Империя инков |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Империя инковГлавы из книги: Итье С. Инки. М., 2013, с. 47-74. КУСКОРасположенный на высоте 3450 метров, в долине реки Уатанай, Куско не выглядел четко структурированным городом. Столица была относительно мелким центром, разместившимся у подножия холма, поселением, в котором были [56] сконцентрированы элитные строения и окрестности которого расстилались по отрогам долины. Действительно, чтобы максимально расширить площадь пригодных для обработки земель, инки возводили в глубине долины лишь террасы, дороги и каналы. Строения Куско были «зажаты» между двумя реками-каналами, Уатанай и Тульюмайу. [57] Принято считать, что в Куско проживало от 15 000 до 20 000 человек, главным образом представителей элиты и их слуг. Здесь же находились дворцы умерших Инков. В них хранились мумии правителей и их потомков, а также, как и в храмах, множество золотых и серебряных предметов в виде посуды, статуй и пластин, украшавших стены и крыши. Для инков эти металлы не имели денежной ценности, а их использование являлось уделом лишь знати. Крайняя степень аккумуляции их в столице, вероятно, должна была подчеркнуть священный характер этого места. Куско, таким образом, был прежде всего религиозным городом и своего рода музеем памяти об инкских правителях. Боги и умершие почти беспрестанно и в огромных количествах получали там подношения, потребляя довольно-таки значительную часть ренты правящего Инки. Хуан Поло де Ондегардо, испанский чиновник, который тщательно изучал инков [58] в 1550-е годы, описывал столицу так: «Куско был домом и жилищем богов, и в городе невозможно было найти ни одного фонтана, прохода или стены, о которых бы не говорили, что у них есть своя тайна». Стоило путешественникам открыть для себя этот город, перейдя через перевал, как они уже не жалели для него молитв и подношений. Базовым элементом инкского градостроительства являлась совокупность прямоугольных в плане, однокомнатных и одноуровневых, строений, расположенных вокруг какого-либо двора. Такую постройку называли канча («огороженное место»), так как обычно она была окружена высокой стеной [59] с одной или двумя входными дверьми, что гарантировало обособленность проходившей за этой «оградой» жизни. Такая структура была характерна как для обычных жилищ, так и для дворцов и храмов, в которых «проживали» боги. Улицы Куско представляли собой узкие проходы между высокими стенами, заключавшими в себе эти жилые или религиозные комплексы. С одной из сторон города находилась огромная, 190x165 м, площадь. Она была известна под названием Аукайпата («площадь отдыха»), так как служила для проведения крупных обрядовых пиршеств. Ограниченная с одной из сторон рекой Уатанай, она тянулась вдоль этой реки, плавно переходя в другую, почти столь обширную площадь, которая называлась Кусипата («площадь увеселений»), — на ней проходили военные парады. Куско выглядел относительно однообразным: большинство домов, храмов и дворцов были одноэтажными, и все без исключения имели соломенную кровлю; никакое сооружение, вроде мексиканских пирамид, не выделялось среди этих однородных строений. Городской рисунок во многом был продиктован топографией: здания центра располагались на высоком отроге, разделявшем реки Тульумайу и Уатанай, тогда как прочие постройки громоздились друг над другом на склоне холма. [60] Над всем этим скоплением зданий высилась огромная крепость и храм Саксайуаман, построенная на возвышенности в северной части города. Сегодня от нее остались лишь самые большие камни, те, которые испанцам не удалось пе реместить при строительстве колониального города. Город Куско в описании Педро Санчо (1534 г.) Этот город — величайший и прекраснейший из всех, когда-либо виденных в этой стране или где-либо в Вест-Индии. Он настолько красив, а здания его настолько прекрасны, что он был бы великолепен даже в Испании. Он весь состоит из жилищ, принадлежащих сеньорам, так как простые люди в нем не живут. [...] Большая часть зданий построена из камня, а у остальных из камня сделана половина фасада. Есть также много домов из саманного кирпича, очень умело построенных. Они располагаются вдоль прямых улиц по крестообразному плану. Все улицы — мощеные, а посередине каждой улицы проходит облицованный камнем канал для воды. Единственный недостаток этих улиц в том, что они узкие: только один человек может проехать верхом по каждой стороне канала. [...] Площадь, квадратная по форме, находится в наиболее рав- [61] нинной части и полностью покрыта мелким гравием. Вокруг высятся четыре господских дома, из тесаного камня и раскрашенные. Самым красивым из четырех является жилище Гуайнакабы [=Уайна Капак], старого касика. В него ведет вход из красного, белого и разноцветного мрамора, и он украшен другими двугранными конструкциями, великолепными на вид [...] На вершине круглого и очень крутого холма, нависающего над городом, стоит невероятно красивая крепость из камня и самана. Ее большие окна выходят на город, что делает ее еще более прекрасной. За крепостной стеной находятся многочисленные здания, а посреди них — главная башня цилиндрической формы, в четыре или пять этажей. [...] Камни [башни] такие гладкие, что могут сойти за полированные доски. [...] В крепости столько помещений и башен, что одному человеку никак не осмотреть их за день. Многие испанцы, бывавшие в Ломбардии и в других чужеземных королевствах, утверждают, посетив ее, что никогда не видели ни подобного здания, ни столь же хорошо укрепленного замка. [...] Самое прекрасное, что можно увидеть в этом городе, — это его крепостная стена. Она сложена из камней столь огромных, что ни за что не поверишь, что их поставили [62] на места обычные люди. Они такие крупные, что кажутся кусками скалистых гор. Долина реки Уатанай отличалась очень плотной застройкой. Рядом, в предгорьях инки возвели террасы, ирригационные каналы, комплексы хлебных амбаров и новых деревень, где они размещали крестьян, прибывавших из различных провинций империи. Здесь же находились и загородные дома представителей местной аристократии, а также храмы. Общее количество жителей столицы и ее предместий могло достигать 100 000 человек. «Куско» (Куску) — термин из языка аймара, означающий «сова». Согласно инкскому мифу об основании этого города, Манко Капак, прибыв в окрестности будущего Куско, приказал одному из [63] своих братьев, Айару Ауке, взлететь на каменный столб, расположенный неподалеку от того места, на котором однажды возникнет Золотой Храм (Кориканча), и закрепиться там, дабы обозначить свое владение этой территорией. Айар Аука так и сделал, превратившись в указанном месте в камень. Этот монолит известен с тех пор под именем Куску Уанка, «Скала Совы», вероятно, потому, что Айар Аука превратился именно в эту птицу, чтобы долететь до сего межевого камня. Он-то и дал свое имя этому поселению, постепенно разросшемуся вокруг него и ставшему называться просто Куско. [64] Вернуться к оглавлению Империя инков. Вернуться к меню: Всё об инках.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |