Живопись тушью |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Живопись тушьюКитайская живопись тушью в стиле дзэн пришла в Японию в XIII и XIV столетиях. Интерес японцев к живописи тушью был в значительной степени обусловлен растущим значением дзэн-буддизма в стране. Живопись тушью, или суйбокуга («водная живопись тушью»), особенно процветала в периоды Муромати и Момояма. Эту разновидность живописи также называют суми-э, или «картины тушью». Твердую черную тушь, получаемую из сажи или древесного угля, растирали в порошок на специальном камне. После добавления воды к этому порошку его можно было использовать для живописи или каллиграфии. Образцы стилей живописи тушью, ее сюжеты и техника первоначально были представлены горизонтальными и вертикальными свитками работы китайских художников периода династии Сон (960—1279). Когда в период Камакура дзэн-буддизм утвердился в Японии, в страну также были привезены китайские картины тушью, составлявшие ключевой элемент традиции дзэн, которую китайские монахи передали своим японским коллегам. В XIV столетии японские живописцы начали применять технику и сюжеты китайских работ, с которыми они могли ознакомиться в собраниях храмов. В отличие от образов райго, эмакимоно и других жанров буддийской и светской живописи, сила суйбокуга заключалась в минималистской, наводящей на размышления технике. Краткое объяснение происхождения двух аналогичных терминов — суй-бокуга и суми-э - указывает на историю этой техники в Японии и ее культурной роли. Иероглиф, обозначающий слово тушь в японском языке, можно прочитать или произнести двумя разными способами: боку, что приблизительно отражает китайское прочтение (он ёми) этого иероглифа, или способом суми, японское слово (кунёми), обозначающее чернила. Однако эти два термина, обозначающие живопись тушью, — суйбокуга и суми-э - в японском языке наделены различным смыслом, что помогает прояснить происхождение этой техники живописи. Первое предполагает китайские истоки этой техники живописи, в то время как второе понятие имеет более родное звучание. В то время как некоторые японские художники писали картины тушью в китайском стиле, другие живописцы создавали свой, японский отличительный стиль живописи тушью. Хотя на протяжении средневекового периода в живописи тушью использовался единственный цвет и поэтому работы являются монохромными, вариации тона, текстуры и мазка кистью возбуждали интерес у зрителей.
Картины тушью периода Муромати обычно писали священники дзэн. Среди известных японских живописцев тушью следует отметить творчество Мокуан Рэйэн (работал прибл. в 1330—1345 гг.), Као Нинга (работал в нач. XIV столетия), Дзосэцу (работал в нач. XV столетия), Тэнсё Сюбун (работал в 1425—1450 гг.), Сэссю Тоё (1420—1506) и Сэссон Сюкэй (прибл. 1504—1589). Однако не все живописцы тушью были священниками дзэн, и среди них следует упомянуть известную группу художников — Ноами (1397-1471), Гэйами (1431-1485) и Соами (1455—1525), принадлежавших к школе Чистой Земли. Типичными примерами средневековых картин тушью являются портреты известных священнослужителей (тин-со); афоризмы дзэн; пейзажи; бамбук, цветы, птицы и животные, изображения которых должны были пробудить в зрителе стремление к просветлению (досякуга); изображения Каннон, бодхисатвы сострадания, и Бодхидхармы (по-японски Дарума) — легендарного основателя школы чань-буддизма в Китае. К середине XV столетия становится популярным формат живописи тушью, носящий название сигадзики. Сигадзики представляли собой висячие свитки, сочетавшие в себе написанное тушью изображение некоего воображаемого ландшафта с поэтическими строками, обыкновенно принадлежавшими одному или нескольким священниками дзэн. Возможно, вершину живописи тушью периода Муромати воплощает творчество священника дзэн и живописца Сэссю. Хотя он провел в путешествиях по Китаю около двух лет, его пейзажи полны чисто японских переживаний. Помимо пейзажей Сессю изображал цветы и прочие объекты природы, для чего использовал технику живописи, освоенную во время его пребывания на континенте. Особого внимания заслуживает созданный им стиль разбрызгивания туши (хацубоку), в котором тушь расплескивалась по бумаге или шелку. Сэссю также использовал похожую технику (хабоку), создавая эффект, придававший структуру и объем очертаниям пейзажей. Работы Сэссю стали образцом для последующих художников. Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 374-375. Вернуться к меню: Всё о Японии и японцах.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |