Индия |
|
V—XIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в V—XIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ИскусствоСреди изобразительных искусств наибольшее развитие получили скульптура и архитектура. Первой задачей скульптуры было создание зримых образов почитаемых лиц и богов. Скульпторы-буддисты создавали изваяния Будды, индуисты — Шивы. Сюань Цзан в VII в. упоминает, что он видел скульптуру Будды из меди высотой 27 м. Изображения богов часто бывали традиционными — в одной определенной позе, обязательно с соответствующими атрибутами — и потому давали мало простора для выявления творческой личности художника. Более индивидуализированы изображения других мифологических образов — духов неба и земли в виде танцовщиц и музыкантов (якшиней, нагиней, апсар, гандхарвов). Эти скульптуры отличаются обычно замечательной пластикой и экспрессией. Выдающимся образцом ранней скульптуры является горельеф «Сошествие богини Ганги» в Махабалипураме. Вырубленный в естественной скале, отличающийся сложностью и свободой композиции, включающей множество фигур людей и животных, он свидетельствует о высоком мастерстве южноиндийских скульпторов. Монументальна и выразительна многофигурная композиция в Эллоре «Раван, сотрясающий гору Кайласу». Грубая сила и энергия Равана, пытающегося разрушить гору, где восседают Шива и его жена Парвати, растерянность богини и величественное спокойствие Шивы переданы уверенной рукой мастера. К этому же периоду относятся барельефы и скульптуры пещерного храма Шивы в Элефанте. В дальнейшем монументальность скульптуры исчезает. Скульптура сливается с архитектурой, становясь ее украшением. С X в. заметен застой и в средствах скульптурного изображения. Архитектура же продолжала развиваться. На нее значительное влияние оказало совершенствование методов обработки камня. В V—VIII вв. происходит переход от сооружения пещерных храмов (Эллора, Элефанта) и храмов, высеченных из монолита (Махабалипурам), к строительству сооружений на открытом месте из каменных блоков. Мы можем судить о средневековой архитектуре главным образом по сохранившимся культовым зданиям, хотя в литературе и надписях встречаются упоминания о жилых домах в несколько этажей, о сооружении крепостей, стен и т. п. В X—XII вв. вырабатывается несколько стилей храмового зодчества. Один из них представлен храмами в Кхаджурахо (примерно 954—1050 гг.) и Конараке (1234—1264 гг.). Он характеризуется отсутствием собственно архитектурных деталей: колонн, столбов, портиков. Массивные глухие стены высоких, закругленных вверху башен по- [110] крыты сплошной резьбой, барельефами, имеющими орнаментальное, но иногда и смысловое значение. Например, барельефы эротического содержания в Кхаджурахо представляют собой иллюстрации к трактату о любви «Камасутра». Чольский стиль, распространившийся в Тамилнаде, также характеризуется высокими конструкциями шикхар (храмовых башен), сплошь покрытых горельефами; шикхары в разрезе трапециевидны. Храм Раджараджешвары в Танджуре высотой 60 м является самым крупным сооружением той эпохи. На территории позднейшего Майсура в XI—XII вв. возник хойсальский стиль храма — довольно низкого сооружения, многоугольного в плане, распластанность которого подчеркивалась четким горизонтальным членением фасадов. В V—VIII вв. развивалась и древняя фресковая живопись, однако в дальнейшем ее традиции утрачиваются. Среди других искусств следует упомянуть театральное, хотя оно также находилось в упадке. Классический театр Калидасы, Шудраки к IX в. почти исчез. При дворах имелись театральные труппы, ставившие изысканные пьесы, рассчитанные на небольшую аудиторию. Продолжалось развитие народного театра — фарса, пантомимы на эпические сюжеты, но о нем мы имеем слишком незначительные сведения. На прежней высоте удерживалось искусство классического танца и пения, центрами которых сделались храмы. [111] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |