Всеволод Меркулов |
|
2010 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Всеволод МеркуловОткуда родом варяжские гости?(Генеалогическая реконструкция по немецким источникам). Современный взгляд на старые проблемыГенеалогия предоставила для немецкой историографии уникальный фактический материал. Его осмысление должно логично привести и к изменению оценок в изучении варяго-русского вопроса, и к разработке новых научных подходов. В историографическом исследовании чрезвычайно важно выделять наиболее перспективные идеи и концепции по теме, которые могут быть развиты в современных условиях и на современном научном материале. В настоящее время огромную важность имеет перевод и публикация немецких источников, которые в нашей стране практически неизвестны. Многие из них хранятся в библиотеках и архивах Германии. В связи с этим, автор хотел бы выразить особую благодарность г-ну А. Бенкендорфу (Варен) и г-же Г. Гревольс (Шверин), которые помогли получить некоторые редкие материалы. Фигура Рюрика, первого новгородского князя, с правления которого летописец начинает изложение собственно русской истории, всегда была окружена ореолом загадок. Сама летопись сообщает о нём ничтожно мало, её разные списки противоречат друг другу в весьма существенных деталях. Тем не менее, вопрос о Рюрике всегда ставился принципиально, так как речь шла о предке великокняжеской династии, правившей до 1598 года. Так летопись описывает знаменитое призвание варяжских князей: «И идоша за море, к варягам, к руси… И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и приидоша; старейший, Рюрик, седе в Новегороде, а другой, Синеус, на Беле-озере, а третий в Изборсте, Трувор». [Повесть временных лет. — М., 1950. — С. 18.] По-видимому, учитывая приведённый отрывок, можно считать верным, что Рюрик пришёл «из-за моря» и был нужен пригласившим его словенам и остальным племенам для защиты и государственного «устроения», видимо, пошатнувшегося в результате междоусобиц. Но первые сложности начинаются с уточнения самой даты варяжского Призвания. Многие историки выражали сомнения относительно 862 года, указанного в летописи. Например, норманист А. Куник признавал ошибочность этой даты, оставляя неточность на совести «не Нестора, а только позднейших переписчиков его Повести». [Куник А. Замечания А. Куника // Погодин М. Г. Гедеонов и его система о происхождении варягов и Руси. — СПб., 1864. — С. 58.] Сомнения относительно летописной хронологии высказывал позднее и Г. Ловмяньский. [Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник. Т. VII. — Таллин, 1963. — С. 246.] 840 год представляется нам более правдоподобным, чем летописный 862 год. Если признать Рюрика сыном ободритского князя Годлиба (Годелайба), то получается, что он родился не позднее 808 года, а по всей вероятности, около 800 года. Таким образом, он мог появиться в Новгороде в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит весьма логично. Текст летописной легенды в различных вариантах также содержит неточности и расхождения. В Лаврентьевском, Троицком и Новгородском Первом списках летописи сообщается, что Рюрик пришёл со своими братьями, Синеусом и Трувором, и «родами своими», после чего сам сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор в Изборске. В других списках находим немного иную версию. Так по Радзивиловскому и Ипатьевскому спискам, а также по Летописцу Переяславля-Суздальского оказывается, что Рюрик с братьями пришёл не ко всем перечисленным в первом случае племенам, а лишь к словенам, в земле которых построил город Ладогу и стал там править. Только после смерти своих братьев, он отправился к озеру Ильмень, чтобы заложить Новгород. Последней версии доверял, к слову, популярный историк С.М. Соловьёв. [Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 1. — М., 1960. — С. 135-136.] А.Г. Кузьмин доказывал, что само Сказание о призвании варягов было местным ладожским преданием, впервые записанным, вероятно, около 1118 года. [Кузьмин А.Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. — М., 1969.] Сама Ладога, как удалось установить по данным дендрохронологии, была основана в середине VIII века, и тогда же приобрела международную известность. [Кирпичников А. Ладога — город эпохи викингов на европейском пути Запад — Восток // Austrvegr. — Таллинн. 1995. — С. 11.]
Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928 - 2004). Расположение братьев-князей по городам представляется совершенно логичным с историко-географической точки зрения. Например, Изборск являлся самым западным форпостом псковско-новгородских земель, а по Белому озеру проходила важнейшая ветвь торгового пути из Балтийского моря на Каспий и в Азию. Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (Генеалогическая реконструкция по немецким источникам). М., 2010. Далее читайте:Всеволод Меркулов. Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме. 24.09.2004 Всеволод Меркулов. Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция. 24.09.2004 Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Князья - потомки Рюрика (генеалогическая таблица). Рюрики. Городненские князья (генеалогическая таблица). Рюриковичи (биографический справочник). Рюрик (краткая биографическая справка). Древнерусское государство (хронологическая таблица). Карамзин Н.М. Глава IV. Рюрик, Синеус и Трувор. г. 862-879
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |