Иран |
|
X—XV века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иран в X—XV векахГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Социально-экономическое развитие и культура (X—XII в.)Феодальные отношенияВ государствах Ирана в X—XII вв. продолжали существовать те же категории феодального землевладения, какие сложились в VII—IX вв., но соотношение между ними изменилось за счет земель государственных, на которых крестьяне эксплуатировались непосредственно государством, а также мульковых; уже в X в. значительно увеличились размеры земель икта. До Буидов мульковые имения преобладали в Фарсе и, по-видимому, также в Джибале (на северо-западе Ирана), где в IX в. был известен землевладелец, обладавший почти тысячью селений. Буиды конфисковали много мульковых земель и роздали их своим воинам и служилым людям на правах икта. Рост фонда земель икта за счет мульковых и государственных земель происходил также и на востоке Ирана, во владениях Саманидов. Вместе с тем усилилось влияние новой военной знати, наделенной землями икта. Среди них встречались очень крупные землевладельцы. Так, в середине X в. саманидский военачальник Алп-Тегин владел 500 селениями, 100 тыс. голов лошадей и около 1 млн. голов овец. Земли икта, юридически не наследственные, фактически все чаще превращались в наследственные благодаря обычаю передачи по наследству должностей, к которым были прикреплены земли икта. В X в., например, семья Симджуридов на протяжении жизни четырех поколений владела Кухистаном на правах икта. Старинная иранская знать — дихканы, а также землевладельцы из потомков арабских завоевателей — в X в. все еще сохраняла в своих руках большой земельный фонд наследственных мульковых имений и была очень влиятельна. Так, потомки Ханзалы ибн Тамима владели обширными и лучшими землями в Фарсе; семья ар-Расиби была собственницей целого округа Дур ар-Расиби в Хузистане. Эта провинциальная знать — как дихканы, так и арабские землевладельцы — часто жила в своих фамильных замках, которых в X в. было еще очень много. По словам Истахри, в одном только Фарсе сохранилось около 5 тыс. замков. Арабская фамилия Дулафидов, хотя и утратившая прежнее могущество, в X в. владела в округах Кереджа и Исфахана замками, к которым примыкали их сады, парки и поместья. О положении крестьян в X в. известно мало. В ряде областей Ира- [342] на, например в Хорасане, сохранялись свободные крестьяне. Это были члены сельских общин, еще остававшихся свободными, и выделившиеся из общины крестьяне, владевшие своими участками на правах собственности; свободных крестьян также называли дихканами. В волости (рустак), родом из которой поэт Фирдоуси, таких свободных мелких собственников земли насчитывалось около тысячи. Но к концу X в. усилилось наступление феодалов на таких крестьян. Их земли захватывались казной или феодалами при помощи судебных процессов либо силой. Крестьяне превращались в феодально-зависимых издольщиков или бродяг и нищих. Длительный процесс превращения большинства свободных крестьян Ирана в феодально-зависимых в основном завершился к концу X в. Одним из путей этого превращения была коммендация, т. е. формально добровольная, фактически же вынужденная отдача крестьянами своих земель под патронат сильных феодалов. Географы Истахри и Ибн Хаукаль (X в.) отмечали, что в Фарсе такие мелкие собственники земель передавали свои участки в собственность знатных людей, чтобы снискать их покровительство; такие земли фактически оставались в держании прежних владельцев, которым их «покровители»-феодалы оставляли 1/4 урожая с этих земель. Истахри и Ибн Хаукаль сообщают о высоких денежных ставках хараджа-мисаха в Фарсе, в окрестностях Шираза и других городов. В тех районах (экономически менее развитых) Фарса, где харадж-мукасама взимался натурой, он составлял 1/10 , 1/4 или 1/3 урожая с земель, орошаемых каналами, а с земель орошаемых водой из колодцев или из каналов при помощи водоподъемных колес,— 2/3 урожая. Усиление налогового бремени и захваты крестьянских земель во владениях Газневидов вызвали не только пауперизацию части крестьян, но и разорение мелких землевладельцев — дихканов, а в связи с этим падение стоимости земли. Историк XI в. Бейхаки приводит характерный пример: в окрестностях Нишапура стоимость плужного участка земли прежде равнялась в среднем 1 тыс. дирхемов, в конце 30-х годов XI в.— 200 дирхемам. После битвы при Данданакане, когда Хорасан был наводнен сельджукскими захватчиками, тот же плужный участок отдавали за 1 ман 1 пшеницы, и никто не покупал, ибо владение землей было ничем не обеспечено. Сельджукское завоевание привело к перераспределению земельного фонда. Множество мульковых земель дихканов перешло на правах икта в руки завоевателей— тюркской военно-кочевой знати. Старинная знать — дихканы — в XI — XII вв. (как установил акад. В. В. Бартольд) постепенно исчезла. При Сельджуках преобладающим видом феодальной земельной собственности стала икта. Мелик-шах роздал икта 46 тыс. воинов: низшим чинам феодального ополчения — деревни, высшим — целые области. Тюрки — владельцы икта, не прекращая кочевой жизни, не теряя связи со своими племенами, становились феодальными эксплуататорами иранского оседлого крестьянства. При сельджуках икта, хотя еще и не юридически, практически все более превращалась в наследственное владение. Она соединялась с налоговым иммунитетом: все подати, какие поступали с государственных земель в казну, с земли, отданной в икта, уплачивались ее владельцу. Постепенно крупные икта становились самостоятельными княжествами, владетели которых стре- [343] мились к фактической независимости. Рост земель икта за счет земель государственных ослаблял центральную власть и способствовал усилению феодальной раздробленности. В конце XI в. Низам ал-Мульк в своей «Книге о правлении» настаивал на том, чтобы статут икта оставался в рамках прежнего временного бенефиция и чтобы его владельцы не имели иных прав над крестьянами, кроме права получения от них ренты «добрым способом» (в положенные сроки и в установленном размере). Но из других мест той же книги видно, что действительное положение земель икта было иным и райиаты страдали от произвола владельцев. Как показывают указы хорезмшахов, к концу XII в. административная и судебная власть владельцев икта над населением их территорий была признана уже официально. Положение крестьян при первых двух сельджукских султанах несколько улучшилось, но ненадолго. В XII в. наряду с хараджем и чрезвычайным налогом (авариз) появился ряд сборов с крестьян на нужды войска (например, сбор на подковы для боевых коней) и в пользу владельцев селений (под видом «подарков», «поздравительных» и т.д.). Историк Раванди в конце XII в. сообщает, что после присоединения Ирана к государству хорезмшахов усилились налоговые притеснения райиатов чиновниками дивана финансов, повысились ставки податей. Примечания 1. Ман – мера зерна, равная для различная местностей; в Хорасане – от 4 до 6 кг. и выше. [344] Вернуться к оглавлению главы Иран в X—XV веках Вернуться на страницу Все об Иране и персах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |