Япония |
|
XII—XVI века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Япония в XII—XVI векаГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Политика Хидэёси в отношении христианства; его реформаторская деятельностьЗаинтересованность Хидэёси во внешней торговле с Испанией и Португалией определила его покровительственное отношение к христианской религии. Впрочем, такое отношение было характерно лишь для первых лет его фактического управления страной (1582—1586), когда он предоставил миссионерам право проповедовать свое учение во всех частях империи. Уже в ходе объединительных походов Хидэёси пришел к выводу, что бесцеремонное вмешательство иезуитов во внутренние дела страны может стать серьезной преградой на пути политического объединения Японии. К этому времени Кюсю превратился в центр миссионерской пропаганды и торговли с Португалией (через порты Хирадо и Нагасаки), укреплявшей позиции юго-западных феодалов, в большинстве своем принявших христианскую религию. Опасаясь превращения Кюсю в «государство в государстве», Хидэёси в 1587 г. издал антихристианский закон, обязывавший всех иностранных священников и иезуитов под угрозой смертной казни в течение 20 дней покинуть пределы Японии (на португальских купцов закон не распространялся). В 1590—1597 гг., когда число японцев, обращенных в христианство, достигло 300 тыс., пропаганда иезуитов и францисканцев (последние начали ее с 1593 г.) вызвала новые репрессии японского правительства: распятие на кресте нарушителей закона 1587 г., разрушение на Кюсю христианских церквей и уничтожение типографии, созданной на о-ве Амакуса, в одном из опорных пунктов христианских миссионеров. Ведя трудную борьбу за политическое объединение Японии, Хидэёси понимал, что его невозможно достичь одним лишь военным путем, что необходимо проведение целой серии внутренних реформ, важных и для обеспечения внешней экспансии на Азиатском материке. С его именем связаны увеличение добычи золота, серебра и меди, унификация денежной системы, в частности чеканка новых монет. Хидэёси, как и Ода Нобунага, поощрял развитие путей сообщения и городов, выраставших вокруг средневековых замков, связанные с ним внутреннюю и внешнюю торговлю, городское ремесло. Одновременно Хидэёси строго контролировал внешнеторговые операции с зарубежными странами. Он ввел систему специальных правительственных лицензий для торговых судов, направлявшихся в эти страны и получивших название «кораблей с печатью ярко-красного цвета». В 1589—1596 гг. Хидэёси провел земельную реформу, известную под названием «Перепись эры Бунроку» («Бунрокуно кэнти»). Она предусматривала детальное обследование и перепись земель, находившихся во владении каждого феодала и в пользовании каждой крестьянской семьи. Во всеяпонском масштабе вводился земельный кадастр, при- [177] креплявший крестьян к их земельным участкам. Отныне урожайность определялась в зависимости от плодородия почвы, следовательно, от доходности обрабатываемой земли. Меры площади и веса, существовавшие в разных провинциях, были унифицированы. Площадь тана была уменьшена с 0,12 до 0,1 га, площадь тё — с 1,2 до 1 га. Стала применяться новая система податного обложения, выгодная из-за его увеличения лишь классу феодалов. Натуральная рента с крестьян («нэнгу» — букв, «годовой доход») была повышена до 2/з урожая. Формально целью земельной реформы Хидэёси провозгласил установление единой структуры аграрного строя во всей Японии. В действительности же он стремился укрепить феодальные порядки, экономическую основу крупного княжеского землевладения, усилить налоговый гнет. Реформа имела в виду предотвратить аграрные волнения и восстания, бегство крестьян из деревни путем лишения их права покидать земельные наделы и прикрепления к земле, а также увеличить число крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство и способных платить налоги и подати. Усилению крепостнической зависимости крестьянства в значительной степени способствовало узаконение в деревне системы «пятидворок» («гонингуми»), члены которых были связа-ны круговой порукой. Вместе с тем аграрные преобразования Хидэёси повышали заинтересованность крестьян в увеличении урожайности полей. Так, обрабатываемая площадь расширилась с 940 тыс. тё в середине XIV в. до 1,6 млн. тё к концу XVI в., т. е. на 70%- Доход всей страны, т. е. урожай, собранный с обрабатываемой земельной площади, составил к этому времени около 19 млн. коку риса и других сельскохозяйственных культур. Накануне и в первые годы проведения реформы Хидэёси издал «Указ об охоте за мечами», согласно которому у крестьян изымалось оружие (мечи, копья, карабины), накопленное ими во время восстаний XV—XVI вв. Крестьянам запрещалось применять холодное и огнестрельное оружие, предписывалось заниматься только земледельческим трудом. Это была попытка обезоружить крестьян, предупредить возможные восстания в будущем. В 1591 г. последовало издание нового «Указа о закреплении общественного положения», установившего отчетливую границу между самураями и крестьянами; последним запрещалось покидать земельные наделы и оставлять занятие сельским хозяйством. Реформаторская деятельность Хидэёси в области внутренней и внешней политики привела к стабилизации феодального строя, который в известном смысле был преобразован и в большей степени приспособлен к нуждам господствующего класса. Таким образом на некоторое время был отсрочен уже назревавший кризис феодальных отношений. [178] Вернуться к оглавлению главы Япония в XII—XVI века
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |