Япония |
|
XII—XVI века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Япония в XII—XVI векаГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Литературные и исторические произведения. Театр «Но»В японской литературе XII —XIII вв. существовали два главных направления. Первое — это литература, отражавшая в «записках о войнах» настроения феодальных домов, одержавших победу Б междоусобицах. Второе — это литература, которая выражала пессимистические настроения феодальной аристократии, побежденной во время междоусобиц. Эта линия представлена «Записками из кельи» («Ходзёки», 1212), написанными буддийским монахом и писателем Камо-но Тёмэй. Незадолго до монгольского вторжения в Японию, в последней четверти XIII в., появилось историческое произведение «Зерцало Востока» («Адзума кагами»), в котором излагается история Японии с 1180 по 1266 г., но без каких-либо попыток установить внутреннюю связь происходивших событий. С середины XIV в. в японской исторической литературе доминируют описания политических событий, связанных с междоусобицами, в особенности с борьбой «Северной и Южной династий». Типичным произведением такого рода является «История правильного наследования божественных монахов» («Дзинно сётоки», 1339), написанная Китабатакэ Тикафуса. В этом произведении доказывается, что единственным законным монархом может считаться лишь император Южной династии. Автор утверждает также, что частновладельческие поместья как и вся система распределения земель и наделения ими, принесли Японии лишь одни беспорядки. Другим крупным историческим произведением той эпохи является завершенное в 1382 г. «Сказание о великом мире» («Тайхэйки»), приписываемое священнику Кодзима Таканори. В нем излагается история попыток императора Годайго свергнуть господство сёгуна и восстановить реальную императорскую власть. Основная идея произведения — утверждение этико-морального учения «бусидо» — верности вассала своему военачальнику, под которым подразумевается император. Среди литературных произведений особое место занимают «Записки от скуки» («Цурэдзурэгуса») Ёсида Кэнко (Кэнко-хоси) — классический памятник эссеистической литературы (1329—1331). Лейтмотивом произведения является идея бренности всего сущего. Автор в буддийском духе проповедует отрешение от мирской суеты и на этой основе — умеренность и аскетизм. Вместе с тем он умеет находить прелесть и в настоящем. К числу центральных идей произведения относится идея превосходства старины над современностью и осуждения каких бы то ни было изменений. ---------- 4. Адзума – древнее название восточной части о-ва Хонсю. [179] Большое распространение с XIII в. получили антологии поэзии, каждая из которых включала произведения ста авторов. Конец XIV — начало XV в. ознаменовались появлением и развитием средневекового театра «Но» («Но» по значению близко к русскому «мастерство»). Это был своеобразный вид условной танцевальной оперы с оркестром флейт и барабанов, а также с мужским хором, располагавшимся вместе с оркестром на сцене. Действующие лица, одетые в маски, искусно вырезанные из дерева и весьма выразительные, в ярких нарядах, передавали человеческие переживания при помощи гортанного пения. Театр «Но» являлся наследником древних традиций японского народного театрального искусства: он вырос из древних мимических представлений, крестьянских обрядовых песен-плясок («кагура»). Основоположником театра «Но» считается Канъами Киёцугу (1333—1384). Его сын Сэами Мотокиё (1363—1443) являлся выдающимся драматургом, режиссером и актером, автором текста, музыки, пантомимической и хореографической композиции. Ему принадлежит свыше 100 лирических пьес, в том числе на сюжеты героического эпоса, воспевавших феодальный мир. Наряду с лирическими пьесами развивался жанр национального фарса, комических интермедий («кёгэн). Большая их часть представляла собой сатиру на феодалов и священников, в них прославлялись находчивость и ловкость, присущие предприимчивым представителям третьего сословия. Они привлекали народ своей реалистичностью и остроумием и отражали оппозиционные настроения народных масс. [180] Вернуться к оглавлению главы Япония в XII—XVI века
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |