Иран |
|
X—XV века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иран в X—XV векахГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Иран в XIII —XV вв.Налоговая система ильхановВажной причиной экономического упадка Ирана после монгольского завоевания была налоговая политика завоевателей. Наряду со старыми налогами монголы ввели новые. В одних областях по-прежнему взимали поземельную подать — харадж, в других — введенную монголами подать купчур (монг.), в некоторых же — и ту и другую. Купчур, взимаемый с кочевников, был податью с поголовья скота (по 1 голове со 100 голов каждого рода скота); он не был тяжел. Но купчур с оседлых райиатов — крестьян и горожан — был подушной податью (взимавшейся с мужчин); до завоевания подушную подать (джизйа) платили только зиммии, т. е. христиане, иудеи, зороастрийцы, мусульмане же были от нее избавлены. Теперь взимали купчур со всех раийатов без различия веры. Он взимался в деньгах, ставки часто изменялись и нередко определялись по произволу чиновников финансового дивана. Кроме купчура и хараджа (взимаемого обычно натурой из доли урожая) собиралось еще десятка два податей: «чрезвычайные» налоги, сборы для снабжения войск, сборы для покрытия издержек по со-держанию разных чинов и оплаты их разъездов, подать с садов и т. д. Тяжелы были повинности — принудительные работы крестьян в пользу государства — на строительстве оросительных сооружений, дворцов, крепостей, казенных зданий и т. д. Не менее тяжелой была и постойная повинность — обязанность крестьян и горожан принимать к себе в дом на постой на неопределенное время эмиров, гонцов и военных и гражданских чинов с их челядью. Тяжела была для раийатов и ямская повинность — предоставление для почтовых станций людей, а также верховых и вьючных животных. Налог с ремесла и торговли — тамга (монг.) —составлял 10% стоимости каждой оптовой или розничной торговой сделки. Дополнительным бременем на плечи раийатов ложилась система расплаты по государственным денежным обязательствам (по отношению к служилым людям и кредиторам) ассигновками, выписанными на местные казначейства, которые в свою очередь перекладывали уплату на раийатов. Нередко случалось, что одни и те же подати взимались с раийатов по два-три раза и больше. Вся эта система податей и повинностей была особенно тяжела для крестьян ввиду разорения сельского хозяйства и произвола финансовых чиновников и откупщиков налогов, которыми были феодалы (монголы и уйгуры), купцы или ростовщики. Во многих областях крестьянам приходилось отдавать землевладельцам и государству свыше 80% своего урожая, и они все еще оставались в недоимщиках. Это вызывало массовое бегство крестьян в леса и горы. Многие нарочно держали свои дома полуразрушенными, чтобы избавиться от сборщиков податей и от постоя. По словам Рашид ад-дина, разруха дошла до того, что в ряде округов (Мерв, Балх, Герат, Рей, Хамадан, Кум и др.) только 1/10 имений была обработана, остальные были в запустении; во многих городах в среднем из каждых десяти домов было заселено только пять, а прочие пустовали. При монголах впервые появляются известия о прикреплении крестьян к земле — не к личности землевладельца, а к селению и участку, где [354] крестьянин был приписан. Жестокость эксплуатации вызывала восстания— в Фарсе (1265 г.) и в Луристане (1291 г.). В 80—90-х годах раз-вернулось массовое повстанческое движение. Отряды, состоявшие из беглых крестьян, рабов и обедневших кочевников (курдов, луров и даже монголов), укрывались в горных ущельях, лесах и степях, а затем нападали на ставки эмиров и караваны. В каждом селении и в каждом кочевье у них были друзья, укрыватели и лазутчики. Народ сочувствовал повстанцам, а если кого-нибудь ловили и вели казнить, народ роптал: «Как можно казнить такого героя!» [355] Вернуться к оглавлению главы Иран в X—XV веках Вернуться на страницу Все об Иране и персах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |