Иран
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иран

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иран в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Сефевидское государство в XVI в.

В государстве Сефевидов персидская народность не занимала ведущего положения. Титул шахандааха Ирана, восходящий еще ко времени Сасанидов, понимался как титул главы «всемирной монархии» (в идее) — и только. В состав Сефевидского государства кроме Ирана входили страны с неперсидским населением: Азербайджан, Восточная Армения, Южная Туркмения, Западный Афганистан.

Сефевидское государство было создано главным образом азербайджанскими кочевыми племенами. При дворе и в войске говорили на азербайджанском языке. Именно кочевые азербайджанские (кызылбашские) феодалы стали играть ведущую роль в Сефевидском государстве. Из них назначались военачальники, наместники областей и главные придворные сановники. В середине XVI в. эти важнейшие должности занимали представители 114 кызылбашских феодальных семей.

Провозглашение шиизма государственным исповеданием имело важные последствия. Шиизм был популярен в народных массах, которые видели в нем оппозицию правоверному суннизму и связывали осуществление своих социальных требований с Сефевидами. Противопоставление шиизма суннизму имело также антитурецкий характер, так как в османской Турции государственным исповеданием был суннизм. Желая сделать единым разноплеменное мусульманское население Сефевидского государства, шах Исмаил I вводил шиизм, ставя население перед выбором: «шиизм или смерть». Христиане — грузины и армяне — сохраняли свою религию. Новое шиитское духовенство стало крепкой опорой Сефевидов.

В состав господствующего класса Сефевидской державы входила военная знать кочевых племен, среди которых ведущую роль играли эмиры из кызылбашей, высшее мусульманское (шиитское) духовенство и оседлые феодалы (иранские и местные): владетели Луристана и Курдистана, ханы Гиляна, цари Картли и Кахетии (Грузии). Персидская бюрократия значительной роли не играла.

В связи с воцарением новой династии земельный фонд был перераспределен между новыми владельцами, изменилось соотношение между землями разных категорий. Увеличился фонд земель государственных (дивани), земель шахской фамилии (хассе) и земель кочевых племен (йурт). Огромные земельные массивы принадлежали государству; доходы с них шли на содержание войска и административно-налогового аппарата. Земли хассе включали часто целые области и округа; даходы с этих земель поступали на содержание двора и шахской семьи. Земли кочевых племен формально считались принадлежащими племенам, фактически же ими распоряжались их эмиры — ханы и султаны. Однако они не могли их продавать или обращать в свою собственность.

Крупными феодальными собственниками были мусульманские (шиитские) и христианские (в странах Закавказья) религиозные учреждения. Земли, переданные в дар мечетям, медресе и т. д., как и раньше, назывались вакфами. Доходы с этих земель шли полностью в пользу религиозных учреждений, обладавших правом налогового иммунитета.

Уменьшилось количество земель мульковых и сойургальных. Сефевидские шахи, проводившие политику укрепления государственной власти, почти полностью прекратили раздачу сойургалов. В XVI в. широкое распространение получил новый тип феодальных пожалований— тийуль. Под тийулем понималось пожалование феодальной ренты— полностью или частью — с определенных земель, выделенных из государственного фонда. Тийули давались за несение различных должностей или личные заслуги на время или пожизненно; по наследству

[576]

не передавались и не давали права его владельцу самому собирать налоги с крестьян. Введение тийулей было попыткой Сефевидского государства возродить институт икта в его первоначальной форме.

Мероприятия сефевидских властей не могли уничтожить феодального сепаратизма; мятежи правителей областей и отпадение последних были обычным явлением.

В государстве Сефевидов положение кочевников (илятов), составлявших его основные военные силы, было не особенно тяжелым. Феодальные повинности рядовых кочевников в отношении своей знати были прикрыты формой «родовой помощи». Несравненно более тягостной была жизнь оседлых крестьян — земледельцев (раийатов). Шах Исмаил I, стараясь привлечь крестьян, снизил размер хараджа до 1/6 доли урожая. Однако эта льгота продержалась недолго. Основную массу крестьян составляли по-прежнему безземельные крестьяне — издольщики, обрабатывавшие земли шаха, государства, феодалов и вакфов. Степень и формы зависимости крестьян от землевладельцев в Сефевидском государстве были очень разнообразны: от крепостного права (в Грузии и Северной Армении) до сословной неравноправности. К концу XVI в. феодальная эксплуатация крестьян усилилась.

Для второй половины XVI в. характерен упадок городской жизни. Сефевидскому правительству пришлось принять меры к улучшению положения городского населения. С этой целью в 70-х годах XVI в. была уничтожена тамга — тяжелый налог с торговли, ремесла и со всех городских промыслов и занятий. Вместо тамги был введен сравнительно небольшой налог с ремесла и сохранялись ввозные, вывозные и транзитные пошлины.

[577]

Вернуться к оглавлению кн.: Иран в XVI—XVIII вв.

Вернуться на страницу Все об Иране и персах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС