Камбоджа |
|
XI - XV века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Камбоджа в XI — середине XV вГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Социально-экономические отношения и государственное устройство Ангкорской КамбоджиЭкономика Ангкорской Камбоджи базировалась на поливном рисоводстве. Существовала сложная ирригационная система. Хозяйство было натуральным. Основным видом эксплуатации была эксплуатация феодалами крестьян-общинников и лично-зависимого населения — кхнюм. Господствующий класс составляли феодальная аристократия, шиваитское жречество, феодалы-чиновники. Король считался земным воплощением бога Шивы (в отдельные периоды — Вишну или Будды). Культ «бога-короля» был провозглашен государственной религией еще в IX в. Согласно этому культу процветание государства и народа зависело от благополучия обожествленного правителя и его храма (линги), который должен был находиться в центре столицы на вершине горы. Власть «бога-короля» была неограниченной; он был источником любой иной власти, ему теоретически [282] принадлежали вся земля и все ее обитатели. Высшие посты в государстве (советников «бога-короля», министров, глав ведомств центрального аппарата, высших судебных чиновников) занимали члены королевской семьи и главным образом члены семей крупных жрецов (главный жрец культа «бога-короля», королевский наставник, жрец священного огня и др.). Жрецами культа «бога-короля», как правило, становились индийцы-брахманы, в большом числе прибывавшие в Камбоджу в то время. В Ангкорской Камбодже имелось храмовое, королевское, светское феодальное, а также общинное землевладение при формальной верховной собственности на землю «бога-короля». Существовал большой чиновничий аппарат. Феодалы-чиновники за свою службу получали от короля земли в условное наследственное пользование. Земли передавались, как правило, вместе с кхнюм. Должности и титулы чиновников-феодалов переходили по наследству. Феодальная собственность на землю нередко оформлялась как собственность храмов и монастырей. Члены королевской семьи, жрецы, крупные чиновники, полководцы основывали храмы, в которых их родичи становились священнослужителями. Для создания храма нужно было получить разрешение короля. Короли обычно наделяли эти храмы землей и семьями кхнюм. Храмы несли определенные повинности в пользу государства. Существовало около десятка крупнейших централоных храмов. Жречество центральных храмов получало доходы от собственных храмовых земель, обрабатывавшихся кхнюм, и от приписанных государством к храму деревень, поставлявших храму часть своего урожая. Храмовое землевладение в Ангкорской Камбодже имело весьма значительный удельный вес. Согласно надписи в храме Лреа Кхан, в конце XII в. существовало около 20 тыс. храмов, к которым было приписано население 13,5 тыс. деревень, 306 тыс. крестьян. Из них большая часть — 177 тыс.— выполняла повинности в пользу двух крупнейших храмов (Та Прохм и Преа Кхан). Труд крестьян-общинников являлся экономической основой Ангкорской Камбоджи. Общины кхмерских крестьян в XI—XII вв. были уже фактически закабалены феодальным государством. «Свободные» общинники несли трудовую и воинскую повинности, платили налоги. Община сохраняла, однако, свои права на землю; периодически производилось перераспределение земельных участков. Кхнюм обрабатывали земли «бога-короля», храмов, феодалов-чиновников, некоторых крестьян-общинников за долю из урожая. Некоторые кхнюм наделялись постоянными участками земли и должны были отдавать большую часть производимого продукта владельцам этой земли. Феодальная формация в Ангкорской Камбодже имела ряд особых экономических и политических черт: значительный удельный вес труда кхнюм в сельскохозяйственном производстве, наличие крупного храмового землевладения, существование верховной собственности государства (в лице «бога-короля») на землю, культ «бога-короля», громадная роль шиваитского жречества в политической и экономической жизни, позволяющая говорить о теократическом характере феодального Ангкорского государства. [283] Вернуться к оглавлению кн.: Камбоджа в XI — середине XV в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |