Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 25. ОБ ОБЯЗАННОСТИ КОРОЛЯ (из святого писания)Поскольку мы уже узнали, каковы обязанности подданных перед королем и членов перед головой, надо чтобы мы поняли и обязанность короля: что должна делать голова для членов или король для подданных. И здесь прежде всего надо знать заповеди и правила королевские, которые Бог установил специально для королей и велел соблюдать. 1-е [правило]. «Чтобы не надмевалось сердце его I пред братьями его» (Второзаконие, гл. 17). 2-е правило. «Чтобы он не умножал себе копей» I (Второзаконие, гл. 17). То есть, да избегает король роскоши в выезде и во всем остальном убранстве своего величества. Борис: Что ты говоришь? Может ли король согрешить, добиваясь нарядного убранства и роскоши? Хервой: Ты же слышал заповедь Божию и понял, что может. Борис: Мне это кажется удивительным: как может король совершить грех из-за убранства? Хервой: Король тогда грешит, заводя много коней и много слуг (особенно чужеземных), если ради этого притесняет, отягощает и обижает подданных. А если царь заводит много коней и слуг и всего прочего, необходимого для его чести и достоинства, но не обижает и не оскорбляет народ, тогда это не является роскошью. 3-е правило. «Чтобы серебра и злата не умножал себе чрезмерно» (Второзаконие, гл. 17). И это правило надо понимать так же, как и предыдущее: то есть — да не собирает король казну, обижая народ, да не собирает казну жадно, неправедно, беспощадно, без конца и без меры и [пусть] надеется не на казну, а скорее на Бога. «Царь праведный укрепляет страну, а муж (или царь) алчный ее разоряет» (Притчи, гл. 29.4). «Как лев рыкающий и голодный медведь, так и нечестивый правитель над бедным народом» (Притчи, гл. 28.15). 4-е правило. «Любите мудрость все, правящие народами. Желание мудрости возводит к вечному царству. Итак, властители народов, если любы вам престолы и скипетры, возлюбите мудрость, чтобы вам царствовать вовеки» (Кн. премудрости Соломона, гл. 6.23). «Неразумный князь многих обидит понапрасну» (Притчи, гл. 28.16). «Мудрый царь вывеет нечестивых» (Притчи, гл. 20.26). Наказание королей: о жадности и о поборах 5. «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы, чтобы устранить бедных от правосудия» (Кн. пророка Исайи, 10.1). «Они считают житие прибыльной торговлею и говорят, что нужно искать прибыль от всего и даже от зла» (Кн. премудрости Соломона, 15.12). 6. «Слушайте цари и судьи концов земли. От Господа дана вам власть и сила от всевышнего, и он проверит ваши дела и испытает намерения. Ибо неправедно вы судили и не соблюдали закона праведного. Страшно и скоро явится он вам, и жесток будет суд над правителями. Ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны; Ибо сотворил он и малого, и великого и одинаково обо всех промышляет» (Кн. премудрости Соломона, 6.2). 7. «Князья твои — законопреступники и сообщники воров, все они любят подарки» (Кн. пророка Исайи, гл. 1.23). «Князья Израиля — словно львы рыкающие. Судьи его — волки вечерние, не оставляющие [ничего] до утра» (Кн. пророка Софония, 3.3). «Едите плоть народа моего и сдираете кожу с него» (Кн. пророка Михея, 3.1). «Князья Израиля, как волки, хватающие добычу: проливают кровь и губят души, чтобы получить доход» (Кн. пророка Иезекииля, 22.27). «Слушайте, князья и судьи Израиля, созидающие Сион кровью, а Иерусалим — неправдою. И будет за то Сион распахан, как нива, а Иерусалим станет грудой камней» (Кн. пророка Михея, 3.9). 8. «Владычество переходит от народа к народу из-за обид, обманов и несправедливости. И нет ничего хуже алчного правителя (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 10.8). «Доколе будут торжествовать нечестивые? Попирают народ Твой, Господи, и наследие Твое угнетают» (Псалтирь, 93). «Ради страдания нищих и воздыхания бедных восстану ныне», — говорит Господь (Псалтирь, 11). «Неужели не вразумятся все, творящие беззаконие, съедающие народ мой, как хлеб» (Псалтирь, 13). 9. «Выслушай слово Господне, царь иуде и слуги твои, и народ твой. Производите суд и правду, спасайте обижаемого от руки притеснителя обижайте и не тесните пришельцев, вдов и а не проливайте крови невинной. Если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари из рода Давидова, сидящие на престоле его. Если же не послушаете слов сих, то мною клянусь, — говорит Господь, — что дом сей опустеет (Кн. пророка Иеремии, 22.2). Смотри же и накрепко запомни [это]. Бог призывает королю защищать обиженных. По-божески ли правит король, который сам обижает [свой] народ нещадными поборами? Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |