Создание и распад Монгольской империи |
|
XIII век |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Создание и распад Монгольской империи в XIII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Культура монголовМонголы XII-XIII вв., несмотря на отсутствие у них письменности, архитектуры и земледелия, имели свою оригинальную культуру, непохожую на цивилизацию оседлых народов. История представлялась им как знание родословной и событий, связанных с подвигами их предков. Основателями своего народа они считали волка и лань, что являлось отражением древних тотемов племен, некогда населявших Монголию. Знание биографий предков было обязательным для подрастающих поколений, которые тем самым ощу- [217] щали себя родственниками, чем обеспечивалось сознание этнического единства. Литература также была устной, и для удобства запоминания монгольские сказители излагали свои произведения ритмической прозой. Одно из таких произведений сохранилось, будучи записано китайскими иероглифами. Эго — знаменитое «Сокровенное сказание» (или, точнее, «Тайная история» Чингис-хана), составленное в 1240 г. Оно включает в себя описание событий возвышения Чингис-хана и является основным источником для истории монголов XII—XIII вв. Официальная история Монголии этого времени — «Золотая книга» («Алтан дептер») — не сохранилась, но видимо, легла в основу персидского «Собрания летописей» Рашид ад-дина и «Юаньши» — китайской хроники монгольской династии. Образование обширной империи вызвало потребность в письменности. В 1204 г. Чингис-хан принял на службу уйгура Тата-тонга, бывшего хранителя печати найманского хана. Этот последний приспособил к монгольскому языку уйгурскую письменность и обучил грамоте нескольких монгольских юношей. Затем Хубилай в 1269 г. поручил тибетскому ученому, буддийскому монаху Пагба-ламе составить монгольский алфавит на основе тибетской письменности. Это было «квадратное письмо», которое, однако, не привилось у монголов и не выдержало соперничества с уйгурским алфавитом. Памятники монгольской письменности XIII в., дошедшие до нас, немногочисленны, потому что записи производились на коже и бумаге, легко подверженных тлению. Религия монголов была отнюдь не примитивна. Они почитали «Вечное небо», которое считали «Отцом», и «Черную землю», называвшуюся «Матерью». Однако это было единое божество, проявлявшееся в двух ипостасях (лицах). Монголы верили в бессмертие души и как вместилище для душ умерших делали онгоны, куклы, которые они весьма бережно хранили в юртах. К иноверцам они относились довольно терпимо и постепенно почти целиком перешли в иные религии. В степи распространились: среди монголов — несторианское христианство, в Средней Азии, Иране и на Волге — ислам, в Китае — буддизм, который в среде самих китайцев в то время был религией меньшинства. Несторианство исчезло среди монголов только в XIV в. [218] Вернуться к оглавлению кн.: Создание и распад Монгольской империи в XIII веке. Вернуться к меню: Монголия и монголы за все века.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |