Таиланд, Сиам |
|
XVI- XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Борьба за создание сильной королевской власти.Экспансия колониальных держав и освободительное движение в Сиаме(1629—1688 гг.)Уже в ходе феодальных усобиц, предшествовавших захвату власти Прасат Тонгом, были уничтожены многие влиятельные феодалы. Заняв трон, Прасат Тонг, а затем его сын Нарай (1657—1688) продолжали беспощадную борьбу против крупных феодалов, опираясь на поддержку мелких чиновников-феодалов, купечества, а также (первое время) буддийской церкви. Были подчинены малайские султанаты, разгромлен мятеж японских наемников — опоры крупных феодалов; наместники в провинциях лишены реальной власти, собраны в Аютии и фактически превращены в заложников. В провинции стали назначать «временных губернаторов», которых регулярно переводили из одного места в другое. Военные силы были разбиты на три части (ополчение, гвардия и корпус боевых слонов) под командованием трех начальников. В результате было подорвано могущество крупных светских феодалов и создана централизованная феодальная монархия. В новых условиях единственной организованной и могущественной феодальной силой, противостоявшей королевской власти, была буддийская церковь. Стремление буддийского духовенства контролировать политическую деятельность короля, желание короля ослабить экономическое и политическое могущество церкви вызвали в правление Нарая конфликт между центральным правительством и буддийским духовенством. Короли Сиама старались укрепить экономическую базу королевской власти и противодействовать торговой экспансии европейских купцов. В середине XVII в. они установили государственную монополию на важнейшие статьи экспорта (олово, тик и другие ценные сорта дерева, рис, кожа и т. д.). Пытаясь сохранить в своих руках внешнюю морскую торговлю, правящие круги Сиама столкнулись с голландскими колонизаторами, которые со своей стороны стремились монополизировать торговлю Сиама с Японией, Индией и другими странами. Вспыхнувшая в 1663—1664 гг. сиамо-голландская война закончилась победой голландцев, заставивших сиамское правительство подписать неравноправный договор (1664 г.). Голландцы добились права беспошлинной торговли в Сиаме, минуя государственные монополии. Подданные Голландии получили право экстерриториальности (неподсудности сиамским судам). Стремясь найти опору в борьбе против голландской экспансии, король Нарай стал покровительствовать купцам и миссионерам других европейских стран. На сиамской государственной службе появились различные авантюристы — европейцы. В 70—80-х годах в Сиаме особенно усилилось французское влияние. Франция неоднократно направляла посольства в Аютию и навязала Сиаму неравноправный договор (1685 г.). Французской Ост-Индской компании было предоставлено право основывать фактории и беспошлинно торговать в Сиаме, а также монопольно торговать в центре оловодобычи — на о-ве Пукет. Французские подданные также получили право экстерриториальности. Одновременно с официальным предоставлением христианским миссионерам полной свободы пропаганды сиамские власти (от лица которых договор подписал европейский авантюрист Фалькон) согласились на неподсудность всех христиан в Сиаме местным судам. Сиамцев-католиков дол- [513] жен был судить только представитель французского епископа. Опираясь на уже захваченные позиции, французские колонизаторы усилили свою экспансию против Сиама. Был составлен план полного подчинения страны. В 1687 г. в Сиам прибыло новое французское посольство, сопровождаемое военной эскадрой из шести судов, на которых находилось около 1,5 тыс. солдат и «членов свиты». Французы фактически оккупировали важные стратегические центры — Мергуи и Бангкок; новый договор (1687 г.) еще больше расширил их привилегии. Подчинение страны европейским державам вызвало активное противодействие населения. Первые антифранцузские выступления части сиамских феодалов, мусульманских купцов и буддийского монашества были подавлены. В дальнейшем, когда возникла угроза установления французского господства и захватчики стали беспощадно грабить и эксплуатировать сиамских крестьян и горожан, антифранцузское движение приняло народный характер. Во главе движения встали командир отряда боевых слонов Пет Рача, санкрат — глава буддийской церкви Сиама, крупный чиновник Пья Висут Сунтон и др. Пет Рача и его приверженцы призывали народ защищать буддизм, защищать независимость страны. Обещанием снизить налоги они привлекли на свою сторону широкие слои населения. В мае 1688 г. был совершен государственный переворот, королем провозглашен Пет Рача (1688— 1703). Опираясь на всенародное сопротивление французским войскам, новое правительство изгнало их с территории страны. [514] Вернуться к оглавлению кн.: Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |