Черниговское княжество
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > ГОРОДА РУСИ-РОССИИ >

ссылка на XPOHOC

Черниговское княжество

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Черниговское княжество

Пятницкая церковь XII века в Чернигове

Чернигов. Пятницкая церковь XII века

ЧЕРНИГОВ, город в Малороссии на берегу Десны, один из древнейших русских городов. В IX в. был центром восточнославянского племени северян. В к. IX в. вошел в состав Киевской Руси. Впервые упоминается в русских летописях под 907. В X-XII вв. Чернигов был крупным ремесленным и торговым городом. В 1024-36 и 1054-1239 — столица Черниговского княжества (в 1037-53 в составе Киевской Руси). В 1239 разрушен монголо-татарами. Во 2-й пол. XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского. После победы московских войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. В 1611 его захватили поляки, и по Деулинскому перемирию 1618 он отошел к Польше, в составе которой был центром т. н. Черниговского княжества, а с 1635 — Черниговского воеводства. Население города принимало активное участие в освободительной войне 1648-54. С изгнанием из города польско-шляхетских войск (1648) Чернигов — место дислокации Черниговского полка. После воссоединения Малороссии с Россией (1654) Чернигов — в составе Русского государства, в 1782 — центр Черниговского наместничества, с 1797 — Малороссийской, а с 1802 — Черниговской губ. В XIX-XX вв. крупный промышленный и культурный центр. Памятники архитектуры: Спасо-Преображенский собор (ок. 1036), Ильинская церковь редкой бесстолпной конструкции (2-я пол. XII в.).

+ + +

Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также “Сновская тысяча” с г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович. После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе с Муромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с Новгород-Северским (см.: Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск, Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как государственное целое. В.К.

Русское небо


Чернигов - один из древнейших городов Восточной Европы и славянского мира, крупнейший центр Южной Руси и современной Украины. Возникнув в эпоху раннего средневековья (конец VII в.), он на протяжении многих столетий был вторым городом Киевской Руси. В 1992 г. Чернигов отметил свое 1300-летие.

Впервые на Черниговщине человек появился более ста пятидесяти тысяч лет назад. На северо-востоке области (г.Новгород-Северский, п.Чулатов и др.) археологами обнаружены многочисленные памятники Мустьерской эпохи древнекаменного века. Интереснейшим памятником этого периода является уникальная стоянка первобытного человека позднего палеолита, обнаруженная украинскими археологами в 1908 году у села Мезин, на р. Десне, в нескольких километрах южнее города Новгород-Северского. Здесь выявлены одни из первых в истории человечества музыкальные инструменты, выполненные из морских раковин и костей мамонтов. Здесь же были найдены меандровые изображения, расписанные красками на кувшинах и домашней посуде. Подобный меандровый узор через многие тысячелетия появится у древних греков и римлян.

Поселение первобытного человека почти того же времени, что и Мезинская стоянка, обнаружено недалеко от г.Славутича, где ныне проживают Чернобыльские энергетики. Эта стоянка в историю вошла под названием Пустынки и находится в 1,5 км. от села Мнёв, на левом берегу Днепра. Здесь древние жители выполняли обмен своих товаров, приезжая, как с правого берега Днепра, так и с левого, а также с верховьев Днепра и его притоков. Видимо и название села Мнёв (мена, обмен)сохранилось до наших дней. Само поселение представляло несколько десятков деревянных жилищ, установленных в два ряда, образуя улицу-канал, по которому на лодках можно было подъехать к любому дому и отовариться. Дома, словно на курьих ножках, стояли на высоких деревянных сваях, тем самым жители могли избежать затопления от полноводных весенних паводков буйного Днепра.

А в районе поселка Навозы (бывшее Днепровское), что в нескольких километрах от г.Славутича на Днепре, археологами были обнаружены останки первобытных крокодилов:

В конце VII в. на древней земле племени "севера, север" (северян) иранского происхождения, на Елецких холмах, что рядом с Болдиными высотами, где ныне Вечный огонь воинам павшим в войне 1941-45гг., был заложен град Чернигов, позднее ставший столицей княжества.

Черниговское княжество было самым крупным по территории древнерусским княжеством, занимающим площадь, равную 400 тыс.кв. км - это 14 современных Черниговских областей или площадь современной Великобритании.

Границы Черниговского княжества охватывали земли от Днепра на западе до Москвы на востоке, от Южной Белоруссии до Тамани с Тмутараканским княжеством на Черном море.

Черниговщина-Северщина была одной из самых населенных территорий среди двенадцати древнерусских княжеств. Здесь располагалось более пятисот городов и поселков, непреступных замков Средневековой Руси, где проживало почти полмиллиона человек. Черниговщина с южной и восточной стороны соседствовала с Диким Полем, где кочевали многочисленные степные народы (печенеги, половцы, тюрки).

Постоянная опасность со стороны столь агрессивных и беспокойных соседей воспитала в черниговцах воинственный дух. Они знали, как надо было биться с дикими племенами, поэтому многие древнерусские князья часто прибегали к помощи черниговцев-северян по захвату новых земель, а наемным черниговцам доставались не малые богатства порабощенных народов. Так расплачивались с наемниками чужие князья:

Черниговская православная епархия, приняла христианство в 992 году, спустя четыре года после крещения Киева, и была самой многочисленной по прихожанам, а количеством христианских храмов и монастырей она не уступала Киевской епархии, где находился Патриарх Всея Руси.

По преданиям города Чернигова и польским хроникам первым князем Чернигова, якобы, был князь Черны, который, еще до принятия христианства погиб в битве с древлянами под стенами Чернигова. Его же дочь Черна (Царна), из-за которой, собственно и была битва, узнав о смерти отца, своего защитника, покончила с собою, чтобы не достаться древлянам. Там, где погиб князь Черны, был насыпан огромный курган высотою 15 и диаметром почти 40 метров. Когда зажигали костер на его вершине, то огонь было видно на 30 км. в округе. Со временем этот курган стали называть "Черная могила", т.е. могила Черны.

Расположен он во дворе современного административного здания по ул. Пролетарская, 4, напротив Елецкого женского монастыря. Этот курган является одним из сохранившихся курганов в бывшем Союзе со времен языческой Руси. Его раскопками в конце ХIХ в. занимался археолог-энтузиаст Самоквасов Д.Я., который пришел к выводу, что способ захоронения, структура холма полностью совпадает с греческими захоронениями времен Троянской войны.

Князь Черны, к сожалению, это ничем не доказанная красивая легенда, не более. Иначе мы бы имели определенный источник или версию возникновения названия города Чернигова. До сих пор это историческая загадка.

Борьба за Чернигов и Северскую землю продолжалась на протяжении всей ее истории, уж очень лакомым кусочком была Черниговщина с ее основной рекой, красавицей Десной.

Первым летописно известным Черниговским князем был сын Владимира Крестителя от знаменитой Полоцкой княжны Рогнеды Мстислав Владимирович Тмутараканский по прозвищу "Храбрый". Герой поединка с касожским князем Редедей. К сожалению, до сих пор мы не знаем точно, кто является матерью Мстислава, есть предположение, что ею была и чешка Адель (Адиль). И вообще о Мстиславе Черниговском мало исторических сведений, хотя летописцы о нем отзываются как о достойном продолжателе ратной славы Киевского князя Святослава, деда Мстислава, отца Владимира Крестителя. Этих слов вы не найдете о его старшем брате Ярославе Мудром, который своим норовом и амбициями развязал первую гражданскую войну в Киевской Руси, отказавшись платить своему отцу Владимиру Крестителю налоги от правления в Великом Новгороде.

В 1024г. Мстислав разбил под селом Малый Листвен, что не далеко от поселка Черниговской области Репки, войско своего брата Ярослава Мудрого и тем самым разделил Киевскую Русь на два государства - Правобережную Русь со столицей в Киеве и Левобережную Русь со столицей в Чернигове.

В год 1024 Мстислав закладывает Спасо-Преображенский собор, как кафедральный собор столицы Левобережной Руси - города Чернигова. Ныне этот Спасский собор является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на 12 лет, а Новгородская София - на два десятилетия.

Спасский собор Чернигова, который ныне расположен на древнем княжеском дворе (Вал), по сей день вызывает восхищение. Здесь прослеживается архитектурный стиль начальной Руси, далеких Византии и Индии. Его две башни, к сожалению, принявшие столь странный для православия католический остроконечный вид после сильного пожара в конце ХVIII века, выполняли роль часов, но не кварцевых, а солнечных.

Священники с точностью до пяти минут по ним могли определитьвремя начала богослужения. Оконные ниши, на левой башне-колокольне, непосредственно являлись часами. Они расположены таким образом, что солнечный свет большие ниши заполняет ровно за один час, а которые поменьше - за полчаса, за 15 и пять минут. Действительно, каким образом звонарь определял, когда надо бить в колокол время утренней службы, обедни и вечери. По солнечным часам в непогоду трудно определить точное время.

Но не долго Чернигов был столицей Левобережной Украины. Загадочная смерть сначала взрослого сына Мстислава Евстафия, а затем таинственная гибель от расстройства живота после охоты (сгорел за три дня) в 1036 году и самого Мстислава, позволили Ярославу Мудрому захватить все земли Великой Руси в одни свои руки.

Только через 18 лет, в 1054 году, в год великого раскола (схизмы) в христианской церкви, в Чернигове был посажен первый официальный князь Святослав Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого. Правил он в Чернигове почти 20 лет. За это время город стал прекрасно укрепленной крепостью. Был построен Елецкий монастырь с величественным Успенским собором.

Успенский собор Елецкого монастыря XI века, Чернигов

Успенский собор Елецкого монастыря, XI век

В 1069 году в Болдиных горах великий черниговец, уроженец Любеча, первый русский монах, отец русского монашества, основатель Киево-Печерской лавры, Антоний Печерский (в миру Антипа) закладывает Черниговские Антониевые пещеры, тайны и загадки которых и сегодня продолжают волновать многих ученых.

Перед входом в эти пещеры, имеющие протяженность около четырехсот метров под землей, на глубине до 12 метров, где круглый год постоянная температура +10+12 градусов С и почти 100 процентов влажность воздуха, при Святославе была построена одностолповая Ильинская церковь, не имеющая по времени и архитектуре мировых аналогов. Пещеры и церковь, в несколько перестроенном виде, сохранились до наших времен и действуют.

Вот уже более тридцати лет служащие и сотни посетителей Черниговских пещер наблюдают загадочные явления, происходящие в недрах пещер, на глубине почти 12метров, рядом с подземной церковью Николы Святоши:

Ежегодно, 18-го февраля русская православная церковь празднует день памяти Елецкой Черниговской иконы Божией Матери. Весьма интересна история этой удивительной и первой в русском Православии чудотворной иконы.

Во времена правления Святослава Ярославича в Чернигове было чудесное явление иконы Божией Матери на одной из елей Елецкой горы. И произошло это в 1060 году. Князь увидел в этом великое знамение и повелел на этом месте закладывать Успенскую церковь. Но приключения чудесной Елецкой иконы только начинались.

В истории русской церкви явление этой иконы было первым подобным чудом, поэтому и была названа - "Неувядаемый цвет" Елецкой Божьей Матери Успенского монастыря города Чернигова и являющейся великим достоянием и святыней не только Черниговской епархии и всей Черниговщины, но и всей мировой православной христианской церкви в целом.

Первая Елецкая икона, якобы, исчезла в дни татарского погрома в Чернигове осенью 1239 года. Хотя есть предание о том, что успели ее замуровать в каменную стену Успенского собора. Затем она была изъята из стены и опять выставлена на своем месте в Успенском соборе.

В 1579 году святую икону взял в свой дом прямой потомок Черниговского князя Святослава Ярославича (рода Ольговичей) князь Барятинский. Но в 1687 году окольничий (второй высший боярский чин), князь Даниил Барятинский, будучи командиром Новгородских полков, взял святыню с собою в Крымский поход.

Возвращаясь домой после тяжелых боев, князь Даниил смертельно заболел и, находясь недалеко от Харькова, передает икону Харьковскому Успенскому собору. В советское время икона бесследно исчезает.

Но наш Чернигов не остался без своей святыни. Еще в 1676 году братья Матвей и Никита Козелы привезли в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ святой Елецкой Богоматери. По какой цене сговорились не известно, но черниговец Константин Мезопета покупает у братьев эту икону и 11 января 1676 года дарит ее Елецкому монастырю.

В 1930 году, по распоряжению советской власти, эта икона была передана в Государственный Черниговский исторический музей им. В.В.Тарновского (из коллекции которого в основном и был создан этот музей), где и находилась до 1941 года. Игуменья монастыря хотела снять копию иконы и передать ее в музей, но музей потребовал оригинал.

В 1941 году во время бомбежек Чернигова, пожары не миновали и музей, где на пепелище брошенных исторических ценностей, неизвестная женщина подобрала чудом уцелевшую деревянную икону и передала ее в Троицкий Ильинский монастырь Чернигова.

После войны икона опять была взята в Черниговский исторический музей. В музее я неоднократно видел как к этой иконе приходили верующие христиане и, падая ниц перед святыней, молились перед нею, не обращая внимания на удивленные взоры посетителей.

Наконец, городские власти 1-го апреля 1999 года передают Елецкому монастырю на временное пользование Елецкую икону. Не мало сил и мудрости приложили в получении своей святыни митрополит Черниговский и Нежинский Антоний и игуменья Елецкого Свято-Успенского женского монастыря матушка Амвросия (в миру Иваненко).

Современные искусствоведы провели экспертизу иконы и установили, что она действительно относится к 90-м годам ХVII в., т.е. это есть та икона, которая была подарена Елецкому монастырю черниговцем Мезопетой. Слава тебе Мезопета!

Икона написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных двумя деревянными шпонками. Общая длина иконы 135 см., ширина 76 см., толщина досок 3 см.

Интересна и композиция иконы, имеющая как богословский смысл,так и иконографию самой истории появления святыни в далеком 1060 году.

На Болдиных горах находятся два уникальных языческих кургана - "Безымянный" и "Гульбище", где были выявлены останки воина-гиганта, который имел почти полутора метровый стальной меч, весом более десяти килограммов. Но им еще и работать в бою надо было. Так какой же силищей обладал его хозяин?

А недалеко от этих курганов вы можете увидеть множество больших и маленьких курганов, их более двухсот. Это курганы, под которыми еще в языческие времена были погребены черниговцы.

Около двадцати лет в Чернигове правил великий князь Владимир Мономах, сын Всеволода, внук Ярослава Мудрого, пока его не призвали к себе киевляне в 1113 году, чтобы усмирить восстание горожан против евреев-ростовщиков.

Именно Черниговский князь Владимир Мономах был инициатором первого съезда русских шести князей в городе Любече в 1097 году. Здесь было принято, что междоусобицам наступил конец, каждый держит вотчину свою, здесь все присягнули сообща идти против поганых половцев.

Похоронен был Мономах не в Киеве, а в любим Чернигове, в Спасском соборе.

Черниговский князь Давид в 1120-х годах закладывает на языческом капище православный Борисоглебский собор, что на Валу, рядом со Спасским собором. В Борисоглебском храме похоронен первый украинский просветитель и создатель украинского книгопечатания, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (захоронение сохранилось).

Так же в годы правления Давида был заложен монастырский комплекс и церковь Параскевы Пятницы (ныне на территории монастыря располагается Черниговский украинский драматический театр, а площадь перед ним называется Красной площадью города). Во время войны фашисты разбомбили церковь Пятницы, этот памятник Черниговской архитектуры. Только усилиями архитектора Барановского, который в свое время спас от уничтожения большевиками собор Василия Блаженного в Москве, после войны была восстановлена Пятницкая церковь, ровесница "Слова о полку Игореве".

А герой этого удивительного произведения князь Игорь одно время даже был Черниговским князем, где он просидел как мышь тихо после неудачи с половцами в 1185 г., тогда он еще был Новгород-Северским князем.

Осенью 1239 года Чернигов пал под ударом татарских полчищ.

На протяжении почти трех веков о Чернигове летописи молчат. Пока Черниговщина не попала под власть Литвы и Речи Посполитой. В 1503 году большая часть Черниговщины вошла в состав Московской Руси. Литовцы и польская шляхта покинули Чернигов. Но хрен оказался не слаще редьки. Летом 1606 года из Черниговского Путивля, где некогда плакала Ярославна по своему князю Игорю,

огромная армия восставших казаков, черниговцев, под руководством Ивана Болотникова, устремилась в Москву. Восстание было подавлено, но в Московии задумались о свободолюбивом черниговском народе.

Вскоре Москва отдала Черниговщину опять полякам, мол, от греха подальше. Вот тут уж шляхта вспомнила всё украинскому народу, пока не пришел Богдан Хмельницкий. Среди ближайших сподвижников Богдана был первый Черниговский полковник Мартын Небаба со своим Черниговским полком лихих казаков.

В 1696 году именно черниговский казачий полк под командованием наказного гетмана Якова Лизогуба ворвался в турецкую крепость Азов. Петр Первый от восторга перед героизмом черниговцев наградил их всех и особо Якова Лизогуба. По возвращении домой в Чернигов Яков Лизогуб на средства собранные участниками Азовского похода строит Екатерининскую церковь в Чернигове в стиле украинского барокко.

Не менее известен и участник Полтавской битвы, полковник черниговского полка Павел Полуботок, на смелость и умение воевать которого так рассчитывал Петр Первый, и черниговцы не подвели царя.

В 1679 г. на Болдиных горах был заложен архиепископом Черниговским Леонтием Барановичем Троицкий собор по проекту немца из Вильно (ныне г.Вильнюс, столица Литвы) Иоанна Баптиста. А в 1775 г. была построена великолепная 58-метровая колокольня по проекту Растрелли, автора Зимнего дворца в Петербурге.

В 1700 г. в Чернигове был построен Коллегиум, где наукам обучались дети богатых черниговцев. Готовили их к государственной службе. Позже будет открыт подобный Царскосельский лицей под Петербургом.

При императрице Елизавете граф Потемкин неоднократно посещал Черниговщину. Именно на Черниговщине в селе Лемеши, что рядом с Козельцом, в местной церкви он услышал пение прекрасного юноши Алексея Розума, сына Разумихи, который днем пас коз, а вечером подрабатывал на клиросе. Юноша немедленно был доставлен в Петербург пред ясны очи императрицы.

Так началась молниеносная карьера до фельдмаршальского жезла фаворита Елизаветы Петровны черниговца, графа Алексея Григорьевича Разумовского и его брата Кирилла, который будет Президентом Петербургской Академии наук, покровителем Ломоносова, последним гетманом Левобережной Украины.

Черниговцы были активными участниками Декабрьского восстания 1825г., но не на севере, а на юге империи. Восстание Черниговского полка, организованное Муравьёвым-Апостолом С.И. и Бестужевым-Рюминым М.П., которое началось 29 декабря 1825г. в селе Трилесы. Затем более тысячи солдат и офицеров захватили город Васильков Черниговской губернии. Но под Белой Церковью были разбиты правительственными войсками 3-го января 1826г. В июле 1826г. руководители Черниговского восстания были казнены в Петропавловской крепости Петербурга.

В селе Вороньки, что недалеко от г.Бобровицы на Черниговщине, последние годы после амнистии 1856 года, прожили, а затем здесь же были погребены декабрист Сергей Григорьевич Волконский и его удивительная жена - Мария Николаевна Волконская, дочь генерала, героя 1812 года Николая Николаевича Раевского.

Именно 20-летняя Мария Волконская стала героиней Некрасовской поэмы "Русские женщины", именно Мария Волконская, бросив теплый дом, дворянское звание, малолетнего сына, поехала на каторгу в Сибирь за мужем, где провела с ним самые тяжкие для него годы в рудниках, а это 30 лет на чужбине, в полуголодном краю. Славные были времена и люди!..

Троицкий Ильинский мужской монастырь:

В правом нефе Троицкого собора выставлена рака Черниговского архиепископа, святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского, небесного покровителя Чернигова. Около его святых останков многие тысячи больных людей были исцелены и тому есть масса свидетельских показаний. По сей день на территории Елецкого монастыря сохранился деревянный домик, которому более трехсот лет и где жил великий Феодосий.

На современной территории Троицкого монастыря расположено одно из немногих на Украине духовных училищ по подготовке церковных регентов - руководителей церковных хоров. Здесь же размещается Управление Черниговской епархии, которую возглавляет архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний. В настоящее время, к сожалению, украинская православная церковь переживает очередной раскол.

Так же на территории Троицкого монастыря ныне размещается часовня Щербины Григория Степановича,

уроженца Черниговщины, 1868 - 1903 гг., российского дипломата, знавшего 16 языков, в Москве закончившего Лазаревский институт восточных языков. Работал в Турции, Египте, Албании, а в 1902 году был назначен консулом в Митровицу (Сербия), где и был убит в 1903 году албанским фанатиком. Щербина Г.С. был членом Российского географического общества, докторскую диссертацию защищал на турецком языке.

У Троицкого собора установлен бюст погребенного здесь Глебова Леонида Ивановича. В украинской литературе он считается как наиболее талантливый баснописец (по-украински - байкар).

Также рядом с Троицким собором погребена генерал-майорша, княгиня Софья Ивановна Прозоровская,

урожденная Скоропадская, родившаяся в 1767г. и скончавшаяся в 1833г. Она была родственницей жены генералиссимуса Суворова А.В. Варвары Ивановны.

Софья Ивановна происходила из древнего дворянского рода Скоропадских. Ее дед Иван Ильич был гетманом Левобережной Украины, участником Северной войны.

В 1820 году потомок гетмана Скоропадского, Иван Михайлович Скоропадский, покупает село Тростянец Ичнянского района Черниговщины, где создает огромный регулярный парк не хуже Петергофских под Петербургом. К нему приезжали ученые, любители природы почти со всего света и привозили с собою новые саженцы для столь удивительного парка, который раскинулся на площади более двухсот гектаров. Здесь же расположен семейный склеп Скоропадских. А последний из рода Скоропадских, генерал-адъютант российского царя, Павел Петрович Скоропадский в 1918 году был объявлен гетманом Украины. Но он так и не стал "щирым украинцем", он не справился с обязанностями гетмана, - Украина не стала самостоятельной и независимой страной вплоть до 1991 года.

На Болдиных горах, на отвесном склоне похоронен Маркович Афанасий Васильевич - украинский фолькролист и этнограф, который был женат на не менее знаменитой писательнице М.О. Вилинской (Марко Вовчек). Собирает народные песни, присказки. Написал музыку к пьесе Котляревского "Наталка Полтавка".

Там же на Болдиной горе, над Ильинской церковью, похоронена чета Коцюбинских - Михаил и его жена Вера Дейша. Михаил Коцюбинский - выдающийся украинский писатель, общественный деятель, основоположник современной украинской литературы.

Несколько слов хочу рассказать о Любече, замечательном городе, впервые упомянутом Нестором в "Повести временных лет" под 882 годом, что на 25 лет раньше, чем Чернигов.

Долгие годы Любечем владел граф Андрей Милорадович, отец Михаила Милорадовича, генерал-губернатора Петербурга, героя 1812 года, смертельно раненого Петром Каховским 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге во время декабрьского восстания. Именно в Любече родилась мать Владимира Крестителя Малуша, а ее брат былинный богатырь Добрыня стал наставником и отцом малолетнего Владимира.

По сей день в Чернигове бытует легенда, что от Чернигова и Любеча до Киева были выкопаны подземные ходы, по которым жители города в лихие времена уходили от врага.

В заключении хочу сказать, что Чернигов, являясь уникальным историческим городом, никогда не претендовал на первенство в русской истории, а тем более в новейшей истории, хотя на то есть все права. Ведь сегодняшний Президент Украины Кучма Л.Д. родом из Черниговщины, из села Чайка, что недалеко от города Новгород-Северска.

Черниговщина стала родиной российского скульптора Мартоса Ивана Петровича, автора памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Российский живописец Ге Николай Николаевич, также родился на Черниговщине и часто приезжал сюда для поиска вдохновения. Илья Репин неоднократно посещал Чернигов и его пригороды, где пытался найти живых прототипов своих героев картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Город Чернигов имеет какую-то необъяснимую ауру, ибо события 26-го апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в первые дни не коснулись его. Действительно, если посмотреть на карту радиоактивных осадков первых пяти дней после 26 апреля 1986 года, то можно увидеть, что зараженность Чернигова минимальна по сравнению с другими областями, особенно Киевской.

Груздев Вячеслав Борисович


Князья Черниговские:

Черниговское княжество

В Черниговском княжестве утвердилась династия князей потомков Святослава Ярославича.

Мстислав Владимирович  1024-1036

Святослав Ярославич  1054—1073

Всеволод Ярославич 1073—1076

Владимир Всеволодович Мономах  1076-1077

Борис Вячеславич 1077

Всеволод Ярославич  1077—1078

Олег Святославич 1078

Владимир Мономах (вторично) 1078—1094

Олег Святославич (вторично)   1094—1097

Давыд Святославич  1097—1123

Ярослав Святославич  1123—1126

Всеволод Ольгович  1126—1139

Владимир Давыдович  1139—1151

Изяслав Давыдович 1151—1154

Святослав Ольгович  1154—1155

Изяслав Давыдович (вторично)  1155—1157

Святослав Ольгович (вторично)  1157—1164

Олег Святославич 1164

Святослав Всеволодович   1164— 1177

Ярослав Всеволодович   1177—1198

И горь Ярославич (возможно) 1198

Игорь Святославич 1198—1202

Олег Святославич  1202—1204

Всеволод Святославич Чёрмный  1204—1210/12

Рюрик Ростиславич   1210/12—1214

Всеволод Святославич (вторично)   1214—1215

Давыд Ольгович  1215

Глеб Святославич  1215—1219

Мстислав Святославич 1219—1224

Михаил Всеволодович   1224—1226

Олег Святославич 1226

Михаил Всеволодович (вторично)   1226—1235

Мстислав Глебович  1235—1239

Ростислав Михайлович  ок. 1240

Михаил Всеволодович (в третий раз) ок. 1240

Андрей Мстиславич  1246

Всеволод Ярополкович 1246—1261

Андрей Всеволодович 1261—1263

Роман Михайлович Старый   1263-1288

Олег Романович  кон. XIII в.

Михаил Дмитриевич  кон. XIII в. — нач. XIV в.

Михаил Александрович  перв. пол. XIV в.

Роман Михайлович Младший  7—1370

Дмитрий-Корибут Ольгердович ок. 1372—1393

Роман Михайлович (вторично)  1393—1401

Ликвидация удела Великим княжеством Литовским.

 

Уделы Черниговского княжества

Новгород-Северское княжество

Олег-Михаил Святославич  1097—1115

Святослав-Николай Ольгович   1241—1257

Святослав Всеволодович   1257—1264

Олег Святославич  1264—1280

Игорь-Георгий Святославич   1280—1298

Всеволод Святославич  1298-1202/или 1204

Владимир Игоревич   1202/4—1206

?

Давыд Ольгович  ?

Мстислав Давыдович  ?

Константин Давыдович ?

Изяслав-Филипп Владимирович   1233-1235

 

Курское княжество

Изяслав Владимирович до 1085

Изяслав Мстиславич   1125—1129

Глеб Ольгович  1135-1138

Святослав Ольгович  1138—1139

Иван Юрьевич  ок. 1146

Глеб Юрьевич ок. 1147

Святослав Игоревич  ?—1206

Олег Святославич  1207—?

Юрий Ольгович  1230-е гг.

Дмитрий Святославич  сер. XIII в.

Василий Дмитриевич  ?—1278

 

Путивльское княжество

Владимир Игоревич   1185—1198

Роман Игоревич  1198-1206

Владимир Игоревич (вторично)  1207-1208

Иван Романович (вторично) сер. XIII в.

Иван Иванович  кон. XIII в.

Владимир Иванович  до 1330

Фёдор Иванович  до 1360

 

Брянское княжество

Роман Михайлович Старый   1246—1288

Василий Александрович ?— 1309

Святослав Глебович 1309—1310

Василий Александрович (вторично)  1310—1314

Дмитрий Александрович  1314-?

Глеб Святославич  7—1340

Василий 7—1356

Роман Михайлович Младший  7—1370

Дмитрий Корибут Ольгердович   1372—1380

Роман Михайлович 1380—1401

 

Трубчевское княжество

Всеволод Святославич 7—1196

Святослав Всеволодович  7—1232

Андрей Святославич 1232—7

Литовская династия князей Гедиминовичей:

Дмитрий-Корибут Ольгердович  1372—1399

Михаил Дмитриевич  1399—7

Семён Михайлович 7

Иван Семёнович ум. 1520

Андрей Иванович ум. 1546

Последний удельный князь Трубчевский Андрей Иванович, из- за притеснения православия в Великом княжестве Литовском, был вынужден оставить стол и постричься в монахи. Умер он в 1546 году иноком под именем Адриана.

 

Новосильское и Карачевское княжества

После разгрома монголами Черниговского княжества оно распалось на уделы. Кроме уже перечисленных возникли также княжества: Глуховское, Устивское, Новосильское и Карачевское. Первые два довольно быстро прекратили своё существование, а Новосильское и Карачевское княжества, до того как распались, существовали продолжительное время, и распались только во второй половине XIV века. Из Новосильского княжества выделились Одоевское, Воротынское и Белёвское, а из Карачевского — Козельское и Звенигородское.

Генеалогические таблицы Новосильских и Карачевских князей известны довольно хорошо, а вот кто и в какой последовательности из них занимал старший стол — часто определить затруднительно.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 106-131.


Далее читайте:

Киевская Русь и древнерусские княжества.

Черниговские Князья.  (генеалогическая таблица).

Трубчевск, Трубчевское княжество - удельное кяжество. 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС