Монголия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Монголия

XIV —XVII вв.

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Монголия в XIV —XVII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Ламаистская церковь на службе у монгольских феодалов

Широкое распространение в Монголии буддизма в его ламаистской форме относится к концу XVI в., когда Монголия была уже раздроблена на феодальные уделы и не имела экономического и политического единства.

Феодальные междоусобицы, продолжавшиеся свыше 200 лет, крайне истощили экономику страны, способствовали обнищанию народа. Естественно, что это вызывало рост недовольства масс феодальной эксплуатацией, обостряло классовую борьбу. Класс феодалов все острее ощущал необходимость укрепления своего господства, своего идейного влияния. Одним из важнейших орудий духовного закабаления и эксплуатации в руках феодалов являлась религия. Развитие ламаизма в Монголии в этот период обусловило также стремление монгольских феодалов к установлению тесных связей в первую очередь с Тибетом, а также и с Китаем.

Новая секта — ламаизм — с первых же шагов своих оказалась в особом положении. Следуя давней традиции буддизма, проповедники этого учения обратились вначале почти исключительно к высшим классам монгольского общества — к монгольской феодальной аристократии. Они творили «чудеса», раздавали всевозможные посвящения, поучали, что нойоны стали господами в награду за добрые дела в прошлых «воплощениях». Ламаизм освящал привилегии феодалов, внушал аратам необходимость повиновения своим господам.

Монгольские феодалы, приняв веру желтошапочной секты буддистов, всемерно покровительствовали ее проповедникам. Феодалы, естественно, старались укрепить положение ламаистской церкви, создавать авторитет ламству в целом. Они дарили высшим ламам и монастырям людей и скот, наделяли их земельными угодьями. Феодалы отдавали своих крепостных в ученики (шабинары) ламам, а также закрепляли за монастырями людей для услуг. Хубилганы (хубилган — «воплощенец» какого-нибудь буддийского святого) и монастыри таким образом превращались во владетельных феодалов. Самые влиятельные князья Монголии — туметский Алтан-хан, халхаский Абатай-хан, чахарский Лигдан-хан, равно как и ойратские князья, почти одновременно приняли ламаизм и начали активно распространять его среди аратов. Первый большой ламаистский монастырь в Халхе (Эрдэни-дзу) был построен в 1586 г. Абатай-ханом на Орхоне. До этого действовали маленькие кочевые монастыри-часовни, размещавшиеся в юртах.

Ламство не представляло собой единого целого. Высшие ламы — настоятели монастырей, хубилганы и др.— происходили из феодальной среды, были тесно связаны с монгольской феодальной аристократией, имели своих крепостных — шабинаров. Основная же масса монастырских лам по происхождению была выходцами из аратов и по своему имущественному и правовому положению зависела от высшего духовенства. Низшие ламы являлись по существу частью класса аратов, составляя в нем особую прослойку. Конечно, и эти рядовые ламы были проводниками феодальной идеологии. За это они получили некоторые привилегии по сравнению с аратами и в известной мере пользовались результатами феодальной эксплуатации, осуществлявшейся монастырями и владетельной верхушкой ламства.

С течением времени положение ламаистских монастырей как феодальных владений все более упрочивалось. Увеличивался размер их земельных угодий, росли стада, умножалось число приписанных к ним крепостных — шабинаров. С ростом экономической мощи монастырей возрастало и политическое влияние высших лам — церковных или ду-

[449]

ховных феодалов. Являясь идеологической опорой феодального строя, ламаистская церковь сыграла реакционную роль в истории монгольского народа. Она способствовала усилению социального гнета и потере монгольской независимости. Церковь, освящая и поддерживая феодальные порядки, сама превратилась в один из наиболее могущественных феодальных институтов.

[450]

Вернуться к оглавлению кн.: Монголия в XIV —XVII вв.

Вернуться к меню: Монголия и монголы за все века.

 

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС