Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 16. КАКОЙ ПОЗОР И ОБИДЫ ПРИЧИНЯЮТ НАМ, СЛАВЯНАМ, ЧУЖЕЗЕМЦЫ1. Памятуя о том, сколь много зла может быть причинено чужеземцами нам, славянам (не обладающим никакой хитростью), лучше всего было бы не иметь с ними ни войны, ни мира и ничего о них не знать. Но это невозможно, ибо, пока мы живем на свете, мы должны жить с людьми. Поэтому нам нужно решить, как бы мы могли жить с ними в мире и вести торговлю и однако же уберечься от обид, которые они нам обычно причиняют. 2. Во-первых, надо знать, что земля наша— одна из самых бедных, ибо не родится в ней почти ничего, кроме хлеба, рыбы и мяса. Во-вторых, ничего разумного мы сами выдумать не можем, но должны у чужеземцев учиться всем наукам и брать образцы всех вещей. В-третьих, самому благочестию, и христианской вере, и благонравию мы должны были доселе и должны еще [теперь] учиться у иных народов. 3. Итак, поскольку без общения с чужеземцами мы жить не можем и от них много хорошего получаем и много больших зол терпим, нам следует вспомнить о той заповеди, в которой говорится: «Кто подлинное добро отличает, хорошо поступает». Так и мы должны отличать добро от зла: то есть брать от чужеземцев то добро (подлинное добро, а не поддельное), что они дают, и самим его добиваться, а зло должны всеми способами от себя отвращать и отметать. 4. Чужеземцы приносят нам четыре блага: благочестие, товары многие, наставления в науках и разные политические соглашения или договоры: о союзах, о помощи, о браках, о посредничестве и тому подобное. Однако надо знать, во-первых, что большая часть этого — не настоящее, а поддельное благо. Во-вторых, [надо] знать, что ничего из этих благодеяний они не делают даром, а хотят, чтобы [все это] с большим избытком окупилось. В-третьих, [надо] знать, что и этого им недостаточно, но всегда, когда нам что-нибудь дарят или продают, они стараются причинить нам какое-нибудь зло. 5. Под знаком благочестия добрые [чужеземцы] несут добрые наставления и учат добру, а блага нашего не ищут. А корыстные [чужеземцы] без нужды скитаются по нашим странам и совершают много проступков против святых заповедей, нарушая благие церковные порядки. Всякую святыню превращают в ходовой товар и стараются тысячу раз продать нам Христа, которого Иуда продал лишь единожды. За деньги они ставят священниками свинарей и бродяг, коих наши епископы в Белой Руси не посвятили бы [в этот сан]. За деньги расторгают всякие браки и разрешают мужу сменить пять или шесть жен, отсылая их в монастырь. За деньги отпускают людям грехи без исповеди и без покаяния и дают письменное отпущение [грехов] только тем, кто даст деньги, и так отсылают души прямо в ад. За деньги продают святое миро. Ради денег они скитаются и придумывают поводы для нищенства и сбора милостыни. Они выдают себя за епископов, не будучи таковыми, и посвящают попов [в сан]. И такое делают на Руси восточные пастыри. А западные или римские пастыри у поляков за деньги урезают и расширяют власть наших епископов и за деньги их утверждают. А раньше они за деньги рассылали по странам «юбилеи» или «милостивые годы», но не отменяли исповеди: тот, кто хотел получить прощение, исповедывал свои грехи и давал какую-либо милостыню, которая отсылалась в Рим. Из-за этого возникла лютерова и каль-винова ересть, и поэтому ныне такую милостыню не назначают. 6. Под предлогом торговли чужеземцы доводят нас до крайнего убожества. У поляков немцы, шотландцы, армяне и евреи завладели всем богатством, какое там есть. Они, [живя] в бездельи, питают свои утробы и наслаждаются всякой роскошью, а на долю жителей оставляют только земледельческий труд, и войны, и крики и споры на сеймах, и судебные хлопоты. А здесь на Руси нигде не видно и не слышно ни о каком богатстве (кроме царской казны) и повсюду — бедность и пустая нищета. Все богатство этого царства и все плоды этой земли чужеземные торговцы или воры увозят или поедают у нас на глазах. 7. Под видом ремесел и служб они также высасывают наше добро, когда занимаются врачеванием, держат рудники, делают стекла, оружие, порох и иные вещи. А искусствам этим никогда не учат наших сородичей, чтобы, таким образом, вовеки самим получать прибыль. А иные получают большое жалование и обещают научить нас воинскому искусству, однако [учат] так, что они всегда остаются учителями, а наши люди вовеки не могут достичь этой их учительской степени. Ибо некоторые делают вид, будто у них есть какие-то более тайные знания, невиданные еще на Руси, но если они не могли или не хотели ничего показать за время этой долгой войны, то не следует верить, что у них осталось что-либо скрытое. А кроме того, они учат нас некоторым ратным искусствам и способам не только не полезным, но даже и вредным для нас. 8. Под видом сватовства, союзов, посредничества, помощи и всяких политических соглашений они стараются навязать нам не что иное, как рабство и позор. Говорят нам льстивые слова, воздают шутовскую честь и глупую славу, желая сделать нас королями, [то есть] дают горсть овса, чтобы с помощью этой приманки обуздать нас и сесть верхом. И так они правят нами благодаря шутовству. Или делают вид, что хотят примирить нас друг с другом, но своим посредничеством сеют раздоры. И в конце концов они всегда требуют от нас или какие-нибудь города, или несметное множество денег. И причиняют нам много иных обид. 9. А самое главное зло (коим они, как солью, приправляют каждое свое благодеяние) это — ругань, злобные насмешки, зазорные притчи и песни, смешные басни и пословицы, оскорбительные книги, лживые рассказы и самая наглая спесь и высокомерие — и все это мы должны терпеть от чужеземцев. Среди же [зла, которое мы терпим от] всех народов, более всего невыносима немецкая наглость, потому что немцы умнее других и искуснее в рукодельных ремеслах, и особенно потому, что язык их невероятно пригоден для таких песенок, притч и ругани. 10. Чужеземный король приводит с собой чужеземных людей. А чужеземные люди вводят чужие обычаи и [сеют] ереси и смятения, как это мы видим у поляков. Во-вторых, Аристотель говорит, что когда чужеземцы, допущенные [в страну], сочтут себя более сильными, они притесняют и подчиняют самих местных жителей. А в особенности, когда придут с войском на помощь, [они] хотят подчините тех, кому пришли помочь, как поступили турки с греками и отчасти крестоносцы с поляками. В-третьих, если местные жители тяжелодумы, а гости умны, остроумны, хитры и сведущи в науках, те [гости] обманывают местных жителей своими торговыми делами и всякой лестью и мучают их, ругают, срамят, бьют [и] называют варварами и скотами, как только хотят. В-четвертых, богатство земли нашей поедают у нас на глазах и занимают более спокойные места. А жителям остается только пахать поле и служить простыми воинами, как это (о, беда наша) слишком хорошо известно у поляков и на Руси. 12. Если мы побеждаем чужеземцев силой оружия, они тотчас одолевают нас словами. Коминь рассказывает, как во время одних переговоров какой-то англичанин сказал французам: «Когда вы, французы, встречались с нами на ратном поле, вы всегда терпели поражения от нас, англичан, а когда мы с вами вели переговоры, всегда мы оставались побежденными». То же случается и у нас: прежде — с греками, а ныне — с немцами. Они втягивают нас в долгие беседы, и в разговоры, и в обсуждения и всегда нас хитро обманывают для того, чтобы мы с ними заключили нисколько не лестные для нас соглашения. Так случилось с последним и с предпоследним договорами, заключенными между этим царством и шведами. 13. Нам отнюдь не полезно вести войны с этими более искусными, красивыми и образованными народами. Ведь если мы возьмем кого-нибудь из них в плен, то они, будучи пленниками, пленяют нас в нашем [же] доме своей красотой, и красноречием, и ласками. Ибо красота — это немое красноречие, которое способно на большее, нежели ум и ученость. Так наши пленники превращают нас в своих пленников, и одурачивают нас, и добиваются своей цели, чтобы мы позволили им то, чего они просят. Так поступили некогда евреи с помощью Эсфири с царем Артаксерксом, и с помощью другой Эсфири с Казимиром Ягеллоном и с поляками. Ибо Казимир, плененный красотою этой блудницы Эсфири, ради нее дал евреям большие привилегии и наводнил евреями всю страну. А немцы и греки добились еще большего с помощью красивых, умных и красноречивых мужей. Много примеров этого есть в польских летописях, давних и свежих. 14. Когда у них есть свои собственные причины для войны с турками, они притворяются, будто ведут войну за веру Христову, и втягивают нас в союзы, чтобы взвалить на нас тяжесть войны. Венецианцы — особенные хитрецы в таких делах. Они в свое время обманули испанского короля и папу, ибо, убедив их войти с ними в союз и одержав большую победу над турками, тотчас оставили своих союзников, заключили мир с турками и повернули турецкое войско против испанцев. Те же венецианцы убедили короля Владислава [вступить] с ними в союз, чтобы он начал войну с татарами, и от этого пошли все те беды, что опустошили ныне Польскую землю и Русь. Те же венецианцы своими хитрыми баснями убедили великого государя отправить к ним своих послов. А они использовали это дело в своих целях, распустив слух, будто великий государь заключил с ними союз против крымцев. Из-за этого крымцы сильно разгневались на это царство, и турецкий царь приказал им ни за что не мириться, а воевать с Русью. 15. А немцы нас обманули и выставили миру на посмешище, когда заключили с нами соглашение о том, чтобы русские торговцы могли держать [свои] торговые подворья, и своих приказчиков, и дома у шведов и у иных немцев. И чтобы взамен немцам было дозволено держать на Руси своих приказчиков, и свои товары, и подворья. Поскольку у наших людей нет больших кораблей, и они не умеют их строить и водить по морю, то ясно, что они вовеки не будут иметь [своих] подворий у немцев. А кроме того, нашим людям и не полезно было бы туда ездить, ибо они безусловно вернулись бы домой с убытком, как некоторые уже испытали на [своем] опыте. Поэтому смешно и глупо нам вступать с ними в такие шутовские соглашения и терпеть от них эти суетные обманы. 16. Что мы ни сделаем для них из любви, человечности и учтивости, все они подвергают насмешке и поруганию. Особенно много в их книгах язвительных поговорок, шуток и ругани по поводу угощений, которые наши великие государи некогда имели обычай устраивать для послов, и пожалований едой и питьем. 17. Держат у нас своих постоянных послов, кои зовутся «резидентами», то есть сидельцами, а иные зовутся «консулами», то есть смотрителями за торговлей. Все они не кто иные, как соглядатаи, предатели и насмешники, враги, вскормленные в [нашем] доме, и возмутители нашего народа. А некоторые из торговцев, и толмачей или переводчиков, и воинов, и иных чужеземцев, которые здесь окрестились или не окрестившись живут на жалование от великого государя, являются наемными соглядатаями чужеземных королей, и шлют им отсюда всякие вести, и раскрывают [наши] тайны. Некоторых мы могли бы назвать поименно. 18. Чужеземные короли многообразно обижают нас и позорят. 1. Некоторые действуют хитро и бывают избранными на престол, а затем, когда их позовут, отказываются и не хотят приехать, как сделал Владислав Зудерман. 2. А Генрих Французский, пробыв некоторое время польским королем, был затем приглашен на французский престол [и] тайно сбежал не без позора для поляков. 3. Иные деньгами привлекают к себе [сторонников] и сеют раздоры среди польского боярства, и если какое-либо меньшинство незаконно провозгласит их [королями], приходят с оружием, чтобы завладеть престолом, как сделал Максимилиан Австрийский. 4. Королева Кристина украла у поляков корону, казну и королевича. Елизавета у венгров тоже корону украла. 5. Людовик назначил польский сейм в Буде — в венгерской столице. 6. Владислав Ягеллон опустошил польскую казну на венгерские нужды. 7. Швед Сигизмунд и его сыновья из-за своего титула втянули поляков в великие войны со Швецией. 8. При короле Стефане в почете были одни только венгры, а поляков ни во что не ставили вплоть до того, что польный бан Мелецкий оставил свою должность, не вытерпев венгерской наглости. 9. Но что за польза говорить об этом? Большую книгу написал бы тот, кто захотел бы описать обиды, причиненные полякам Ягеллонами и иными чужеземными королями. И кто собрал бы [воедино] все достопамятные поступки этих королей, не нашел бы наверняка почти ничего, что не принесло бы полякам вреда и позора. 19. Чужеземные правители везде вмешиваются в наши дела и становятся нашими посредниками, третейскими судьями и примирителями. Они делают вид, будто хотят мирить нас, но отнюдь не думают о нашем примирении, а, напротив, сеют среди нас междоусобные раздоры, выведывают наши тайны и находят способы [осуществления] своих замыслов. 20. Если какой-нибудь [выходец] из великих народов (которые только себя одних почитают за людей) станет королем у нас, простаков, то рядом с ним из чужеземцев появятся и князья, бояре, думники, баны, начальники и управители, и разные придворные чины. Ни одного поляка или русского эти короли и королевы не допускают до своих собственных дел и совсем не дают им приблизиться к себе, а все свои личные дела ведут с помощью чужеземцев. Поляки же и венгры, увидев некогда этот свой позор, приняли закон [о том], чтобы ни одному чужеземцу не дозволено было покупать в Польской и в Венгерской землях недвижимое имущество или вотчины и чтобы ни один [из них] не мог быть князем, боярином, должностным лицом. Но закон этот ничего не дал. Ибо, если эти короли хотят наделить вотчиной или чином кого-либо из чужеземцев или своих сородичей, они добиваются, чтобы подданные дали тем [людям] гражданство или приписали их к польскому народу, и не одним, так другим путем они достигают своей цели. А здесь на Руси еретики, и изгнанники, и изменники ради вотчин и большого жалования делают вид, что хотят принять крещение и крестятся, но, однако же, остаются еретиками и всегда не верны этому царству. 21. Полковники-немцы, заполнившие в наше время Русь, только тем принесли пользу нашему народу, что показали пехотинцам, как стрелять из пищалей и носить длинные копья, но это наши воины и без них легко могли бы узнать. А в остальном немцы худо поступают, когда переделывают все наше войско на свой немецкий лад. От этого нам нет никакой пользы, но нужна нам легкая конница и гусарский строй. Не следует ни одного из этих хлебогубцев держать в стране в мирное время, ибо они даром кормятся без дела, бывают соглядатаями, пишут о нас ругательные книги и горько нас высмеивают, высокомерно унижают и жестоко бьют. В военное время не нужно держать их во множестве, и [надо] чтобы ни один из них не командовал нашими людьми, а чтобы они имели воинов из своего народа. Ибо иначе для наших людей не только бывает крайне позорно, но и вредно и приводит [их] в отчаяние то, что наихудший чужеземец лишь из-за того, что он чужеземец, командует русскими [людьми], гораздо лучшими, чем он сам, и притом в их же отечестве. Я сам видел, как это бывает: видел сотников, кои в каком-либо другом месте были бы едва годны на то, чтобы носить пехотную пищаль. Оттого наши воины бывают недовольны, и серьезно уменьшается [их] доблесть и храбрость, так как они видят, что у них отнята всякая надежда на славу и на прибыль. То, что мы больше всего стараемся добыть с помощью этих чужеземных воевод, из-за них погибает, и все получается наоборот. Мы бы хотели, чтобы наши воины были храбрыми и искусными в ратном деле, а они теряют все воодушевление и охоту, какая у них прежде была, из-за того, что лишаются всякой надежды на славу и прибыль. Приобретают они бесполезные для этой страны знания, а меж тем теряют и забывают свой старый добрый оружейный строй и военное искусство. 22. Чужестранцы заливают и поистине затопляют наши королевства под видом торговли, ремесла, военной службы и благочестия. Они приходят к нам и [вместе] с женами, а пути назад не находят. Так, приходя и переселяясь к нам, немцы выжили нас из целых стран: из Моравии, из Поморья, из Силезии, из Пруссии. В Чехии в городах осталось уже мало славян. А у поляков все города полны немцами, цыганами, шотландцами, евреями, армянами и итальянцами, так что во многих городах чужеземцев больше, чем наших, и наши люди не находят себе места в городах. Города наши полны чужеземцами, а мы — их холопы. Ибо для них мы обрабатываем землю и ведем войны ради их выгоды, чтобы они сидели, бездельничая, в городах, в каменных хоромах, и пировали, и называли нас свиньями да псами. Совершенно ясно и ни для кого не тайна, что чужеземцы у поляков завладели дочиста всем золотом и серебром, и поедают все плоды, и [выпивают все] соки этой земли. А поляки у себя дома просят милостыню у гостей, умоляют их, кланяются им и погибают у них на глазах от голода и от стыда. А что делается здесь, на Руси? Чужеземные торговцы — немцы, греки, бухарцы — сгребают к себе богатство и доходы всего этого королевства. Везде держат склады с товарами и откупа, и всякие промыслы и дела. Свободно ездят по стране и скупают наши товары по самой дешевой цене, а к нам привозят множество бесполезных и самых дорогих товаров: жемчуг, драгоценные камни, и венецианское стекло, заменяющее [эти] камни, и часы, и другие бесполезные вещи. И, наконец, будучи хитрецами, они обманывают наших торговцев на большие суммы денег. 23. В тревожное время чужеземцы увозят от нас свои товары и деньги и тем самым порождают в стране дороговизну, [а] те, кто может, и сами уезжают; открывают наши тайны; легко изменяют, переходят к врагам и многими способами нас обижают. 24. Когда эти торговцы и ремесленники в каком-либо городе расплодятся и размножатся настолько, что станут достаточно сильными, тогда они изгонят наших людей из города или убьют [их], укрепят город и станут полновластными господами к нашему позору и убытку. Так они сделали в Гданьске, в Торуне, в Риге и в некоторых русских городах, и саксы [добились этого] в Венгрии, и во всей Чехии, и в Поморье, и в других местах. И особенно, где были места, удобные для торговли, все эти места, и пристани, и торжища немцы у нас отняли. И повсюду они [оттеснили] нас от моря и от больших судоходных рек [и] загнали в широкое поле пахать землю. 27. Эти чужеземные откупщики, резиденты, консулы, торговцы, полковники, рудознатцы, врачи, ювелиры, художники, колокольные мастера и всякие ремесленники, и разные новокрещенцы учат нас своей роскоши. То есть [учат] обивать стены и целые дома коврами, быть изысканными в одежде и в еде, спать на трех-четырех перинах, [учат] женщин мазаться румянами и покупать драгоценные камни, [учат] и иными таким же расходам, которых наша земля не может выдержать. Учат нас своим порокам и грехам, таким, как содомия. Учат своим ересям и мало-помалу заражают нас неверием. Переделывают наши законы, и разрушают наши благолепные церковные порядки, и лишают нас всякого благочестия. А иные под видом святости приносят нам суеверие и ложную лишнюю святость и по-фарисейски налагают на людей непосильное бремя. 28. А иные обманывают нас и прельщают суетными именами академий или высших училищ и привилегиями тамошних учеников, и возведением в доктора и в магистры (или в учителя). Но вся эта суета не помогает, а, напротив, мешает учению, и страна наполняется множеством бездельных дьяков или книжников. Ибо многие, обманутые этой суетой, в молодости не хотят учиться выгодным и народу полезными да необходимым ремеслам и, желая все стать книжниками, остаются неспособными добывать [себе] хлеб. А что еще хуже — эти ученые магистры учат нас одной лишь грамматике, а иные полезные науки от нас утаивают. И я не могу ничего сказать об остальных науках, ибо я еще не знаю ни одного врача, математика, музыканта и архитектора, вышедшего из нашего народа. А иные берут с нас огромные деньги за обучение танцам (от которых нет никакой пользы), как тот хвастун берет за огненные игры и обещает, что они принесут большую пользу, хотя в наше время ни один город нигде не был взят и ни одна страна не побеждена с помощью этих премудрых огневых ядер и стрельб. И, наконец, иные приносят к нам проклятые бесовские искусства: астрологию, алхимию, магию и каббалистику, в коих нет ничего иного, кроме чародейства, как я сказал подробнее в другом месте. Заключение 29. Итак, поскольку у чужеземцев имеется столько путей, поводов и хитроумных способов, чтобы обманывать нас, неудивительно, что они так часто и мерзко нас притесняли. Неудивительно, что чужебесие столь многих наших правителей свело с ума и одурачило. Что значит «многих»? Всех, всех до единого славянских королей, князей и властителей увлекло это заблуждение, все споткнулись об этот камень. Но не все одинаково: некоторые осрамились поменьше, другие — побольше. Так, среди поляков [отличился] тот Казимир, который наполнил землю Польскую евреями и немцами, а среди русских — царь Иван Васильевич и царь Борис Федорович и — пуще всех — Расстрига. Чтобы в последующее время не случалось таких бед или, вернее, чтоб они были не так велики, надо предотвращать их с помощью хороших законов, осторожности, и привилегий, и особых смотрителей за этими вещами. 30. Как некогда Далила, женщина, Самсона, победителя мужей, а Клеопатра римлянина Антония — правителя Египетской земли, смирили и покорили, так и соседние народы, если они оказываются побежденными силой нашего оружия, сразу покоряют нас своей красотой, остроумием, красноречием и льстивыми речами и шуточными своими играми. Лучше было бы некогда Самсону убежать подальше от филистимлян и Антонию — от египтян, нежели быть [их] победителем или государем. Так и нашим людям было бы во много раз полезнее не знать о чужеземцах, нежели побеждать их и брать их города, ибо, благодаря [своей] красоте и хитрости, побежденные начинают править правителями. Ибо красота— это немая речь, и у правителей она — всемогуща. 31. Как некогда идолопоклонство евреев, так чужебесие искушает и всегда будет искушать наш народ. Почти что все еврейские короли грешили идолопоклонством; так же и все наши короли, князья, города и народы грешат чужебесием. Удивительнее и хуже всего, что даже и более мудрые наши учителя страдают этим заблуждением, ибо наш мудрец Старовольский написал в книге и советовал полякам призвать немцев, чтобы они строили на нашей земле остроги против крымцев и поселялись там. Совет этот так плох, что хуже и быть не может, как ведомо тем, кто знает, что делается в тех острогах на турецком рубеже, где немцы живут вместе с венграми и с хорватами. 32. Воистину не счесть тех бед, кои наш народ по ту и по эту сторону Дуная извечно терпел и терпит от чужеземцев. Ведь нет ни одного народа под солнцем, у коего чужеземцы пользовались бы таким почетом и доверием и снискали такую любовь, и где чужебесие было бы так сильно, как у нас. Или иначе говоря: поскольку чужебесие обуяло нас больше всех и поскольку нас по сравнению со всеми другими народами легче уговорить, перехитрить и обмануть, оттого и бывает, что мы одни терпим такие обиды и позор от чужеземцев. Причина искушения нас та же самая, что и у евреев. Ибо у евреев язык был грубый, скрипучий, бедный, несовершенный, негодный; музыка и шутки тоже простые и грубые. А у греков-идолопоклонников был сладостный, красивый, удобный, выразительный язык, мягкие и веселые шутки, музыка и разные чудные, славные танцы, и красотой они превосходили евреев. Поэтому евреи были увлечены и сведены с ума этими греческими танцами, нежностью, весельем и льстивостью и в конце концов заразились их идолопоклонством. Вот так же и мы: ибо язык у нас самый несовершенный из всех и совсем невыразительный, ум некрепкий и красоты почти никакой нет, оттого мы привыкли дивиться чужому красноречию, учености, уму и особенно красивому обличью, искусным танцам и льстивым шуткам. И потому, так же как те птицы, которые более жадно засматриваются на поступки человека или охотника [и из-за этого] легче бывают пойманы, так и мы тоже, пока во все глаза глядим и дивимся чужеземной красоте, бываем одурачены ими и сведены с ума, и они делают с нами все, что хотят: сразу же надевают на нас узду, вскакивают на спину и ездят на нас, как им угодно. Поэтому нам было бы куда полезнее отвращать глаза от их красоты и затыкать уши, чтобы не слушать их речей, так же как Улисс спасался от сирен. Ибо иначе мы никак не можем уйти от их злости и хитрости. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |