из династии Палов. Используя специфику санскрита, где сложные слова иногда могут быть поняты по-разному, автор создал поэму, имеющую одновременно два смысла. Каждый стих можно понять и как прославление подвигов легендарного героя Рамы и как панегирик деяниям реального государя Рамапалы. Формой развития местных литератур на базе древней санскритской служили переводы и переложения классических произведений на местные языки. Например, в XIII в. «Рамаяна» была пересказана на телугу Буддхой Редди. Наиболее характерным жанром возникавшей оригинальной поэзии на новоиндийских языках была героическая поэма. Примером ее может служить «Баллада о Притхвирадже» («Притхвирадж расо») Чанда Бардаи (1126—1196) — пышное, идеализированное описание борьбы Притхвираджа Чаухана с мусульманскими захватчиками. Самой обширной и развитой из литератур на местных языках была тамильская. Она появилась раньше других — еще в первые века нашей эры. В III—IV вв. в Тамилнаде существовала «санга» — что-то вроде поэтической академии. От того времени сохранились сборники [109] «Восемь антологий» («Еттутохей») и «Десять лирических поэм» («Паттупатту»), Примерно к VII в. относятся «Двустишия» («Курал»), составленные Тируваллуваром, и «Наладийяр» — сборники коротких нравоучительных изречений, охватывающих вопросы этики и политики. Дидактичны, пронизаны идеологией кармы тамильские эпические поэмы «Сказание о браслете» («Шилаппадигарам») и «Манимехалей». В то же время они отличаются большой лиричностью и реальным изображением быта и человеческих страданий. Распространение на Юге идей бхакти вызвало к жизни обширную поэзию найянаров (шиваитских бхактов), расцвет которой относится к VIII—IX вв., и альваров — певцов, создававших гимны в честь бога Вишну. В соответствии с идеологией бхакти, требовавшей всеобъемлющей любви к богу, гимны найянаров и альваров отличаются исключительной лиричностью, воспеванием преданности богу, изображаемой в виде земной любви. [110] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |