Корея
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Корея

Х-ХVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Корея в Х-ХVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Укрепление централизованного государства Корё и развитие феодальных отношений в X-XI вв

В X в. феодальные отношения уже пронизывают все стороны экономической и политической жизни корейского общества. С этого времени развитие феодальных институтов идет по восходящей. Создание сильного централизованного государства Корё еще более упрочило систему феодальной организации. Консолидация сил феодалов — господствующего класса — и объединение страны в X в. были вызваны прежде всего усилившейся борьбой крестьянства против закрепощения, возросшей внешней угрозой со стороны соседнего государства киданей — империи Ляо. Следовательно, X век явился рубежом, когда завершился переход от раннего средневековья к развитому феодализму в Корее.

Для укрепления королевской власти и централизации управления правительство провело ряд реформ в области экономики, культуры и военного дела.

После объединения страна была разделена на шесть провинций; столицей нового государства стал Кэгён. Города Пхеньян (переименованный в Согён) и Кёнчжу, хотя и не считались формально столичными, сохранили это название. В XI в. на р. Ханган при Мунчжоне был построен город-крепость Намгён (современный Сеул).

Еще в X в. основатель новой династии Ван Гон приступил к реформам, направленным на укрепление королевской власти и усиление мощи государства Корё. Своей опорой он сделал новое военное дворянство, раздавая земли, титулы и чины военачальникам, участвовавшим на его стороне в борьбе за власть.

Буддийское духовенство заняло господствующее положение, а буддизм признавался государственной религией до конца XIV в. Сам король всячески поощрял распространение буддизма в Корее, раздавал буддийским монастырям крупные владения и тратил огромные средства на постройку буддийских храмов и школ.

Ван Гон оставил завещание из десяти пунктов, в котором обосновал необходимость преобразований в гражданской и военной областях: опоры на буддийскую церковь, поощрения и привлечения на государственную службу достойных людей, укрепления армии и обороны страны, изучения культуры Китая и т. д.

В конце X в., в правление короля Сончжона, была укреплена центральная власть; в 983 г. три высших административных органа: управление по делам правительства, верховное управление по делам чинов-ников и высший орган государственных финансов, а также шесть палат (чинов, военная, церемоний, налогов, уголовная, общественных

[185]

работ) и девять канцелярий (ведавших самыми различными делами государства) составляли основу государственного аппарата. С 986 г. система «янбань» («два деления») закрепляла деление феодальной аристократии на гражданскую и военную. В начальный период династии Корё военной знати принадлежали важнейшие посты в центральных и провинциальных учреждениях.

При королях Кёнчжоне и Сончжоне по всей стране вводилась казенная перевозка риса в государственную казну, новая система обложения полей, новая денежная единица — медная монета, новые судебные правила и т. д.

К концу X в. сложилось централизованное феодальное государство, экономической основой которого являлась верховная государственная собственность на землю. Феодалам-янбаням наряду с государством принадлежало право сбора поземельной ренты. Государственная собственность на землю в Корее являлась средством эксплуатации основных производителей — крестьян классом феодалов-янбаней в общегосударственном масштабе.

Верховная государственная собственность не означала, что вся рента-налог поступала в государственную казну. Эволюция феодальной собственности на землю (появление фактического частного землевладения) приводила к тому, что часть ренты-налога поступала в собственность феодала, минуя казну. Введение в 976 г. системы «чонсигва» («поля и пустоши по рангам») предусматривало занесение всех земель страны в общегосударственный реестр и установление над ними государственного контроля. Различные категории земельных пожалований, с которых часто вообще не взимался налог, приводили к появлению частного землевладения. Государство пожизненно выдавало всем феодалам в соответствии с их чиновными и военными рангами земельные наделы из пахотных и пустотных земель.

Одновременно с этой основной категорией земельного владения появились и другие: земли, находившиеся во владении государственных учреждений, наградные земли, даваемые в наследственное владение за заслуги перед государством и королем. Особое положение занимала буддийская церковь: ее земли освобождались от обложения налогами. Обладая огромными земельными владениями и собственными вооруженными отрядами, монастыри представляли могущественную силу, с которой вынуждены были считаться и сами короли. Буддийские монастыри использовали затруднения королей во время войн (в XII в.— с киданями, а в XIII в.— с монголами) для дальнейшего усиления своей мощи. Короли раздавали им новые земли, назначали буддийских монахов на важные государственные должности. Буддийские монастыри превратились в крупных духовных феодалов.

Основной формой крестьянского землевладения оставалась, как и в государстве Силла, надельная система: крестьяне получали от государства во временное владение определенные участки земли. Только небольшая часть зажиточного крестьянства могла держать землю на правах непосредственной собственности.

Налоговая система, как основная форма феодальной эксплуатации, свидетельствовала о жестоком угнетении крестьян феодалами-янбанями и буддийской церковью. С 935 г. налог взимался с одного кёля 1  по 11 разрядам. С кёля первого разряда взималось по 2 сока зерна. Таким образом, со времени основания династии налоги увеличились

--------------

1. Кёль — мера площади, зависимая от качества земли. Кёль первого разряда равнялся примерно 1 га. 1 с о к = 160 кг.

[186]

более чем вдвое. При помощи различных ухищрений земельные собственники часто отбирали у крестьян и ту часть урожая, которая должна была поступать в государственную казну. Местные власти, сговариваясь с высшими чиновниками, наделяли торговцев государственной землей, отобранной у крестьян.

Даже в неурожайные годы налоги взимались не только с главы крестьянского хозяйства, непосредственно получавшего землю по закону, но и со всей семьи и родственников (так называемый сбор с семьи и соседей). В деревне существовала система круговой поруки, при которой крестьянин обязан был в любом случае уплатить налог, заняв недостающее зерно даже в соседней деревне, уезде или провинции 2 в неурожайный год или после стихийных бедствий за ним оставалась задолженность на следующий год. Помимо основного налога за землю крестьянин платил налог различными изделиями домашнего ремесла. Наряду с этим устанавливались всякого рода дополнительные отработки. Так, например, король Ван Хён согнал множество крестьян на рытье пруда и дворцовое строительство. Деревня несла ответственность за выполнение трудовой повинности и уплату налогов.

В годы стихийных бедствий и неурожаев крестьяне вынуждены были брать зерно у ростовщиков под высокий ссудный процент. Существовали государственные склады для раздачи ссуды зерном в столичных городах Кэгёне и Согёне, а также 15 складов в различных округах и уездах страны. Хотя среднегодовой ссудный процент был установлен законом в размере 33, но практически проценты по кабальной ссуде доходили до 200—300 и долг переходил после смерти взявшего ссуду к его потомкам. Буддийские монастыри, храмы и отдельные феодалы выдавали зерновую ссуду под урожай. Ссужая прогнивший рис или просо, они требовали возврата долга хорошим зерном. В случае если крестьянин не мог отдать зерно вовремя, отбирали его землю или имущество.

С развитием системы земельной собственности усложнялись формы эксплуатации крестьян. Хотя в государстве и была введена определенная налоговая система, но с самого начала местные власти обходили законы, притесняя крестьян. Феодальное законодательство не ограничивало подобного рода действий. Феодалы прибегали в своих владениях к различным физическим наказаниям: битью по кистям рук, надеванию колодок на ноги, поркам и т. д. Под предлогом, что шелк и другие богатства являются излишествами, у населения нередко отбирали весь шелк и табак; требовали отрезания кос у женщин за неуплату налогов.

Разновидностью феодальных повинностей была воинская. Всех лично свободных государственных крестьян — янинов — мужского пола от 16 до 60 лет обязали нести военную службу. Их использовали не только для военных целей, но и для выполнения различных работ по строительству дорог, дворцов, крепостей, каналов. Пять дворов поставляли одного солдата и брали на себя его содержание на военной службе.

---------

2. В период Корё страна делилась в административном отношении сначала на десять провинций, а с XI в.— на шесть провинций и два пограничных района.

[187]

Вернуться к оглавлению главы Корея в Х-ХVI века

Вернуться к меню: Всё о Корее и корейцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС