Таиланд, Сиам |
|
XVI- XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Социально- экономические отношения и государственное устройство Сиама (XVI — середина XVIII в.)С XVI до середины XVIII в. в Сиаме по-прежнему господствовали феодальные отношения. Основой всей экономики оставалось сельское хозяйство. Преобладал ручной труд, использовалась крайне примитивная техника (деревянный плуг, соха, мотыга). Продолжалось хозяйственное освоение территорий страны: расширялась площадь обрабатываемых земель, заселялись новые районы. Сельское хозяйство экономически господствовало над ремеслом, деревня — над городом. Отсутствовала экономическая возможность для ремесленника существовать только за счет своего ремесленного производства. К середине XVIII в. ремесло (ткачество, изготовление орудий труда, лодок, оружия, домашней утвари и одежды) еще не отделилось от земледелия; ремесленник, как правило, имел и земельный участок. Вместе с тем уже наметилась важная тенденция: появились промыслово- ремесленные гильдии, в которых специальность передавалась по наследству от отца к сыну (гильдии плотников, кузнецов, каменотесов, гончаров, ювелиров, различных строительных специальностей и т. п.). Сохранилось господство государственной (королевской) собственности на землю. Феодальный класс по-прежнему выступал как класс феодалов-чиновников, организованный в иерархию по системе рангов. К середине XVIII в. эта система была распространена и на верхушку сельских общин: старейшинам стали присваивать низшие чиновничьи ранги. Весьма значительным было церковное землевладение, постепенно увеличивавшееся в результате новых пожалований короля и крупных феодалов. Буддийские монастыри эксплуатировали большое число крестьян, получали в дар рабов; они накопили огромные богатства. Сохранялось внеэкономическое принуждение крестьянства. Крестьянин-таец был приписан к определенному феодалу-чиновнику, который должен был обеспечить выполнение крестьянином государственной барщины и выплату налогов. Шесть месяцев в году крестьянин был обязан безвозмездно работать на феодальное государство; выставляя на государственную барщину 100 крестьян, феодал-чиновник имел «право» заставить 10—12 из них работать лично на себя. За пользование землей крестьянин отдавал государству часть собранного урожая, доля (формально 1/10 часть) из этого урожая шла на удовлетворение потребностей феодала-чиновника. Крестьяне-кха — другая группа непосредственных производителей — находились в крайне бесправном положении, личная зависимость их от феодального государства и норма эксплуатации почти ничем не ограничивалась. Сохранялось и рабство: король, крупные феодалы, монастыри имели рабов. Экономика Сиама в XVI—XVIII вв. была натуральной. В XVI в. преобладала фиксированная натуральная рента. Развитие производительных сил, рост товарно-денежных отношений, расширение торговли, стремление крестьян откупиться от шестимесячной барщины, рост потребностей феодального класса стимулировали появление в начале XVI в. денежной ренты. Во второй половине XVII в. часть налогов государство стало взимать в денежной форме. Среди крестьян и ремесленников распространилась практика откупа от государственной барщины. Однако с конца XVII в., после «закрытия» страны, наблюдается упадок товарно-денежных отношений. Феодалы возвращаются к взиманию натуральной ренты. Возможности откупа крестьян и ремесленников от государственной барщины значительно сократились. В XVI—XVIII вв. расширился государственный аппарат Сиама, изменились функции некоторых центральных ведомств. Короли стреми- [515] лись сузить компетенцию и уменьшить реальную власть глав отдельных ведомств — кромов, прежде всего чакри, главы центрального гражданского ведомства (махаттаи). В XVII в. главы остальных гражданских ведомств были выведены из подчинения чакри, он был лишен права контролировать губернаторов всех провинций, отныне ему подчинялись только северные и восточные провинции. Южные провинции перешли в ведение крома пракланг, а юго-восточные — дворцового ведомства. В то же время Прасат Тонг перевел корпус боевых слонов из военного в гражданское ведомство, ослабив таким образом реальные силы главы военного ведомства (калахома). В XVII в. расширились функции ведомства пракланг, которое стало заниматься вопросами внешней и внутренней торговли, а также дипломатическими отношениями с иностранными державами. Помимо трех важнейших кромов — махаттаи, калахом и пракланг — существовало много прежних (дворцовое, земледелия) и новых (например, управление государственной регистрации, Двор брахманов — государственная канцелярия и архив, и т. д.). Разделение страны на «внутренние» и «внешние» провинции сохранилось. Королевский домен постепенно увеличивался и занял всю долину нижнего Менама. Несмотря на политику централизации, проводимую королями Сиама в XVII в., наместники внешних провинций (Корат, Питсанулок, Након-Ситаммарат) и правители вассальных княжеств и султанатов сохранили полную самостоятельность. Сепаратизм крупных феодалов в первой половине XVIII в. усилился. [516] Вернуться к оглавлению кн.: Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |