Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 3. О ЗЕМЛЕДЕЛИИ1. Опять надо вспомнить: бедно королевство — беден король, богато королевство — богат король. Король, который хочет стать богатым, должен позаботиться, чтобы его подданные были богаты. Ведь ни от чего иного, как от богатства подданных, пополняется королевская казна. А земледелие — корень и основа всего богатства, ибо земледелец кормит и обогащает и себя, и ремесленника, и торговца, и боярина, и короля. Поэтому казенная Дума не должна пренебрегать заботой об этом промысле — одном из наилучших и наипотребнейших. 2. Для некоторых стран и народов эти рассуждения о земледелии могли бы показаться лишними. К примеру, там, где люди сами по себе и по природе своей хитроумны, догадливы, заботливы и трудолюбивы, и где с давних пор написано много книг об этом земледельческом труде и о разных других промыслах, и где всякие промыслы развиты в совершенстве. Но для этого преславного государства, как и для всего славянского народа, такие рассуждения отнюдь не лишни, а весьма полезны и потребны. Во-первых, потому, что люди наши косны разумом и ничего сами не выдумают, если им этого не покажут. Во-вторых, потому, что у нас нет никаких книг о земледелии и об иных промыслах, какие есть у других народов. В-третьих, потому, что люди наши ленивы и нерасторопны и сами себе не сделают добра, если не будут принуждены [к этому] силой. В-четвертых, потому, что здесь есть совершенное самовладство и по царскому велению можно исправить дела по всей стране и ввести в обычай все, что будет полезно и нужно. А в иных странах это было бы невозможно. 3. Земледелие — это умение возделывать или пахать землю, ее плоды собирать и сохранять. А плоды земли и воды суть таковы: 1. Зерно всякое: пшеница, рожь, ячмень, яровая пшеница, овес, просо, гречиха, бер, полба, сорго, рис и иное. 2. Бобы всякие: горох, бобы, чечевица, фасоль, овечий горох и прочие. 3. Коренья, цветы и семена пряные: перец, гвоздика, орехи, мускат, имбирь, корица, сахар, шафран, мак, льняное семя, конопля, рапс, горчица, анис, тмин, хмель и прочие. 4. Огородная зелень: капуста разная, лук, ботва, шпинат, петрушка, сельдерей, салат, огуречная трава, лучок (?), торкун и иное. Коренья огородные: репа, свекла кормовая, пастернак, лук, чеснок, морковь, редька, хрен, грибы и прочие. 5. Лечебных трав множество, [например] чемерица — о них написаны целые книги. 6. Красительные травы: ревень, синька и прочие. 7. Душистые цветы: роза, или шиповник, майоран, лилия, мята, божье древце, гвоздика, фиалки, тюльпаны и прочие. 8. Плодовые деревья: тутовник, маслины, виноград, яблони, орехи, сливы и иное. 9. Лесные деревья: дуб, бук, ель, сосна, тисе, береза и прочие. 10. Камни простые: мрамор, мергель, известняк, кремень и прочие. 11. Камни драгоценные: алмаз, сапфир, бирюза, яхонт и пр. 12. Руды: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, белое железо. 13. Минералы и краски; соль, сера, селитра, чернила, киноварь, белила, бура, земляной уголь и прочее.. 14. Живность четвероногая: домашний скот и лесные звери. 15. Живность пернатая: птицы ручные и птицы дикие. 16. Живность водная: рыбы речные и морские. 17. Живность гадная: змеи и всякие гады; мухи, осы, пауки и всякие жуки и черви. А те из них, что более полезны: пчелы и шелковичные черви, прядущие шелк. 4. Для развития и для совершенствования земледелия надо было бы вкратце перевести некоторые хорошие книги, в которых написано обо всем этом и перечислены все злаки, бобы, коренья, травы, семена, цветы, деревья, камни, руды, минералы, живность и [сказано,] из каких частей они состоят и какую пользу приносят. И как и в какое время надо за ними смотреть и ухаживать, и как сохранять [их] и употреблять. Не счесть в нашем народе таких домашних хозяев, которые стареют и умирают, занимаясь земледелием и хозяйством, но многих полезных плодов земли и их возделывания и употребления не знают. Альдрованди написал книгу о животных, где изобразил каждое животное в красках. А Колер написал книгу о возделывании полей и огородов и о том, как надо сохранять и употреблять разные плоды земли . 5. Хорошо было бы послать по всему царству наблюдателей или — еще лучше — приказать державникам, чтобы они искали и пробовали и узнавали, где в изобилии растут либо могут расти злаки, травы, деревья или такие растения, как лен, конопля, хмель, мед , капуста, лук и иное, либо где в изобилии плодятся овцы, кони, волы, свиньи, рыба. А крестьянам и жителям приказать, чтобы они со всем усердием позаботились о возделывании и разведении этих вещей и смогли побольше [их] продать. 6. Особо скажем, что из всего, что русская земля родит или может родить, нет, видимо, ничего полезнее поташа, пчел, ревеня и скота. С недавних пор стало видно, какую пользу приносит стране этот поташ. Но при этом надо помнить о двух вещах: во-первых, каждый год выжигать его не слишком мало и не слишком много. Ведь если в Архангельск будет привезено его слишком много, то он станет дешев, и за много товара и труда мы получим не больше, чем за немного. А многие крестьяне, которые могли бы возделывать землю, занимаются выжиганием поташа. Вот почему вести это дело надо, зная меру. Во-вторых, выжигание поташа вредит сбору меда. Поэтому надо приказать, чтобы в тех местах, где водятся пчелы, никто не смел выжигать поташ без государева разрешения. А для государя выжигать поташ в земле башкир-изменников и на Подоньи и в других местах, где русским людям не будет убытка,— столько, сколько будет можно. 7. О меде и о воске нечего и говорить. Хорошо только было бы научиться белить воск и продавать белый воск немцам. А мед мы могли бы продавать туркам дороже, чем за него платят немцы. В некоторых странах люди добывают мед так: выберут в лесу пригодное место и оградят и укрепят его бревнами, чтобы звери не могли разорить. Селяне расставляют там свои ульи и часто по очереди присматривают [за ними], а на зиму привозят ульи домой. Можно было бы попробовать это в более теплых местах этого царства. 8. Красильные травы — самые прибыльные из всех плодов земли. Некий писатель пишет о них так: грифродон или Rubia это лесная трава, но ее также и сеют ради прибыли, ибо она приносит своему владельцу большой доход. Ею красят шерсть и кожи и особенное применение имеет она в медицине. Стебли у нее четырехгранные, длинные, острые и колючие, коленчатые и вокруг коленца [растет] по пяти листьев. Семя ее родится зеленым, затем становится красным, а созрев — черным. Корень тонкий, длинный и красный, терпкий и горький на вкус. Синило — по-латыни Glastum и Isatri — цвет имеет желтый, подобный яичному желтку, а его сок, смешанный с другими приправами, образует синюю и зеленую краски. Видел я сухие и растертые листья какой-то травы, которыми турки красят конские хвосты и гривы и свои ногти. Не знаю, к какой из этих трав относится бухарский ревень. В Итальянской земле есть город Тиволи, который недавно стал сеять и возделывать эту траву «синило», и горожане наживают на ней большие деньги. В Немецкой земле город Братислава наживает много денег от возделывания этой травы, и у них накрепко запрещено продавать соседям эти семена. Астрахань — место более теплое, нежели Братислава, и я думаю, что там этот ревень рос бы лучше, чем в Братиславе. А от этого сему царству было бы каждый год большая корысть, ибо мы бы сами дома красили ткани и не давали бы немцам столько денег за краски, а сами бы продавали им эти травы. Очень полезно позаботиться о всяком масле для приправы яств. Масло делают из молока, из рыбы, из маслин, из орехов, из льняного семени, из конопли, из рапса. А немцы сеют некую дикую или древесную репу (называемую у них Stekruben) и из ее семян выжимают много масла. А репа эта быстро дает семена. Листья и семена [у нее], как у круглой репы, а корень продолговат, тонок, тверд и непригоден для еды. 9. Древние народы скифы жили с одних только пастбищ и стад скота, и калмыки ныне [живут] так же. А в Венгерской земле под Будой есть широкое поле, и на нем не растут деревья, и поэтому там люди жить не могут, а только пасется скот. Тамошние селяне землю по Дунаю не пашут, а только пасут скот. И они несметно богаты, ибо каждый год с этих полей в другие страны продается около ста тысяч волов и много коней. Надо было бы узнать, нет ли где и в сием царстве такого места, пригодного для пастбищ и безопасного от разбойников, чтобы можно было держать там для государя коровьи и конские стада. Ныне, когда башкиры изменили , если господь даст [нам] покорить их опять, можно было бы завести у них такой обычай, чтобы некоторые из них вместе с некоторыми русскими [людьми] пасли там же у себя государевы стада. То же завести и у ногайцев, у мордвы, и у черемисов, а там, где нельзя, приказать, там нанимать их за плату и старейшинам их давать подарки. Можно было бы попробовать договориться и с калмыками, чтобы они разрешили нашим людям пасти у них столько-то сот или тысяч [голов] скота и чтобы у нас были их заложники. Или лучше уговориться с тайше, чтобы он каждый год присылал нам столько-то сот или тысяч голов крупного рогатого скота и лошадей по условленной цене. 10. Надо узнать по всей стране, где какие места к чему пригодны и где бы можно было поставить различные мельницы, ступы и мастерские. 1. Сукновальня, которая валяет сукно силою воды. 2. Крупяная или ягольная ступа для разных круп. 3. Мельница хлебная с мехом, просеивающим муку там же. 4. Мельница трезубная, досочная, где вода вертит трезубец и режет доски. 5. Печь стекольная. [Узнать]: 6. Где можно выжигать в печах известь. 7. Где делать селитру. 8. Где — смолу. 9. Где — кирпич. 10. Где — деготь. И обо всем этом надо позаботиться, чтобы такие места не пропадали даром, и чтобы нашелся кто-нибудь, кто взял бы на себя такую работу. За это на несколько лет освобождать [от податей], а затем брать небольшую подать. И стараться только о том, чтобы людей в стране было побольше, ибо тогда и казна государева будет богатой. А о том, как надо искать руды, и о рудниках мы ниже скажем особо. 11. Доселе мы говорили о поисках и о добывании плодов земли, а теперь скажем о сохранении [этих] плодов и об облегчении земледельческих работ. Чтобы хозяйство велось в совершенстве, нужно иметь хорошие постройки, хорошую посуду и хорошие орудия. Разумный хозяин или домоправитель прежде и больше должен думать о сохранении, нежели о сборе плодов. Видел я и знаю, как в некоторых странах терпят большой убыток и понапрасну даром губят зерно и другие плоды из-за дурного хранения и из-за неразумия жителей. Сдается мне, что и в этой стране местами при непогоде случается так же. Ибо или трудно бывает собрать урожай из-за частых дождей, или после уборки большая часть [урожая] портится и погибает из-за недостатка в крытых сухих местах и из-за непригодности посуды [для хранения]. Надо было бы назначить в городах строителей, которые показывали бы людям образцы и учили бы плотников строить городские хоромы, а также сельские дома и всякие постройки. Прекрасную форму имеют крестьянские дома на Русской Украине — ибо полы у них разной высоты, и скот содержится в низкой части теплого дома. Иначе заведено у поднепрян, где скот располагается вокруг очага. Сельские постройки должны удовлетворять все потребности земледельцев. Скажем, одни постройки пусть будут для людей, другие — для скота, третьи — для кур, гусей, уток, голубей. Пусть будет сарай или крытое место для хранения возов, телег, борон, рал и всяких орудий. Пусть будет укрытие для сена и соломы. Пусть будет амбар и сусеки для зерна и бобов, и муки. 1. Пусть будет погреб для кореньев, зелени и снега. 2. Пусть будет навес или овин для сушки и обмолота зерна. Немцы имеют очень просторные сараи, плотно вымощенные гладкими чистыми досками и крепко запертые и [хорошо] укрытые, и в них, повесив на крюк светильник, зимой целыми ночами молотят хлеб, будто в избе, и ни одно зерно у них не пропадет. У тех же немцев все иные места и постройки, и посуда для хранения — чистые и настолько просторные, что всегда можно было бы хранить вдвое больше плодов, нежели они обычно собирают и добывают за год. Те же немцы и сибирские татары имеют на полях некие козелки, то есть сушильни, сделанные в виде лестниц, покрытых узкой крышей. На них развешивают мокрый или недозрелый хлеб, чтобы его просушило ветром. Надо также иметь и сушильни, воздвигнутые на столбах, чтобы сушить всякие вещи на ветру и для провеивания зерна и отделения его от плевел и пыли. Безмерно полезны и потребны и некие медные посудины, которые мы можем назвать корытцами. А делают их так: возьмут медную дощечку или лист, шириной в локоть или больше, длиной в два или три локтя, прикуют к нему кругом борта высотой в пядь и укрепят сверху и повсюду железом — и получится вроде корыта с ровным, а не с круглым дном. В этих корытцах сушат в печи и на печи, и на полках, и над дымом в поварнях всякие садовые плоды и огородные коренья, рыбу, мясо, зерно, солод и все, что придется. Делают те корытницы и из досок, и из прутьев, но их нельзя ни ставить в печь, ни вешать над сильным дымом. А те люди, у коих в поварнях либо винницах всегда много дыму — если они хорошие хозяева — не дают дыму пропадать даром, а покупают мясо или рыбу и сушат да продают [их]. Сельские урядники пусть смотрят, чтобы крестьяне ставили свои дворы со всеми этими необходимыми постройками; со многими или с немногими в зависимости от свойств местности и от своих доходов. И если какой-нибудь крестьянин не сумеет [этого сделать], то остальные селяне должны сообща помочь ему в работе. Никому на селе не должно быть дозволено ставить дворы без всех этих указанных построек и принадлежностей хозяйственного обихода, кроме нищих и больных людей, кои не могут ни обрабатывать земли, ни нести тягла. 12. Как воин без оружия, так и земледелец без орудий — бесполезен. Наши люди, мало что разумеющие во многих других промыслах, в земледелии также проявляют свою изрядную скудость ума, лень и нетрудолюбие. Ведь наши земледельцы или не имеют достаточно посуды [для хранения] и орудий, или имеют грязные, тупые, бесполезные, неудобные и непригодные вещи. Сельские урядники должны были бы посещать крестьян и смотреть, достаточно ли у них посуды, орудий и построек и хороши ли они. А тех, у кого этого не будет, пусть заставят купить, и если те не смогут заплатить наличными, то пусть платят в рассрочку. Уездные державники или государевы наместники пусть держат в продаже всякие сельские железные орудия и продают их крестьянам без барыша по назначенной цене и точно по весу. А именно: ножи, серпы, косы, мотыги, заступы, рала, топоры, молоты, клещи, стамески, рубанки, трезубы, зубачи , вилы, железные обручи, подковы, гвозди, сковороды, мельничное железо, ведра, цепи, долота, крючки рыболовные, горшки железные, котлы, тазы и прочее. А к числу посуды [для хранения] относятся большие лари на ножках для зерна в амбарах, и сундуки для платья, и бочки, чаны, квашни, кади, ушаты, ведра, лукошки, котлы, тазы и всякая иная деревянная и глиняная, и медная, и оловянная посуда. В селах может быть просто глиняная, но для городов больше подходила бы глиняная глазированная или скорее деревянная, медная и оловянная посуда. 13. Орудия и посуду надо делать красивыми на вид. Телеги на Руси делают очень неудобными и неудачными. Топоры здесь все одного вида и одной величины, а в других странах топоры бывают разного вида: малые и большие, широкие и узкие, легкие и тяжелые — и эти различия очень помогают ускорять работу и беречь время. Трезубов или плотницких пил Русь не знает и из-за этого происходит несказанно большая трата времени. В иных странах люди режут доски пилами — либо водяными, либо ручными, а здесь доски тешут топорами, и то негодными. Каждый год по всему царству делают несметное множество досок и, чтобы вытесать их, тратят безмерно много труда и времени. Я думаю, что столько досок, сколько сто холопов за месяц вытешут топорами, двадцать холопов смогли бы нарезать пилами, и доски были бы намного глаже. С другой стороны: из одного толстого бревна топором едва вытешешь одну или две доски и много дерева пропадет даром на щепки. А пилой можешь нарезать сколько угодно досок, тонких либо толстых, в зависимости от толщины бревна, и ничего не пойдет на щепки. Так что при работе топором половину леса или 50 бревен из ста даром переводят на щепки, а при работе пилой все идет на пользу. Стамесок и рубанков удобных я на Руси не видел, а ведь плотникам, желающим сделать что-нибудь красивое, они очень нужны и помогают им сберечь много времени. Видел я, как строят полгода дом, который те же работники легко могли бы поставить и закончить за два месяца, если бы там были удобные топоры и пилы, и стамески, и иные орудия. Немцы для жатвы приспосабливают косы вместо серпов: приделывают к ним клинцы или зубцы и так с большой скоростью жнут косами для сена хлеб. Способ этот крайне необходим для этой страны, где из-за очень частых дождей нужно убирать хлеб как можно скорее. Но я вижу, что все здесь делается насупротив тому: ибо косы для сена в некоторых местах так малы, что мало чем отличаются от серпов для [уборки] хлеба. Не знают здесь люди кантарей или немецких безменов с насеченными на железе цифрами, с подвижной железной стрелкой и с крючками, висящими на цепях, а пользуются только грубыми здешними безменами, которые часто обманывают. А ведь невелика мудрость выковать немецкий безмен, глядя на другой, готовый. 14. Чтоб облегчить возведение построек, надо, чтобы строители везде показали крестьянам, из чего можно строить дома, и научили их этому. А именно: 1. Из камня с известью. 2. Из камня с глиной. 3. Из кирпича обожженного с известью. 4. Из кирпича обожженного с глиной. 5. Из кирпича необожженного с глиной или же из кусков глины, высушенных на солнце, с мягкой глиной: так венгерские селяне строят свои дома. 6. Из плетенки с глиной. 7. Из бревен, промазанных глиной. 8. Из бревен с мохом. 9. Из плетенки строят хлев и обтыкают соломой, тростником или папоротником. 10. Сербы между Дунаем и Савой строят избы и церкви свои в земле, вроде русских погребов, из-за нехватки дерева и из-за притеснений турок и, как я думаю, из-за своей глупости. Немцы в некоторых местах рассыпают на гумне глину, поливают [водой], подсыпают солому, и скот ее топчет. И без сушки строят из этой глины красивые и стойкие от огня избы. Могли бы и здесь люди делать этим способом хотя бы клетки в сушильнях, стойкие от огня. Кровли же делаются: 1. Из свинца, меди. 2. Из плиток некоего черного камня. 3. Из кирпичей глазированных. 4. Из кирпичей простых. 5. Из досок дубовых, буковых, еловых, сосновых. 6. Из коры березы, липы и других деревьев. 7. Из камыша. 8. Из тростника. 9. Из хвороста, бурьяна, веток и из простой соломы. 10. Из кровельной соломы, то есть из той, какая не погибнет при молотьбе. Эту [солому] немцы так гладко связывают и вплетают в кровлю, что [даже] доски не могут лечь глаже. А в некоторых местах эту солому со всех сторон обмазывают сколько возможно глиной, и кажется, что дом покрыт одной глиной. Этот способ кровли — наилучший для крестьян, ибо он удобен и легко доступен, [кровля] долго держится, и огонь ее не берет. Венецианский посол Сагредо говорил в Вене: «У нас, в Италии, короткая зима, здесь же, я вижу, зимы вовсе нет, а всегда стоит весна, ибо в теплом доме я не чувствую зимы, а когда выхожу на двор, одевшись в меха, не чувствую холода». Некий шотландец также хвалил русские печи и «пекарни», как более полезные и удобные, чем камины. 15. Слышал я, что некоторые люди мнили, будто в этой стране мог бы быть свой. шелк. Я считаю, что это невозможно. Тутовое дерево, листвой которого кормятся шелковичные черви, может расти под Астраханью, и черви эти могут там же выводиться, но не в таком числе, чтобы от них могла быть польза, ибо они легко погибают от гроз и сильных ветров. Однако я не смею судить о том, можно ли их разводить в натопленных избах. Тысячу лет тому назад так дорог был в Европе шелк, что одни лишь римские царицы могли шить из него платья. Но затем два инока принесли из Индии икру или яйца этих шелковичных червей, и шелк стал везде таким дешевым, как мы видим ныне. 16. Рис растет в низких, мокрых местах и на заливных полях, которые можно затопить, напустив воду, и, спустив воду, осушить для жатвы и для пахоты. Не знаю, можно ли сыскать такое место в этой стране, чтобы мы проверили, может ли этот злак расти в здешних краях. 17. А о табаке я хорошо знаю, что у Хвалынского моря и на Волге он рос бы в изобилии и был бы хорош, подобно немецкому ханаусскому табаку, и от него могла бы быть большая прибыль казне государевой и польза всей стране: каждый год на Руси оставалось бы несколько сот или тысяч рублей, которые вывозят из нее за табак. Немецкий город Ханау сильно разбогател и с каждым годом богатое благодаря табаку. Вокруг этого города на тучной плодородной земле сперва росло много пшеницы, но случилось недавно, что некий горожанин засеял свою ниву табаком и получил большую прибыль: намного больше, чем от пшеницы. Поэтому остальные горожане, глядя на него, засеяли все это поле табаком, и засевают его каждый год и искусно готовят это зелье, и рассылают его по всей немецкой, польской, литовской и иным землям, и получают большую прибыль. Можно было бы сеять это зелье и в сией стране возле Астрахани, на Подоньи и у башкир. Засеять несколько нив и добыть из Немецкой земли мастера, который умеет его готовить и скручивать и [затем] продавать его калмыкам и иным сибирским, татарским и черкесским народам, и литовцам, и белорусам. Видел я табак, который из греческого семени хорошо уродился в Тобольске и почти подобен греческому. Могли бы мы каждый год по дешевой цене добывать семена у персов и у греков, ибо из тех семян родится более хорошее зелье, а из домашнего семени зелье уже не будет таким крепким. Турецкие цари сперва запретили табак; не знаю по каким причинам — разве что из суетного предрассудка, будто бы табак курить грешно, так же как ; они считают грешным и вино пить. Иной причины не вижу, ибо там растет много прекрасного табака, и разведение его идет не в убыток, а на пользу царю и народу. Однако же турецкие цари наказывали и мучили людей, пока не устали наказывать и не дали людям свободу. Почему же учинен сей запрет в этом царстве? Конечно, не из-за того, что [это] грешно. Ибо если бы просто было грешно курить табак, то не разрешалось бы курить его ни воинам на войне, ни рудокопам в рудниках, а им это дозволено. Грешно бывает, как это часто случается, не знать меры в курении табака, также как и в питье вина, и в жизни с женщинами. Но тот, кто соблюдает меру, тот может и вино пить, и с женой своей жить, и табак курить, не греша. И если табак запрещают из-за греховности его, то больше причин есть к тому, чтобы запретить вино и женщин, ибо из-за этих двух [вещей] совершается больше грехов, нежели могут случиться из-за табака. Сказать по истине, я думаю [так]: запрещен табак на Руси потому, что народ терпит большой убыток, поскольку из страны ежегодно вывозится много денег за ненужный товар, а не потому, что какой-либо убыток причинялся бы государевой казне. Это самая истинная, верная и достаточная причина. Но ведь запрет этот мало чем помогает или, скорее, никак не помогает [избавить] от урона, [наносимого] народу, и от большого убытка, и зло это нельзя предотвратить тем запретом. Ибо чужеземцы ежегодно несметное множество того зелья привозят на Русь и страшно дорого его продают. То, что должны были бы взять за десять или за двадцать пудов, берут за один пуд, и от одной такой продажи некоторые на диво богатеют и из ободранцев за два и за три года становятся торговцами и покупают дома, и торгуют и через Астрахань, и через Архангельск. Послы польские, литовские, цесарские, персидские, шведские, датские, английские, брабантские, поднепрянские, крымские, грузинские, черкесские, калмыцкие никогда не приходят на Русь без табака. Торговцы немецкие, греческие, персидские, бухарские, калмыцкие, литовские и сами русские торговцы из Швеции, из Литвы, с Поднепровья, из Персии не одну сотню пудов его привозят на Русь каждый год. Поэтому я думаю, что если бы сажать дома много табака и заботливо за ним смотреть, то была бы с того троякая польза для этого царства: Во-первых, была бы выгода царской казне. Во-вторых, дома у народа осталось бы много денег, вывозимых ныне за границу за этот ненужный товар. В-третьих, люди обрадовались бы освобождению: тому, что с их шеи снято было бы двойное ярмо: плотское ярмо царского запрета и наказания и духовное ярмо суетного предрассудка, запрещающего как грех то, что не грешно, и нагоняющего страх тем, что не страшно. 18. Немцы ежегодно плавают в пустынную северную страну, в дальнее Студеное море за китовым жиром, и труды их окупаются, и получают они от этого прибыль. Не знаю, возможно ли это [плавание] и из сего царства предпринять: из Мангазеи или из Архангельска. Знаю, что если бы немцы Сибирью владели, ни за что бы не жили без морских людей и открыли бы дальние морские пути, коих мы не знаем. И кто ведает, нельзя ли было бы и в Индию путь найти из Мангазеи. 19. Немец Олеарий написал, что в России якобы может расти и виноград. Русская земля, дескать, обязательно родила бы виноград, если бы она была для этого возделана и обсажена виноградниками. А некий другой немец сказал мне, что где-то под Казанью есть небольшие горки, на которых мог бы расти виноград. Я мало верю этим рассказам, но, однако, считаю необходимым сделать пробу. Если виноград и не созрел бы, то, надеюсь, по крайней мере, что он был бы пригоден для уксуса и для курения горилки. Сделав пробу, надо в случае успеха ее приказать насадить там побольше виноградников, чтобы этот уксус можно было продавать везде по Руси и чтобы там курили побольше виноградной горилки для государя. От человека, бывшего в Астрахани, я слышал, что все это будет напрасно и невозможно. В Персидской земле царь мог бы завести для себя виноградники. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |