Корея
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Корея

XVII—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Корея в XVII—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Кореи в XVII-XVIII вв.

Политические изменения в стране, две войны против японских и маньчжурских захватчиков отразились на развитии корейской культуры. Острая политическая борьба дворянских группировок вызвала к жизни философские течения неоконфуцианского толка.

Ученые, противостоящие неоконфуцианской догматике чжусианства, выступали в качестве «еретической» оппозиции. Представителями нового, прогрессивного течения явились дворянская интеллигенция, выходцы из дворянской патриотической среды. Ведущая роль в оппозиции принадлежала школе «реальных наук» (XVII в.), выдвинувшей лозунг «Стремиться раскрыть в предметах и явлениях их подлинную сущность» и конкретные программы преобразования корейского общества, направленные на превращение страны в сильное государство. На возникновении этого течения сказалось влияние европейской науки. Ученые школы «реальных наук» рассматривали материю (ки) как первооснову, считали ее первичной по отношению к духу (ли).

В начале XVII в. передовые ученые Кореи познакомились с европейской географической, астрономической, этнографической и религиозной литературой, ввозившейся из Японии и Китая. Например, итальянский миссионер Маттео Риччи (Ли Ма-доу) издал в Китае более 340 книг по истории католической религии, астрономии, географии и естествознанию. В начале XVII в. корейский ученый Ли Су Гван ознакомился с этими книгами и часть из них привез в Корею. С именем Чон Ду Вона связано знакомство корейцев с этнографией европейских народов.

Литература и искусство проникались новыми мотивами. Классическая поэзия (так называемая литература рек и озер) навеяна темами патриотизма, воспевает родную природу. В стихотворении неизвестного автора XVII в. выражена мечта о том, чтобы не было больше войн:

Переделать бы на метлы
поскорее все мечи.

Со второй половины XVII в. в корейской поэзии наступил новый этап, связанный с появлением горожан, с обострением классовой борьбы. Новая поэтическая форма — «длинные стихотворения» («чанга») — зафиксирована в двух известных антологиях: «Неувядаемые слова страны зеленых гор» («Чхангу ёнъон», 1727), составленной поэтом Ким Чхон Тхэком, и «Поэзия страны, лежащей к востоку от моря» («Хэдон каё», 1763), составленной поэтом Ким Су Чаном. Поэтессы Хван Чин И, Ли Ок Пон писали о неравном положении женщины в корейском обществе.

Появились и прозаические произведения на общественно-политические темы. В литературу пришли представители недворянского сословия, писавшие на родном корейском языке «Книги рассказов» («Ияги

[442]

чхэк») — небольшие повести, распространявшиеся в виде рукописей и ксилографов. Большое место занимала мемуарная литература (дневники Ли Сун Сина, записки о войне Лю Сон Ёна и др.).

Большинство произведений повествовательного жанра, в которых затрагивались устои феодального общества, принадлежали неизвестным авторам XVII—XVIII вв. Это — «Повесть о Хын Бу» («Хын Бу чжон»), «Повесть о Сим Чхон» («Сим Чхон чжон»), «Повесть о Чхун Хян» («Чхун Хян чжон») и др.

Классическая литература представлена романами «Удивительное соединение двух браслетов» («Сеян Чхон кыйбон», вторая половина XVII в.), «Облачный сон девяти» («Куунмон») Ким Ман Чуна (конец XVII в.).

В изобразительном искусстве наблюдалось зарождение реалистических тенденций. Интерес к родной природе, жизни простого народа характерен для художников Чон Сона (Кёмче), Ким Хон До и Син Юн Бока.

В самой Корее многие труды видных корейских ученых-историков не публиковались в то время из-за запрещения печатать сведения о царствующей династии при ее жизни. Только в 1776 г. была издана энциклопедия «Свод официальных документов Кореи» («Тонгук Мунхоньбиго» — с древнейших времен до 1770 г.).

Развитие общественной мысли в XVIII в. было связано с деятельностью ученых школы «реальных наук». Действительной целью науки они считали служение интересам практики, заботу о благосостоянии народа. Мыслители этой школы Лю Хён Вон, Ли Ик, Пак Чи Вон и другие считали материю первоосновой всех вещей, признавали объективный характер действительности, закономерности движения и изменения материи. В этических же взглядах они оставались идеалистами и природу поведения человека в обществе объясняли врожденным характеоом нравственности.

[443]

Вернуться к оглавлению главы Корея в XVII—XVIII века

Вернуться к меню: Всё о Корее и корейцах.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС