Николай Дик, Петр Дик |
|
2006 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Дик, Петр ДикКультурологияУчебное пособие для вузов ЧАСТЬ IТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЁ ПРЕДМЕТОсновные понятия: Актуальность исследования культуры и культурология. Призвание культурологии и подходы к пониманию культуры и культурологии. Уровни постижения культуры. Предмет и задача культурологии. Основные направления в культурологии.
Актуальность исследования культуры и культурология Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура». Значительно позднее сформировалось относительно самостоятельное направление философствования – «философия культуры». Наряду с философией, феномен культуры привлекает внимание многих гуманитарных наук, прежде всего истории, психологии, религиоведения, социологии, этнографии (этнологии). В двадцатом столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Причиной поворота знания к гуманитарной проблематике стал системный кризис общества, ведущей ценностью которого несколько столетий было научно-техническое знание, технократия. Возродились к активной жизни ненаучные формы сознания, в том числе религия и мистика. Появилось осознание недостаточности идей линейного и циклового развития человечества. Рост национального самосознания, как элемент стремительно разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку сравнения, субординации культур. Стали искать единую природу локального многообразия равноценных, интенсивно взаимодействующих культур. Неоднозначные результаты деятельности технократии поставили задачей компенсировать гуманитарными знаниями узкую профессионализацию. Возникла острая необходимость в выверенных практических действиях по созданию иного типа общества, другого характера планетарной культуры, следовательно, формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями. Современная культурология выходит из состава философии, формируя свой предмет и соответствующие методы исследования. Культурология, как новейшая отрасль гуманитарной науки, ещё не обрела общепринятого толкования предмета и предназначения. В дискуссиях о смысле культурологии участвуют специалисты традиционных областей знания. Сравнительно недавно культурология получила знаковое подтверждение статуса самостоятельной науки; исследователям культуры стали присваивать учёную степень по культурологии. Общее понятие о культурологии также неоднозначно; во множестве интерпретаций исследователи пытаются выделить основные подходы к пониманию культурологии как таковой. В первом приближении можно сформулировать три подхода. Первый определяется философской традицией рассмотрения культуры. Культурология, понимаемая как общая теория, отождествляется с философией культуры. Иногда культурологию рассматривают как часть философии культуры, исследующую многообразие культуры посредством систематизации, типологии феномена. Философы рассматривают историю культуры (культур) как одну из типологий культуры. В таком варианте культурология совпадает с аксиологией культуры, приближается к культурантропологии и социологии культуры. Второй подход рассматривает культурологию как обозначение комплекса самостоятельных дисциплин, изучающих аспекты и формы культуры. Целью культурологии является изучение социально-исторического бытия культуры, результатом - накопление, систематизация знаний о культуре. Третий подход рассматривает культурологию как самостоятельную отрасль гуманитарно-социального знания. Данный подход существует с постановки проблемы Л.Уайтом и предполагает выявление предмета культурологии, её места среди отраслей социально-гуманитарного знания.
Этапы исследований и уровни достижения культуры Существуют различные методологии рассмотрения предмета культурологии: аксиологическая, праксеологическая, регулятивная, семиотическая. В соответствии с типами современного философствования сложились модели рассмотрения культуры и культурологии: классическая (абсолютизация рационального, научного аспекта), неклассическая (герменевтика) и постклассическая (феноменология, постмодерн). В отечественной традиции культурологических исследований можно выделить два этапа. Первый, начиная с шестидесятых годов прошлого века, рассматривает культуру с позиций аксиологии и деятельностного подхода. Согласно аксиологическому подходу культура предстаёт в качестве совокупности значимых достижений человечества (ценностей). В рамках деятельностного подхода культура рассматривается в контексте субъективно-личностного или объективно-общественного становления. В единстве взаимодействия субъективного и объективного культура предстаёт в качестве специфически человеческого способа деятельности. С девяностых годов (второй этап) на постсоветском пространстве получили распространение разработки в русле концепций западной традиции культурологии: семиотики, культурантропологии, структурализма, синергетики, межкультурной коммуникации. Можно выделить три уровня постижения культуры. Начиная с познания феноменов локальной культуры, культуролог восходит к пониманию и усвоению смысла, духа культуры. На втором уровне исследуется коммуникативный характер культуры, социализация (или становление) личности, общества посредством механизмов общения. Высший, сущностный уровень культуры есть основа культуры. Основа неочевидна, поэтому есть разные версии её понимания. Одни сущность культуры видят в языке, другие в священном (религии, мистике), третьи в символе, четвертые в ценности и так далее. Культурологов объединяет осмысление культуры как интеграционной основы общества и личности. Из смысла культуры вытекают принципы-аксиомы её бытия: создание, обновление, сохранение, почитание и передача культуры. Следовательно, предметом культурологии как самостоятельной науки является становление и развитие культуры как присущего человеку способа жизнедеятельности. Культура как способ жизнедеятельности человека (человечества) есть специфическая форма бытия живой природы. Иногда исследователи, подчёркивая отличную от природы специфику культуры, называют её способом внебиологической деятельности человека. Первичность феномена жизни, разумеется, не отрицается: человек, чтобы стать культурным, должен, как минимум, быть биологическим существом. Само понятие «жизнь человека» несёт в себе единство родового (биологического) и видового (социокультурного). Культурология ставит своей задачей создание модели «механизма» бытия культуры. Смысл, вкладываемый в слово «механизм», или в возможные слова-синонимы «код», «ген» и другие состоит в единстве двух моментов: понимания бытия культуры и возможности адекватно (компетентно) управлять культурными процессами.
Основные направления в культурологии Согласно предмету и задаче культурологии, новая гуманитарная наука является теоретической дисциплиной, оперирующей системами описанных артефактов (фактов) культуры. Иначе говоря, культурология не занимается сбором и описанием артефактов культуры; она создаёт концепции культуры, используя имеющиеся обобщения совокупности артефактов. Поэтому культурология является стилем философствования и тесно связана с философией посредством философии культуры. Философия и философия культуры, в частности, является методологией культурологии. Культурология занимает срединное место между философией и конкретными науками, описывающими артефакты культуры. Такая специфика характерна для культурологии в целом, то есть как для теории, так и для истории культуры. Историческое развитие культуры для культурологии не самоцель, а предпосылка объяснения современной культуры и моделирования оптимальной культуры будущего. Для культурологии как науки особое значение имеют достижения культурантропологии и этнологии. Культурантропология, в понимании ведущих представителей данной отрасли знания, исследует конкретные ценности и механизмы передачи культурных навыков. В зависимости от подхода к пониманию культурологии, культурантропология может быть частью культурологии, или совпадать с содержанием последней. Этнология (или этнография) есть описание и изучение различных народов. Зачастую термином «этническое» обозначают культурную единицу. С девятнадцатого века в антропологических и этнографических исследованиях культур утвердился эволюционизм, существенно потеснив органицизм. Социолог-эволюционист Г. Спенсер выделяет регулятивную систему социального организма, обеспечивающую социальный контроль. Социальный контроль повседневного поведения людей, полагает исследователь, существует с первобытного времени и остаётся более эффективным, чем выделившиеся из него институты государства и церкви. Спенсер надеялся, что в будущем федерация высших наций сможет запретить такое проявление варварства, как войны между народами и этим укрепит основы социокультурной цивилизации. Э. Тэйлор (Тайлор) исследовал первобытную культуру, в которой видел начала становления человека. В настоящее время представляют высшую ценность его идеи о человечестве как неотъемлемой части природы и единстве человека независимо от расовых, этнических и культурных различий. Л. Морган, создатель теории первобытного общества, утверждает идею всеобщности прогрессивного развития общества, поскольку, по его мнению, родовая организация, как начало человечества, обязательна для всех групп первобытного общества. В двадцатом веке складывается цивилизационный подход к изучению культуры. Появление подхода российские культурологи связывают с творчеством Н.Я. Данилевского. Культурно-исторический тип Данилевского, согласно традиции органицизма, есть самостоятельная замкнутая и потому враждебная по отношению к другим культура-цивилизация. О. Шпенглер рассматривает цивилизацию в качестве этапа умирания культуры. Каждая культура рождается, растёт, расцветает, дряхлеет и умирает, как любой организм жизни. Культура-организм замкнута. А. Тойнби видит в цивилизации конкретно-исторический тип общества, в основе которого определённый тип культуры, прежде всего религии. Отвечая на вызовы природы, полноценная цивилизация проходит этапы своего бытия. Сообщества (элита и пролетариат) ущербных цивилизаций и цивилизаций на исходе своего развития не способны консолидироваться для решения проблем своего бытия. Отрицая органицизм, М. Вебер считает основой хозяйственной жизни тип религиозно-этических норм. Религия – социокультурный институт, совмещающий черты системы ценностей и социального института. Понятия, в том числе типы культур, цивилизаций есть идеально-логические категории, которые соотносятся с реальностью жизни, но не совпадают. М. Вебер создал социологию науки, которую П.А. Сорокин отождествляет с социологией культуры. П.А.Сорокин выделяет два основных культурных типа – сенситивную и идеациональную культуры, - которые сменяют друг друга посредством идеалистической культуры - промежуточного смешанного типа. Л. Фробениус – основатель культурно-морфологической школы и исследователь африканской культуры. Согласно воззрениям школы, конкретная культура создаётся природой под влиянием видов хозяйственной деятельности человека, но независимо от его воли. Человек – носитель, но не создатель культуры. Следовательно, методом послойного проникновения можно выявить изначальную культуру и позднейшие наслоения, привнесённые извне. В. Шмидт на основе этнографических данных создал концепцию прамонотеизма. Согласно концепции, изначальной формой религии был монотеизм (единобожие). Осколки древних представлений о едином Боге-творце приобрели образ предков, культурных героев в мифах и религиях первобытных народов. Д. Фрэзер уделяет особое внимание духовной культуре первобытного общества. Этнограф разделяет магию и религию и противопоставляет их. Как эволюционист, он полагает, что умственное развитие человечества эволюционирует от магии к религии и затем к науке.
Социальная и культурная антропология. Функционалистское направление Б. Малиновский, создатель функциональной теории культуры, полагает, что культура появилась как жизненная функция для решения практической задачи; он связывает биологические первичные потребности с артефактами культуры и вторичными потребностями, порождаемыми культурой. Каждая культура есть целостность, отличающаяся способами удовлетворения потребностей и характером передаваемых вторичных потребностей (традиция). А. Радклифф-Браун, в отличие от Б. Малиновского, особое внимание уделяет исследованию структуры общества и общественных отношений, понимаемых в связи с функциями социальных институтов. Основоположник антропологического подхода к изучению культуры Ф. Боас противопоставляет свой метод сравнительно-историческому методу эволюционной школы. Боас полагает, что изучение культуры связано с описанием феноменов и накоплением эмпирических фактов. Культуру каждого народа следует изучать во всех аспектах, в том числе с учётом физических характеристик этноса. Крупный представитель структурного функционализма Э. Дюркгейм решающую роль в социальной интеграции отводил идеалам и верованиям. Религией он называет систему всех верований и практик, санкционированных обществом и обязательных для каждого члена общества. Главная функция так истолкованной религии – обеспечивать солидарность. Создатель структурной антропологии К. Леви-Строс исследует мышление «примитивного» человека. Мифология у первобытного человека, как идеология у цивилизованного человека, является фундаментальным содержанием коллективного сознания. Создатель школы структурного функционализма Т. Парсонс предлагает теорию культуры. Культура – все духовные и материальные достижения людей. Достижения являются результатом действий на уровне социальной и собственно культурной систем. Культура, благодаря нормативному и символическому характеру, является важнейшим регулятором общества. М. Шелер, основоположник философской антропологии, разрабатывает концепцию социологии культуры. В сфере духовной культуры господствует логика смысла. Человек есть нерасторжимое единство жизненного и духовного начала. Религия, философия и наука являются равноценными видами знания в духовной культуре. Антрополог Х. Плеснер подчёркивает эксцентричность бытия человека, которая состоит в социальности, историчности и экспрессивности, понимаемых им в качестве ведущих антропологических определений человека. Согласно воззрениям А. Гелена, человек есть система функций. Действуя, человек создаёт культуру, которая принадлежит природе человека и невозможна вне человека. Целесообразная деятельность человека наряду с ожидаемыми результатами может приносить полезные побочные плоды; они осознаются как полезные и закрепляются в целесообразной деятельности. Так человек одновременно освобождает себя от опасностей и создаёт институты культуры. К. Ранер полагает, что человек существует как вопрос о бытии, как открытость бытию. Источник культуры и творчества видит в процессе преодоления человеком своей недостаточности на путях интуитивного постижения Бога. Э. Ротхакер стремится представить человека живой исторической личностью. Целостность личности состоит в единстве животного, бессознательного и сознательного слоёв человека. Человек открыт миру. Человек – творец и носитель культуры посредством языка и заинтересованного переживания действительности. Культура – форма выражения творческого ответа человека на вызов природы. Культура есть стиль жизни человека. Э. Кассирер в центре своей философии культуры ставит понятие символа. Решение проблем культуры и бытия человека видит в отыскании специфики символической формы. Г. Риккерт выделяет культуру как сферу опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями. Ценности у него выступают принципом, определяющим бытие, познание и деятельность. Ценности определяют величину индивидуальных различий.
Философия культуры в экзистенциализме М. Хайдеггер трактует историческое и художественное событие в качестве узла, в котором истина бытия является возможностью, привлекающей человека для реализации этой возможности и одновременно осуществления самого себя. Поэтому поэзия и искусство выступают хранителями бытия и собеседниками философии. Язык мысли и поэзии начинается с зова мира, ожидающего, чтобы человек дал ему слово, то есть стал посредником в выражении смысла бытия. А. Камю считает, что человек обречён на жизнь в отчуждённом мире, смысл жизни в котором придаёт истина человека. Абсурд как мироощущение есть ясный разум, осознающий свои пределы. Философ полагает, что уделом современного человека, живущего в нерелигиозной (десакрализованной) истории, является бунт: я бунтую, следовательно, мы существуем. Бунт есть элемент цивилизации, поскольку революция может утверждаться только в цивилизации, а не в терроре или тирании. В бунте человек утверждает себя как личность, живущую по законам красоты и добра. Особое значение придаёт художественному бунту, поскольку в искусстве художник по-своему переделывает мир. Красота и свобода помогут обрести новый гуманизм: выйти из изоляции, обрести солидарность и установить социальную справедливость. К. Ясперс предлагает идею коммуникации, которую трактует как соотнесённость существований (экзистенция). Коммуникация – личностное истинное общение. Мыслитель предлагает преодолеть традиционное противоречие философствования между знанием и верой понятием и обоснованием философской веры. Философская вера есть выделение специфики философского мировоззрения. Ясперс верит в общечеловеческую коммуникацию, в которой люди преодолеют зло и утвердят социокультурное добро. Возможно, это произойдет в процессе кризиса-перехода к новому качественному состоянию личности, культуры и истории. Кризис-переход – сущность понятия «осевое время», предложенного философом. Проблему «Восток-Запад» Ясперс разрешает суждением, что два самостоятельных и равноценных типа духовно-культурной связи человека и общества дополняют и питают друг друга в исторической динамике взаимодействия. Т. Элиот понимает под культурой образ жизни народа, живущего в одном месте. Созидательная энергия человека определяется потенциалом духовной элиты. Духовная элита как творческое начало складывается из умных, талантливых, нравственных представителей всех социальных групп общества. Есть духовная элита, значит, культура будет развиваться. Й. Хейзинга обратил внимание на исследование мифов и фантазии в культуре и истории. Мыслитель выделяет интеллектуальный аспект игрового начала. Игра – то, что поддерживает идеал, определяет духовную культуру эпохи. Обращается внимание на связь образования и забавы в древнегреческом языке. В забаве (игре), человек, минуя сложные определения и процедуры, сводит вместе, в одно целое противоречивые явления. Проблема «игра-серьёзность» неразрешима и невыразима, поскольку игра может открыть и закрыть соотношение человека и бытия. Игра, понимаемая как часть ритуала, мышления и языка, есть собственно человеческое бытие; игра позволяет расширить возможности разума человека. Но игра, как и лекарство, знает меру. Нормальная игра предполагает: равновесие духовных и материальных ценностей, направленность на общий идеал и господство над природой. Избыток игры - безмерное ребячество – состояние, в которое погружается современная цивилизация. Условием очищения современного человечества Хейзинга называет разумное самоограничение.
Психологические и психоаналитические направления В. Вундт, один из основателей экспериментальной психологии, считает, что социальное бытие личности проявляется в языке, религии, быте. Стремление индивида к личным целям сталкивается с интересами других людей, поэтому у истории нет закономерности. Исходный пункт исследования – психическое, то есть опыт, понимаемый как совокупность субъективных процессов, осознаваемых обычно в результате самонаблюдения. Эксперимент неприменим для исследования сложных процессов (речь, мышление). В сфере сознания действует психическая причинность, а поведение определяется психической силой – апперцепцией. Сложные проявления психической жизни должны быть объектом изучения самостоятельной отрасли знания - психологии народов, изучающей психику по продуктам культуры. Вундт собрал огромный материал по истории языка, мифов, обычаев. З. Фрейд, создатель психоанализа и психоаналитического подхода к культуре, полагает, что ценности и артефакты культуры есть результат преобразования психической энергии человека. Искусство и религия как формы культуры, выступая в качестве самотерапии, нейтрализует природную агрессивность на уровне подсознания. Переизбыток культуры, в первую очередь, жёсткая регламентация взаимоотношений полов приводит к возникновению индивидуальных и общественных неврозов. К. Юнг, основатель аналитической психологии, выделяет коллективное бессознательное – главное из опыта прежних поколений, закрепляющееся в структурах мозга. Архетипы сознания есть общечеловеческие первообразы-образцы. Динамика архетипов является основой феноменов духовной культуры. Э. Берн, развивая идеи психоанализа, сосредоточил внимание на межличностных отношениях. Человек в процессе общения играет, находясь в одном из трёх трансактных состояний – взрослый, родитель, ребёнок. Ведущая проблема культуры – содействие личности в освобождении от «детских» игр и усвоении перспективных игр сообщества. М. Блок и Л. Февр, основатели школы анналов (по названию издаваемого ими журнала, анналы – хронология), рассматривают всестороннее познание общества в качестве пути к познанию истории. Л. Февр выделяет общество и цивилизацию, основные категории познания материальной и духовной жизни людей. Цивилизации (культуры) отличаются своими особенностями, самостоятельной системой миросозерцания. Образ мира, в том числе прошлое, настоящее и будущее, творимый в каждой цивилизации, обладает объективностью. Чтобы понять специфику цивилизации, необходимо реконструировать её инструментарий, то есть систему миросозерцания и познания. Школа анналов, таким образом, уделяет особое внимание изучению повседневности. П. Нора, преемник и преобразователь традиции школы анналов, больше внимания уделяет не повседневности, а «местам памяти» - ведущим событиям национальной истории, - для понимания скорее современности, чем прошлого этнической культуры. Концепция К. Маркса получила своё истолкование в разнообразных подходах к исследованию культуры у тех мыслителей, которые называют себя последователями марксизма. Г. Маркузе занял критическую позицию по отношению к советскому марксизму и реальностям капитализма. В современном мире, считает он, господствует тоталитаризм и техника, они превратили человека в «одномерное» существо. Массовая культура обезличила человечество. Современный человек утратил способность к конструктивной революции-преобразованию, поэтому в стихийных и организованных конфликтах участвуют социокультурные аутсайдеры, способные лишь разрушать. М. Хоркхаймер отвергает концепцию революции в борьбе с тотальностью и авторитарными режимами. Не народы и классы, а индивиды, способные объединяться из чувства солидарности, составляют конкретную историческую реальность. Критическое мышление, как единственно свободное, превращается в политику. Философия должна стать критической теорией. «Культурный материализм» больше других обращает внимание на технико-экономическую сторону культуры. Л. Уайт, один из основателей культурологии, рассматривает культуру как саморазвивающуюся систему со своими законами функционирования. Технологическая подсистема культуры является ведущей; она определяет две другие – социальную и идеологическую – подсистемы. Культура (цивилизация) есть процесс-результат степени энергетической вооружённости человека.
Религиозная культурология Э. Жильсон связывает будущее культуры с возрождением влияния религиозно-нравственных ценностей. Философы разных времён и народов постигают первопринципы бытия. Природа философских заблуждений в абсолютизации относительного знания. Вершину мысли видит в творчестве Фомы Аквинского, соединившего достижения философии древности с христианской философией. Последующее развитие философии рационализма утратило живительную связь с источниками и привело к культу науки со времён Р. Декарта, И. Канта. Сторонники и противники науки в философии позитивизма и альтернативных ей направлений потеряли способность к конструктивному решению проблем. Помочь может лишь возвращение и развитие томизма. Неотомист Ж. Маритен полагает, что в разрушении ценностной основы средневековой культуры повинны рационализм Р. Декарта и учение М. Лютера. Эмпирическая традиция питает негативные явления культуры современного мира. Мыслитель разделяет идеалы интегрального гуманизма о солидарности в корпорациях, христианизации культуры и сближения религий. Социокультурный идеал Маритена получил признание у теологов католической церкви. Представитель диалогического персонализма М. Бубер отстаивает религиозные ценности иудаизма и христианства. Двойственность человека, отчуждение личности от мира природы и социума лежат в основе диалогического персонализма. Задачу философии Бубер видит в раскрытии отношения человека к себе и окружающим, в изменении образа жизни на пути формирования искренних отношений между людьми и единства, выражаемого в понятии «Мы». Лауреат Нобелевской премии мира А. Швейцер свой принцип благоговения перед жизнью дополняет утверждением о божественном происхождении духа человека. Старый рационализм он предлагает заменить новым вариантом мистики, предполагающим веру в святость жизни. Задача новой мистики – возродить творческую активность личности, утвердить её бытие в негуманной цивилизации. Критерий развития культуры – гуманизм и оптимизм. (Подробнее о конфессиональном направлении в культурологии смотрите в разделе «Культура и религия»).
Постмодернизм в культурологии М. Фуко полагает, что язык в культуре выступает в нескольких состояниях: как вещь, как средство выражения мысли, как самостоятельная сила в познании. Превращения языка вместе с жизнью и трудом угрожают единству человека. Власть неоднозначна; власть-знание порождает реальность и способы её познания. Фуко ищет варианты свободного поведения морального субъекта в реальной системе установлений и стратегий поведения. Человек страсти (чувствующий, желающий) формируется как моральный субъект из отношений к своей душе, телу, окружающим, общественному долгу. Эстетика современного существования есть мораль конкретного поступка. Ж. Деррида объектом критики выбрал тексты метафизики, в которых бытие понимается как присутствие. Условием преодоления метафизики считает метод деконструкции. Критикуя понятие бытия как присутствия, Деррида утверждает, что чистого настоящего не существует: прошлое и будущее присутствуют в настоящем. Настоящее не совпадает с самим собой; повтор, копия, след не вторичные, а изначальные явления. Стирая следы отсутствия, метафизическое мышление создаёт присутствие как таковое. Чтобы указать границы метафизики необходимо испытание текста как такового. Ткань текста создаётся в игре значений. Мыслитель создаёт экспериментальные тексты, которыми стремится показать свой метод выявления подлинной реальности языка и культуры в наслоениях, привнесённых текстами метафизики. Зарождение культурологических наук в России относят к началу прошлого столетия, когда изучение культуры выделилось в направление социальных, исторических и филологических наук. Значительное влияние на культурологическую мысль того времени оказали взгляды выдающихся писателей и философов. В советский период историко-филологические направления получили развитие в трудах историков культуры, археологов, литературоведов, языковедов, востоковедов и этнографов. Социальное направление культурологических наук развивалось психологами, историками, этнографами, социологами. На постсоветском духовно-интеллектуальном пространстве, в том числе в Казахстане, культурологические науки находятся в стадии выделения из философии культуры, исторических, социологических, филологических и иных гуманитарных и социальных наук. Высокая образовательная ценность культурологии не вызывает сомнения у международного сообщества; культурология, например, по объёму учебных часов является одной из ведущих дисциплин обязательного для профессионального высшего образования цикла гуманитарного знания. Факт становления культурологии как науки представляет определённую сложность для формирования государственного образовательного стандарта культурологической подготовки и его учебно-методического обеспечения. Существующий государственный стандарт культурологического образования нацеливает на изучение основных понятий теории культуры, знакомство с основными направлениями мировой и отечественной культурологии, знание ведущих аспектов культуры, а также основных этапов и закономерностей бытия мировой и отечественной культуры (цивилизации). Учебный комплекс «Основы культурологии» является учебно-методической основой курса согласно нормам государственного общеобязательного стандарта культурологического образования.
Практические советы преподавателям Преподавателю культурологии известно, что монистическую традицию однозначного подхода к формированию содержания учебных курсов гуманитарного, социального знания сменяет принцип плюрализма. Ведущая проблема учебной реализации плюрализма в образовании, по нашему мнению, заключается в том, что каждый из множества вариантов понимания, в данном случае культуры, предполагает собственную логику развёртывания содержания. Поскольку нельзя объять необъятное, остаётся стремиться к максимуму. Преподавателю курса, как и автору учебной книги (учебника) по культурологии, приходится самостоятельно искать оптимальное сочетание содержания и методики преподавания. Представляется, что поиск должен осуществляться в границах триады: между (1) характеристикой множества моделей культуры, (2) системным изложением теории и истории культуры на основе любой, но одной концепции и (3) сокровищницей артефактов культуры, значительную часть которых студенту нужно увидеть и услышать. Содержание курса и профиль учебного заведения подскажут методологию и методику преподавания культурологии. Представляется, что в структуре культурологии как учебной дисциплины вуза и колледжа целесообразно выделение следующих разделов: теория культуры, история культур, культура и религия. Теория культуры включает информацию о предмете учебной дисциплины и изложение основ теории культуры (основные понятия и концепции культурологии; понятие сущности, динамики, структуры, типов культуры). Полагаем, что в этом разделе принципиально важно раскрыть указанные выше моменты; субординация материала и наименование частей теории культуры вторичны, поскольку являются вариантами оптимальной группировки проблем содержания. История культур раскрывает собственно культурные основы ведущих мировых культур Древности и Современности с выделением специфики традиционной культуры различных народов. В содержании этого раздела можно и нужно избегать необоснованного повторения посвященных культуре частей всемирной истории, как известно, изучаемой студентами параллельно с культурологией. Почему избегать? В практикуемых курсах культурологии и истории России зачастую одни и те же события рассматриваются с позиций подходов отечественной истории. Между тем, культурология, как интегральная наука, используя артефакты культуры, выявленные гуманитарным знанием, в том числе историей, согласно своему предмету рассматривает историю культур на ином уровне обобщения - в качестве механизма динамики культуры человечества. Соответствуя специфике культурологии, особое внимание следует уделить колыбели культуры человечества - цивилизациям Евразии, в том числе Центральной Азии. Культуры и цивилизации Евразии предпочтительнее раскрывать, ориентируясь на предложенные К. Ясперсом принципы бытия планетарной культуры с дихотомией её составляющих культур: древних и «осевых» (современных), Востока и Запада. Представляется, что эта типология ближе к сущностному пониманию культуры человечества, чем европоцентристская традиция, подгоняющая мировую историю и культуру под закономерности истории Западной Европы с общеизвестными этапами от первобытного общества по новейшее время. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование). Далее читайте:Николай Дик (авторская страница). Петр Дик (авторская страница). Дик Н.Ф. Дик П.Ф. Хрестоматия по культурологии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |