Юрий Крижанич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >

ссылка на XPOHOC

Юрий Крижанич

1663—1666 гг.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

Раздел 4. О ВОИНАХ

1. Воины будут хороши, если будут хорошо обеспечены едой, одеждой и оружием, храбры, обучены и если держат [их] в страхе. Прежде всего воинам надо заботиться о подкреплении тела, то есть о пище, одежде и оружии, а затем о подкреплении ума, то есть об учении, повиновении и храбрости.

2. О еде или о военных запасах в этом царстве заботятся лучше, чем где-либо на свете, насколько я знаю. Ибо здешние люди употребляют сухари, сухие грибы, толокно, разные крупы — из овса, гречихи, проса, ржи, ячменя, очень хорошую свинину, топленое коровье масло, масло льняное и конопляное, икру, соленую рыбу и мясо и квас. Люди этих яств в других странах или не знают, или не так хорошо их готовят. Татары варят, жарят и едят ячмень и пшеницу [и] называют «курмычом». Остяки сушат рыбу на солнце и на ветру без соли. Немцы, посолив мясо и рыбу, сушат их в дыму. О том, как солить и квасить, и долго сохранять всякую зелень, коренья, фасоль, и всякие бобы, уместно говорить не здесь, а в книгах о земледелии и о домашнем хозяйстве.

3. Не менее, а еще более того надо позаботиться, чтобы воины были хорошо обеспечены одеждой. Ведь мало воинов погибает от голода, а много — от мороза. Поэтому надо бы приказать, чтобы во всех городах, близ которых пройдут воины, горожане приготовили для продажи достаточное число всякого готового платья: шапок, шуб, рукавиц, штанов, верхних и исподних одежд, сапог. И чтобы все это продавали воинам по обычной цене без всякого удорожания. А военный бан и городской начальник должны указать им цену.

4. Учение воинское состоит в том, чтобы воин научился хорошо стрелять из лука и из пищали и сохранять строй под знаменем. Надо, чтобы воины хорошо владели не только пищалью, но и луком, ибо меткость и быстрота, и стрельба из лука очень полезны, а в некоторых местах и вовсе необходимы. А воинских игр и журавлиного шага, заведенных немцами, нам не следует добиваться и допускать, ибо [это] понапрасну смущает людей и отрывает их от работы. А к таким бесполезным воинским играм относятся те, что не имеют применения в истинных битвах. Немецкий шаг никак не может быть применен в битвах против татар.

5. Храбрость — это воодушевление, дерзость и некая самоуверенность, благодаря которой воин считает себя сильнее неприятеля и поэтому смело идет в бой. Некоторые люди весьма заблуждаются и ложно судят о том, почему возникает храбрость. Ибо они считают, что [подобно тому], как орлу от природы дано летать и ходить на двух ногах, а волу — только лишь ходить на четырех ногах, и никоим образом не может случиться, чтобы вол летал или ходил на двух ногах, так же точно, по их мнению, и некоторым народам от природы дана храбрость, а иные народы никоим образом и способом не могут сравняться с ними и приобрести такие же воинские доблести. Однако те, кто так думает, сильно ошибаются. Ведь вся храбрость и все воинские доблести не даны от природы, а зависят от старания, от умения, от длительного обучения, а больше всего от хорошего правления.

И наши люди вполне могут сравняться храбростью и воинской доблестью со всяким народом. Ведь мы видим, как многие народы (благодаря наставлениям хороших королей и воевод и благодаря хорошему, свободному, а не рабскому правлению) из ничтожных, бесславных и темных стали пресильными и преславными. А при дурном правлении эти сильные и храбрые народы опять оказались поруганными, отверженными и ничтожными.

Некоторые считали, что в богатстве, в роскоши и в довольстве утрачивается благородство. Но они ошибались, ибо утрачивается не благородство, а стремление, охота и готовность к воинским делам, и возникает ксенархия, гибельная для всего благого.

6. Римляне, или итальянцы, некогда (при свободном и заботливом правлении) были храбрее всех народов, а ныне итальянцы лишены всякой храбрости, ибо [они] разделены на множество государств, подчинены чужим народам и больше занимаются торговлей, нежели ратным делом.

Турки и татары были прежде народами незначительными и неизвестными, а ныне они страшны для всего света.

Следовательно, храбрость не дается народам от рождения, а возрастает благодаря заботам и хорошему правлению и учению.

7. А происходит это следующим образом и способом:

1. Когда воины имеют хорошее оружие.

2. Когда они будут хорошо обучены и искусны в воинских делах.

3. Когда музыка будет красивой, звучной, веселой и диводумной.

4. Когда воеводы будут хороши и умны и [будут] местными, не иностранцами.

5. Когда названия всех военных вещей будут родными, а не иноязычными.

6. Когда и у самих воинов имена будут пристойными, а не смешными и не иноязычными.

7. Когда волосы и бороды воинов будут пристойно подстрижены.

8. Когда [они] будут иметь пристойную одежду.

9. Когда отрядам будут даны какие-нибудь особые имена или названия.

10. Когда воины будут уверены, что им заплатят за их труды.

11 .Когда будут уверены, что им окажут почет.

12. Когда воинам будет дозволено распоряжаться полученным жалованием и [пользоваться] почетом. То есть когда воин сможет свободно (без суровых запретов и стеснений) пользоваться плодами своих трудов — или жалованьем и добром, добытым в морозах, опасностях и страданиях.

Прежде всего в паче всего для [возбуждения] храбрости нужно благое правление. Если этого не будет, остальные способы окажутся напрасными, и воины вовеки не станут ловкими, а всегда [будут] малодушными и отчаявшимися.

8. Помощь Божья должна была бы быть щитом надежды, и твердыней, и основой храбрости королей и воинов христианских. Но — о беда и несчастье наше — о том, что всего нужнее, люди помышляют меньше всего.

Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997

Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.

Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901.

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС