Путешествия и коммуникации |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Средневековая Япония: путешествия и коммуникации
Передвижение в повозке, запряженной быком (рис. Грейс Вибберт) В отличие от современного мира, в котором люди могут общаться между собой с помощью телефона, Интернета, электронной почты и других средств, не требующих никакого передвижения от одного места к другому, в Японии Средних веков и начала Нового времени сообщение на дальние расстояния требовало физического перемещения. Топография страны значительно усложняла путешествия на большие расстояния. От других стран Японию отделяют моря и океаны, горы и равнины лежат между различными областями внутри Японских островов. Таким образом, путешествия и сообщение между отдельными регионами Японии в тот период были достаточно тесно связаны. Кроме того, развитие торговли требовало надежных путей транспортировки, и поэтому передвижение по стране всегда имело экономическое значение... В рассматриваемый нами период на путешествия и перевозки по стране влияло множество различных социальных, экономических, религиозных и политических событий. Неудивительно, что чиновники сёгуната были заинтересованы в регулировании транспортных вопросов. Правительство стремилось контролировать распределение продуктов производства, передвижение людей и распространение идей, способных оказаться опасными для власти. Другой аспект передвижения в периоды Средневековья и начала Нового времени был связан с религиозным паломничеством. Особенной популярность пользовались путешествия к таким японским святыням, как святилища Исэ и Идзумо, паломничество по 88 храмам Сикоку, связанным с основателем буддийской школы Сингон Кукаем, и по 33 храмами, посвященными бодхисатве Каннон. И хотя паломничества всегда являлись характерной чертой религиозной японской жизни, лишь в относительно стабильный период Эдо религиозные путешествия получили достаточно широкое распространение среди всех социально-экономических классов. Помимо системы дорог, служивших для передвижения паломников, появилась инфраструктура, обслуживавшая их потребности и включавшая в себя гостиницы, харчевни и лавки, где можно было купить все необходимые предметы житейского и духовного обихода. Граница между паломничеством и туризмом начала стираться уже в период Эдо. Существенным фактором, повлиявшим на развитии системы перевозок и сообщения в период Эдо, стала практика годичного пребывания при дворе сёгуна (сашин котай), установившаяся в 1630-х годах. Она требовала, чтобы каждый дагшёрасполагал собственной резиденцией в Эдо и являлся к сёгуну в течение целого года, после чего мог провести следующий год в собственном владении. Официально такая практика служила якобы церемониальным целям, однако в ней крылся и стратегический подтекст: семьи даймё, т. е. их жены и дети, были вынуждены постоянно жить в Эдо, практически в качестве заложников.
Даймё пребывали в Эдо каждый второй год, но их семьи должны были постоянно находиться в столице. Таким, в частности, образом сёгуны рассчитывали добиться повиновения даймё, и особенно тех, которые могли бросить вызов властям. Подобная система накладывала на потенциально опасных даймё дополнительные расходы на содержание двух резиденций (в собственном владении и столице) и годичное проживание в Эдо. По приблизительным подсчетам, даймё тратили около 80 % своих доходов на пребывание в Эдо и содержание двух резиденций. Часть расходов на такие поездки составляло содержание большой свиты вассалов и слуг, выезжавших в Эдо вместе со своими господами. Даймё вместе со своими дружинами и свитами были обязаны пользоваться главными дорогами, находившимися под прямым контролем сёгуната. Подчас вместе с даймё в столицу перебирались 300 и более человек, причем число свиты отражало богатство и власть даймё. Система санкин котай напрямую повлияла на процессы организации путешествий по дорогам в начале Нового времени. Во-первых, она повлекла за собой систематизацию дорог, по которым люди путешествовали в столицу и обратно. В свою очередь, это помогло улучшить сообщение между различными регионами Японии, а также создать инфраструктуру, необходимую для облегчения передвижения людей по сети дорог. Так были созданы средства обслуживания путешественников — постоялые дворы, лавки и прочие необходимые службы. Торговые перевозки в течение рассматриваемого нами периода служили надежным катализатором развития дорог в Японии. Уже в конце VII столетия дороги строились таким образом, чтобы в столицу можно было доставлять рис. Однако лишь в период Эдо перевозка большого количества товаров стала обычным явлением для Японии. Рост торговли требовал лучших дорог, а улучшения системы дорог помогали росту экономики. Дорожная система способствовала росту Эдо и Осаки как городских центров, так как торговля находила все новые рынки по мере улучшения средств сообщения. Особую роль в увеличении торгового оборота сыграли водные маршруты, пролегавшие вдоль берегов страны и позволявшие переправлять товары вокруг Японии. Несмотря на то что международная торговля была строго ограничена политикой национального уединения, доводившейся сёгунами Токугава, кое-какие коммерческие отношения все-таки поддерживались с китайцами и голландцами. Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 419-421.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |