Иран |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иран в XVI—XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Иран к началу XVI в.К началу XVI в. Иран не был политически единым; на его территории находились различные по величине феодальные владения. Хорасан, вместе с Афганистаном и Туркменией входил в состав государства тимуридского султана Хусейна Байкары (1469—1506). Около 1500 г. государство Ак Коюнлу (на западе Ирана) разделилось на два владения: в Азербайджане и Армении правил султан Альвенд, а в Ираке Персидском — султан Мурад. В Фарсе, Кермане, Иезде, Ираке Арабском и Дийярбекре правили независимые царевичи из дома Ак Коюнлу. На севере Азербайджана находилось государство ширваншахов. Ардебильским районом владели наследственные шейхи Сефевиды, стоявшие во главе дервишского ор-дена Сефевийе, основанного в начале XIV в. шейхом Сефи ад-дином. Первоначально орден был связан с ремесленными корпорациями и народными низами, но вскоре среди послушников (муридов) сефевидских шейхов появились и феодальные элементы, а шейх Сефи ад-дин превратился в довольно крупного землевладельца. В XV в. Сефевидам удалось завладеть г. Ардебилем. Желая сохранить влияние на народные массы, Сефевиды примкнули к шиитскому толку имамитов. Их влияние распространилось далеко за пределы Азербайджана. В XV в. Сефевиды получили и значительные военные силы, так как к ним присоединились тюркские кочевые племена во главе со своей знатью (племена шамлу и румлу — в полном составе, а устаджлу, текелю, афшар, каджар и зулькадар — в значительной своей части). Эти племена получили общее название «кызылбаши» (что по-азербайджански означает «красноголовые»). Они стали носить как свой отличительный знак чалму с 12 красными полосками в честь 12 шиитских имамов. Кызылбаши признавали сефевидского шейха своим духовным главой, себя называли его «муридами», будучи в то же время его вассалами; они составляли феодальное ополчение шейха. Со второй половины XV в. орден Сефевийе из мирного дервишского братства превратился в воинственный духовно-рыцарский орден; сефевидские шейхи под предлогом «войны за веру» стали совершать грабительские набеги на немусульманские страны: Грузию, страну черкесов, греческое Трапезунтское царство. К началу XVI в. в Иране создалась обстановка, чрезвычайно благоприятная для завоевательной политики Сефевидов, которых поддерживала часть азербайджанских и иранских феодалов, желавших сильной власти. Угроза Закавказью и Ирану со стороны могущественной османской Турции также требовала организации сильной государственной [574] власти. Сефевиды-шииты старались использовать в своих интересах давние и глубокие симпатии к шиизму народных масс Азербайджана, Малой Азии и Ирана. Политическая раздробленность Ирана в значительной мере облегчила образование Сефевидского государства. [575] Вернуться к оглавлению кн.: Иран в XVI—XVIII вв. Вернуться на страницу Все об Иране и персах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |