Теночтитлан |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Священный район Теночтитлана
Руины акведука, по которому пресная вода поступала, из Чапультепека в Теночтитлан Теночтитлан был грандиозным городом, символизировавшим мощь и стойкость, и наглядной метафорой ацтекской истории переселения и превосходства их бога солнца Уицилопочтли. Это было островное городское поселение, где в период испанской Конкисты проживало примерно 200 000 человек. Его название состоит из слов «тетль» («камень»), «ночтли» («кактус») и «тлан», суффикса, служащего для обозначения места. Также существует предположение, что Теночтитлан назван в честь Теноча, царя-жреца, правившего мешиками тогда, когда в 1325 году был основан город. Теноч, благочестиво повинуясь указаниям Уицилопочтли, привёл свой народ сквозь годы испытаний в центральную долину мешиков, туда, где был основан город. Теноч предсказал, что мешики найдут место, где им суждено поселиться, по знаку — орлу, сидящему на кактусе (опунции) и пожирающему змею, а также по белому полю, белой лягушке и белой иве (некоторые из основных элементов, встречающихся в легендах других народов, например, народов Тулы и Чолулы). На том месте, где они найдут сердце Копиля, племянника Уицилопочтли, и следует возвести город. Копиль — это сын Малинальшочитль, богини и сестры Уицилопочтли. Малинальшочитль была колдуньей, которую, испугавшись её злых чар, мешики бросили в Малиналько. Малинальшочитль разжигала вражду между своим сыном и братом. В битве с Уицилопочтли Копиль потерпел поражение, и его сердце швырнули в озеро Тескоко. Оно упало на остров, где построили Теночтитлан (...). Сразу после основания священного города в честь Уицилопочтли был возведён храм. Его построили из тростника и соломы и на основании из болотной травы. Согласно ацтекской истории, тем же вечером Уицилопочтли, обратившись к жрецу, посоветовал разделить город на четыре кампана (района), а храм, посвящённый ему, возвести в центре. Этот центр и стал ритуальным районом Теночтитлана, где Великий храм стоял в окружении других храмов и святилищ. Данный комплекс был обнесён стеной, и попасть в него можно было только через четверо ворот, ориентированных, как и дамбы, ведшие за пределы города, по сторонам света. Первоначально Теночтитлан ничуть не отличался от остальных столиц городов-государств: центральная часть была застроена по плану, сооружения же на окраинах Священного района возводили хаотично. Всё, однако, изменилось, когда население Теночтитлана начало стремительно увеличиваться. Когда стало понятно, что Теночтитлан является столицей набирающей мощь империи, в городе провели реконструкцию. Теночтитланские архитекторы заимствовали множество стилистических особенностей (например, сетчатая планировка города) из Теотиуакана и Тулы. Одной из основных черт ацтекской архитектуры в Теночтитлане была монументальность его зданий. Поскольку строения были массивными и возведены на поверхности болотистого, топкого острова, они постоянно оседали. Поэтому старые сооружения приходилось надстраивать. Например, Великий храм на центральной площади. Когда сюда явились испанцы, они, утверждая своё господство, возвели на руинах Теночтитлана современный Мехико. Эти здания, кстати, тоже оседают. В некоторых районах Мехико ацтекские постройки к настоящему времени ушли под землю на глубину 26 футов (8 метров).
Теночтитлан, как говорили, был величественным городом, который некоторые видевшие его европейцы называли Венецией Нового Света. По словам испанских хронистов, это был самый потрясающий и прекрасный город из тех, в каких они побывали после того, как покинули Европу. Вскоре после покорения ацтекского государства были составлены планы города с указанием Священного района Теночтитлана. Один из них называется «Карта Мехико-Теночтитлана 1550года» (Уппсальская карта), а другой был нарисован (или составлен по его поручению) Эрнаном Кортесом в его письме императору Карлу V и опубликован в Нюрнберге в 1524 году. Эти планы, а также испанские хроники и данные археологических исследований позволили заполнить многие лакуны в истории ацтекской архитектуры и урбанизации, несмотря на то обстоятельство, что между тем периодом, когда конкистадоры систематически разрушали всё созданное ацтеками, и разгулом религиозного фанатизма миссионеров Священного района Теночтитлана уже не существовало. Во всех источниках говорится одно и то же, хотя и существует ряд расхождений. Берналь Диас дель Кастильо, испанский солдат, принимавший участие в Конкисте, много лет спустя писал, что испанцы испытали удивление, видя поселения на воде, такие же, как и то, о котором говорится в волшебных рассказах «Амадиса Галльского», испанского рыцарского романа, изданного в 1508 году. Считая всё увиденное сном, они изумились, когда их по-дружески встретили и разместили в истапалапаских дворцах. Эти здания были громадных размеров, из прекрасного камня, кедрового дерева и других ароматных деревьев, с большими внутренними дворами и помещениями, украшенными навесами из хлопчатобумажной ткани. Описывая огород и сад, Диас не перестаёт восхвалять это чудесное место. Он без устали говорит о деревьях и испускаемых ими ароматах, о тропинках, полных роз и иных цветов, о множестве плодовых деревьев и розовых кустов и пруде с пресной водой, где водится всякая птица. Также его, судя по тому, что он пишет, поразили большие каноэ, плывущие из озера в сад по каналу. Рассказывая о Великом храме, Диас добавляет, что, прежде чем приблизиться к нему, ему пришлось пересечь несколько обширных дворов, обнесённых двойной стеной каменной кладки и вымощенных, как и всё пространство храма, гладкими белыми каменными плитами. Там, где плит не было, всё было побелено и отполировано. В храме было так чисто, что там нельзя было найти ни соринки, ни пылинки. Подойдя к Великому храму, Диас дель Кастильо увидел шестерых жрецов и двух знатных лиц, спустившихся с вершины, где они совершали жертвоприношения; испанцы поднялись по ступеням, коих было 114, на вершину храма, представлявшую собой открытую площадку. Здесь, на подмосте, были установлены крупные камни, на которых индейцев приносили в жертву. Тут же он увидел громадного истукана, вроде дракона, и других отвратительных идолов, а также много крови. Стоя на верху храма, он видел множество лодок, одни прибывали с продовольствием, другие возвращались нагруженные товарами. По его словам, в этом великом городе, как и прочих городах, построенных на воде, от дома к дому было не пройти иначе как только по подъемным мостам, сделанным из дерева, или на лодках. У всех домов были плоские крыши, а при дорогах — другие башенки и святилища в виде крепостей. На торговой площади толпилось множество народа — одни покупали, другие продавали; среди испанцев были солдаты, которые побывали во многих частях мира — Константинополе, Риме и по всей Италии — и они говорили, что такой торговой площади, настолько благоустроенной и таких больших размеров, заполненной таким множеством людей, они никогда не видели. Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 294-297.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |