Одежда, обувь и украшения в Неаполе |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Одежда, обувь и украшения в НеаполеОчевидно, что одежда придворных и знатных людей, которые всегда афишировали свою роскошь, не имела ничего общего с нарядом буржуа на церковные или гражданские праздники, с одеждой ремесленников, а тем более с жалкими отрепьями лаццарони. Но несмотря на социальные контрасты, на чередование праздничных нарядов с убожеством, можно все-таки нарисовать портрет одежды и украшений того времени, потому что Неаполь ревностно следовал уложениям и постановлениям моды, выходившим в Париже. Мужская французская мода требовала длинного кафтана с широкими рукавами и парика. Кафтан произошел от полукафтанья — очень длинного узкого платья с большими фалдами. Под него надевали жилет и короткие панталоны до колен. Надевали также кружевной галстук. Из-под рукавов кафтана была видна рубашка. Носили белые чулки и башмаки на высоких каблуках. Парики стали менее пышными, чем прежде. Мужчины собирали парик на висках и завязывали сзади лентой. Парики белили кипрской пудрой. Шляпу носили треугольную. Эта мода, происходящая от французской военной формы, в начале XVTII в. распространилась по всей Европе. Впервые, причем на долгое время, люди стали повсюду носить одинаковую одежду одних и тех же цветов: преимущественно белую и голубую с желтыми и красными деталями. Зато на закраинах и петлях давали полную волю воображению; каждый мужчина старался как можно затейливей украсить жилет или камзол. Консолидация стиля одежды на европейской почве — лишнее подтверждение значимости личного вкуса: люди начали следовать «международному» вкусу, чтобы утвердить свою индивидуальность и следовать общему идеалу образа жизни. Начиная с середины века, в Европе установилась более непринужденная мода, пришедшая из Англии. Кафтан сменяется рединготом (от английского ridingcoat ); на Британских островах его надевали в дождь и мороз как конные, так и пешие.
Но самую важную перемену в мужскую моду внес другой тип английской одежды — фрак. Фрак был однотонным, часто черным, спереди закрывал только грудь, а сзади имел две длинные и довольно узкие фалды — «сорочий хвост». Под ним носили жилет, белый или очень яркого цвета. Кюлоты были светлые, узкие, доходили до колен. Неаполитанцы особенно любили этот стиль «неглиже»; его предпочитали даже короли — любители охоты. Но эта мода не затрагивала парадных ливрей, которые оставались верны традиционному представлению о роскоши. Сен-Нон замечает, что на праздниках в неаполитанских дворцах можно видеть «пажей, расшитых золотом, лакеев с богатыми галунами, дворецких, которых можно принять за придворных». Женщины тоже следовали моде, приходящей из Парижа. Из всех общепринятых фасонов они больше всего любили платье французского стиля, которое в Италии называли «адриенной». Его силуэт со временем становился все тоньше, спереди же было большое декольте. На диафрагме платье стягивалось поясом, богато украшенным кружевами, золотым шитьем или рядами бантов. Рукава у локтя переходили в широкие буфы. Юбки носили с фижмами. На официальных церемониях женщины так и продолжали носить французские платья, но в других случаях жизни обратились к Англии, стали предпочитать удобство и непринужденность. К тому же в это время образцом элегантности в Неаполе считалась англичанка — леди Гамильтон (см. гл. II, раздел «Залив Кратер»). Впрочем, в наряде неаполитанских женщин была одна характерная черта. Начиная с эпохи Возрождения, они украшали себя и свои платья множеством цветов — искусственных или живых, продававшихся на каждом углу. В XVIII в. женщины оформляли ими шляпки, лифчики или держали в руках. Они любили также разные аксессуары, например веера. Неаполитанские веера часто расписывались мифологическими сюжетами, видами залива или вулканических извержений. Как пишет Сен-Нон, обычная одежда неаполитанок — панно: платье без швов и оборок, кусок полотна, сложенный вдвое и перепоясанный. Можно подумать, продолжает Сен-Нон, что эта одежда неряшлива, но на деле она очень симпатична, совсем не стесняет движений, не раздражает кожу и не искажает форм. Из-за простоты ее удобно стирать, потому жительницы Неаполя и носят ее повседневно: она долго служит и до самого конца смотрится как новая. Красоту панно давали тонкое полотно, яркие цвета и бахрома по всем краям и на поясе. Лаццарони, по свидетельству того же Сен-Нона, носили широкие кюлоты и рубаху из грубого полотна. Зимой они надевали поверх еще толстую бурую суконную куртку с капюшоном и начесом внутри, закрывавшую их от головы до пояса. Обеспеченные женщины того времени носили башмачки на высоких каблуках, часто из дорогой парчи, а мужчины — башмаки попроще, обычно черные, со стальными или серебряными пряжками. В статье к большой выставке, посвященной цивилизации Неаполя XVIII в., Рубина Карьелло, говоря о костюме и украшениях, обращает наше внимание на то, что в конце века вкусы в одежде сильно изменились. Женщины перестали носить фижмы, силуэт их одежды стал легче. Зато они стали делать очень оригинальные прически: высокие, украшенные драгоценностями или искусственными цветами. Часто на эти прически надевали муслиновые колпаки. Шляпка в XVIII веке, как отмечал Галанти, была отличительным знаком кокетки, позволяя таким женщинам спрятать недостатки и подчеркнуть шарм. Мужчины носили фраки с вырезом спереди, как у жилета. Тесно облегающие панталоны внизу заправлялись в сапоги. Детская одежда повторяла моду взрослых. Только в самом конце века детский наряд стал проще, по вкусу, пришедшему из Англии. Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 289-292.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |