Митрополит Нестор, Анисимов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Митрополит Нестор, Анисимов

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Митрополит Нестор (Анисимов)

Моя Камчатка

Митрополит Нестор в 1911 году

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА

НА СТОЙБИЩЕ

Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай
 как воду, сердце твое пред Лицом Господа; простирай к Нему
 руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода.

(Плач. 3,19)

Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. 

(Иер. 3, 27)

Печальны и унылы были мои первые впечатления в Гижиге, хотя я и силился внушить себе, что это место прекрасно во всех отношениях. Вокруг поселка расстилалась навевающая грусть безлесная равнина, местами с откосами к речке Гижиге. Селение расположено на одном из откосов, против которого верстах в трех поднимается высокая гора, называемая Бабушка, так как облака, часто окутывающие ее вершину, образуют подобие бабушкиного чепчика. На вершине горы в ясную погоду виден большой крест, который водрузил проездом митрополит Иннокентий9 в бытность свою епископом Аляскинским и Камчатским.

Над Гижигой почти постоянно, будто прикованная, висит темная пелена густых, мрачных облаков. Жители поселка - русские камчадалы, подразделяемые на казаков и мещан, а в окрестности живут оседлые и кочующие коряки, тунгусы, чукчи и другие туземцы. Все они унылы и молчаливы, на их лицах - мрачный отпечаток какой-то болезненности и тоски.

Чтоб хотя бы на миг почувствовать жизнь камчатских туземцев, надо представить себе холодные северные ок­раины Камчатской области, с гулом подземных толчков, с глубокими снегами и лютыми морозами. Вообразите себя окруженными собаками, которые заменяют вам лошадей и издают жуткий собачий вой, аккомпанирующий жалобному завыванию северного ветра. Представьте страну, где ясное, теплое солнышко в продолжение восьми меся­цев суровой зимы является редким гостем, только иногда в какие-то мгновения напоминает о себе, а затем все снова погружается в холодный полумрак.

Небезопасна непроницаемая снежная завеса для путешественника. Когда он, спеша укрыться от буйной, снежной непогоды, при отсутствии дорог прорезает наобум непроглядную мглу, то рискует попасть в глубокий ров или сорваться с утеса и быть поглощенным холодными морскими волнами.

Путешествия в зимнее время по Камчатской области сопряжены с большими трудностями и лишениями. Человеку, незнакомому с тундрой, трудно описать то впечат­ление, которое производит эта однообразная, снежная, широко раскинувшаяся равнина, где или царит совершенное безмолвие и отсутствие какого-либо предмета, на котором мог бы остановиться взгляд, или же разражается ужасающий снежный шторм, пронизываемый зловещим свистом ветра. Иногда путник оказывается застигнутым в этой пустыне снежным бураном. Тогда соба­кам и оленям, везущим нарты, двигаться вперед нет никакой возможности, живому существу остается только зарыться в снег, чтобы под его покровом спастись от леденящей стужи, захватывающей дыхание. Обычно многодневный буран без всякого труда стремительно замета­ет снегом путников вместе с собаками и оленями.

Единственным моим утешением было то, что всякий мой приезд в стойбище был для его насельников радостным событием. Они дружелюбно приветствовали меня словами:

- Здорово, инпаклек! (Здравствуй, приятель!)

Обычно в таких случаях хозяйка юрты подстилала мне медвежью или оленью шкуру, и когда я усаживался на теплый мех, вокруг собирались обитатели этого при­митивного жилища - от детишек до стариков. К ним присоединялись насельники из других юрт. Они также усаживались вокруг меня и в наивной простоте и неведении интересовались всем, что происходило вдали от них. Они говорили о неведомых им заморских и заокеанских землях и людях как о находившихся... за рекой. Так, например, о прибывших из Владивостока туземцы го­ворили как о людях, приехавших из-за реки Владиво.

Пока между мной и ими завязывалась беседа, хозяйка хлопотала, приготовляя чаепитие. Для этого на горящем тут же в юрте костре в котелке кипятили воду, причем, если поблизости не было ручья или реки, довольствовались растопленным снегом или льдом. Прессованный чай, полученный в обмен на меха, они заваривали черным, как деготь. Дело в том, что чай - их любимый напиток. Они пьют его в неограниченном количестве, без сахара, за исключением тех случаев, когда их угощают сахаром приезжие "из-за реки". Тогда они пьют чай вприкуску, откусывая сахар по кусочку. Разомлев от жары, они раздеваются донага. В годы моего пребывания на Камчатке и Чукотке местные жители не употребляли хлеба, все заменяла вяленая пресная рыба - юкола. Тем не менее они охотно принимали всякие угощения, кроме шоколада, находя употребляемый ими в пищу нерпичий жир вкуснее, чем русское черное сало (шоколад).

После таких чаепитий я проводил беседы. Но прежде чем я расскажу о характере этих собеседований, хочу напомнить о том, что в 1907 году, когда я начал свою пастырскую деятельность, условия жизни коряков, чукчей, тунгусов, ламутов, алеутов, ороченов и других северных народностей не соответствовали общепринятым человеческим нормам. Жилища их показались мне ужасными. Для того, чтобы попасть внутрь юрты, надо было взобраться по закоптелому, вертикально стоящему брев­ну, попеременно всовывая в прорезанные в столбе дыры часть ступни, и потом спуститься в юрту через дымовое отверстие (из-за полного отсутствия в жилище окон и дверей). Спускаться в такую подземную юрту-яму надо было особенно осторожно, чтобы не угодить в очаг, горящий возле столба на земляном полу. Едкий дым, клубящийся от костра вверх через то же выходное отверстие, окутывал спускающегося в юрту или выбирающегося из нее, разъедая до боли глаза.

Бывало, намаявшись в дороге, мечтаешь согреться, отдохнуть хотя бы в этой зловонной яме-юрте. И вот, попав в нее, жадно глотаешь сравнительно теплый воз­дух этого задымленного подземного жилища, часто нестерпимо пахнущего нерпичьим жиром.

В устройстве юрт различных народностей разницы мало. Юрта тунгусов имеет круглую конусообразную форму. Длинные тонкие жерди одним концом вкопаны в землю, а наверху соединяются. Весь этот остов покрывается сверху оленьей кожей или мехом и закрепляется палками. Местами кожа и мех продырявлены, и через эти отверстия наносится в юрты снег, а стены при сильном ветре колышутся. Среди юрты горит огонь, освещающий и обогревающий жилище. На этом же костре туземцы готовят себе пищу и кипятят чай. Соба­ки, снующие возле костра, тычут мордами в котлы с едой но, ткнувшись в обжигающий котел, отскакивают, или бдительная хозяйка, мешающая похлебку, поднятой с земли палочкой ударяет собаку по морде, а потом той же палочкой снова мешает в котле.

Юрты кочующих коряков почти такой же конструк­ции, но значительно прочнее и теплее. Внутри юрта разделяется толстым оленьим мехом на маленькие ни­зенькие помещения, словно сундуки или ящики, и там сидят люди, закупоренные меховыми занавесками со всех сторон. В подобном сундуке после долгого путешествия чувствуешь себя весьма уютно, хотя и приходится дышать смрадом и копотью от тлеющего факела - горящего кусочка мха, плавающего в удушливом нерпичьем жире, предназначенного для освещения юрты.

Среди коряков, особенно среди кочующих, распространено многоженство, так как они имеют большое хозяйство с многочисленными стадами оленей. Но справедливости ради надо отметить, что между женами туземцев почти не бывает ссор, они беспрекословно подчиняются своему господину - мужу, который обычно относится к ним с добротой и мягкостью.

Все они поголовно неграмотны, за исключением кам­чатских казаков, с примитивной разговорной речью. Периодические эпидемии и заразные болезни уносили много жизней и без того немногочисленного местного населения. Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно. На всем протяжении пастырской деятельности в этих отдаленных краях не было ни одного случая, чтобы туземцы чуждались меня, или в чем-либо не доверяли мне, или сомневались. Только шаманы - заклинатели злого духа - избегали общения, сторонились, скрывались от меня в юртах. Правда, в приокеанском острожке* коряки настороженно относились ко мне, когда я строил там церковь, школу и приют для детей кочующих туземцев. Но через месяц с небольшим, когда дети и их родители уяснили пользу обучения, мы уже были добрыми друзьями. И мои встречи, и приезд к ним в юрты всякий раз носили самый радушный, приветливый, простой, безыскусственный характер. И никогда ни с их, ни с моей стороны не было какого-либо непонимания или сомнения. Наши сердца бились созвучно, доверительно и дружески.

В жалком, закоптелом от дыма обиталище, невзирая на всю невзрачность обстановки, я убеждался в сердечной чистоте людей, живущих в этих полузвериных логовах. Каждый раз, всматриваясь в их добрые, приветливые лица, я видел, что глаза их выражают не только ласку и доверчивость к пришельцу, но и какую-то надежду на помощь и сочувствие.

Примечания:

* Селение на Камчатке.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.

Епископ Нестор Расстрел Московского Кремля (документ).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26.

Караулов А. К. , Коростелев В. В.  Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора)

Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС