Живопись средневековой Японии
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Живопись средневековой Японии

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Живопись средневековой Японии

Религиозная и светская живопись. Религиозная тематика играла особую роль в творчестве средневековых живописцев. Среди картин можно отметить иллюстрированные биографии известных буддийских священников, такие как Иппэн хидзири-э («Картины о буддийском аскете Иппэне», 1299 год) — серия из 12 ручных свитков, изображающих жизнь монаха Иппэ-на Сёнина (1239—1289) и созданных художником Эни, творившим в конце XIII столетия.

Другую важную тему средневековой живописи составляли изображения буддийских и синтоистских мандал (мандара). Мандалы представляют собой абстрактные образы буддийской вселенной и часто изображают будд и бодхисатв. В средневековый период часто изображали и синтоистские мандалы, заимствованные синтоизмом из буддизма. В отличие от более абстрактных буддийских образцов, синтоистские мандалы изображали святилища с высоты птичьего полета в их природном окружении.

Другой тематике буддизма были посвящены картины рокудо-э, или изображения шести видов перерождения в мире сансары (см. главу 6 «Религия»). Эти шесть областей толковались как шесть возможных состояний бытия всех связанных с циклом перерождений — циклом, который мог быть разорван посредством вмешательства Будды и бодхисатв, которые могли прервать сансарическую связь, способствуя рождению человека в Чистой Земле. В религиозном смысле рокудо-э являли собой визуальное напоминание о том, чем недостойная жизнь могла обернуться для людей, не стремившихся к буддийскому просветлению. Особенно яркими были изображения различных уровней ада и ужасных судеб, ожидавших тех, кто рождался там. Известным примером является Дзигоку дзоси (свитки ада; горизонтальный свиток конца XII века).

 

В средневековой японской живописи главные темы и сюжеты рисунков определялись в основном религиозными воззрениями и отражали мир сверхъестественных существ. На первый взгляд может показаться, что японская живописная культура далека от нашей современной. Но это кажется только на первый взгляд. На самом деле и современная живописная тематика тоже полна всякого сверхъестественного. Например, многие наши современники озадачены вопросом, как нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Разумеется, такой навык их интересует как правило из прагматических соображений - подготовиться к празднованию Нового года для своих детей. Мотив вполне земной и практичный, но по сути изображения то же самое - сверхъестественное существо.

 

Противоположностью рокудо-э являлись картины райгодзу («приветственные картины»), Райгодзу изображают схождение Будды Амиды к кровати умирающего сторонника школы буддизма Чистой Земли. Согласно сутре Чистой Земли, после смерти сторонника этой веры к нему приходит Будда Амида, чтобы забрать его к себе в Чистую Землю. Жанр райгодзу представлял собой визуальное воплощение этой идеи и предназначался для поддержания веры буддистов Чистой Земли в то, что после смерти они переродятся на Чистой Земле.

Многие из иллюстрированных горизонтальных свитков (эмакимоно) были посвящены религиозной тематике, однако этот формат использовался также для картин на светские темы, комментирующих воинские повести, аристократическую литературу и биографии исторических персонажей. Известным примером такого светского ручного свитка является Хэйдзи моногатари эмаки (иллюстрации к «Повести о войне годов Хэйдзи»; вторая половина XIV столетия), рассказывающая об усобице между Тайра и Минамото до начала войны Гэмпэй в 1180 году. В горизонтальных свитках периода Кама-кура использовалась реалистическая манера, очень похожие на ту, в которой исполнялись скульптуры того же периода. Реалистичные подробности присутствуют также в светских и религиозных вертикальных пейзажных свитках.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 373-374.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС