Митрополит Нестор, Анисимов |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Митрополит Нестор (Анисимов)
ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРАХИЩНИКИ ВСЕХ МАСТЕЙНередко снежный буран преграждал мне путь, и тогда приходилось мерзнуть и голодать в безлюдной пустыне и буквально смотреть смерти в глаза. Поэтому для преодоления расстояния 700-800 верст затрачивалось несколько недель. Я горел желанием научить местных жителей грамоте, привить им общепринятые гигиенические нормы: умываться, соблюдать в юрте чистоту и особенно беречь детей. Туземцы, не знавшие разврата и сквернословия, особенно заслуживали участливого отношения и заботы. Однако, повторяю, все это мне одному было не по силам. Тогдашнее общество пришлых людей - всякого рода темных дельцов, местных чиновников и скупщиков пушнины - было мне чуждо, отталкивало своей черствостью и эгоистичным безразличием к судьбам камчадалов. Для того, чтобы изучить жизнь вверенной мне паствы, получше ознакомиться с самыми отдаленными уголками области, я переезжал с места на место по стойбищам, посещая юрты, стараясь насколько возможно приносить пользу населению. За проезд на собаках или оленях (на лошадях там тогда не ездили) мне приходилось платить по 6 копеек с версты и подводы. А мне случалось в зимний период проезжать по 5-6 тысяч верст. Получал же я в те далекие времена 40 рублей в месяц. Замечу кстати, что при каждом переезде необходимо было брать 4-5 подвод. Это количество определялось потребностью (одна - для одежды, вторая - для продуктов и корма для собак, третья - служебная, четвертая - нарта с походной аптекой и, наконец, пятая - моя нарта). В описываемые мною годы - начало XX века - Камчатская область не имела телеграфной связи. Почта зимой шла на Иркутск, Якутск, Охотск, Гижигу и Петропавловск, чем в полтора раза увеличивалось и без того огромное расстояние от центра страны. На корреспонденцию, отправленную в этом году, ответ можно было получить лишь в следующем. Пароходы Общества прапорщиков в течение лета успевали сделать только один рейс. Я тяжело переживал лишения еще и потому, что рядом с собой видел обогащавшихся людей, пользовавшихся простотой и наивным доверием туземцев; тогда сюда для наживы и эксплуатации местного населения проникали грабители всей мастей. Помимо русских, приезжали татары, евреи, кавказцы, а также иностранные хищники, в том числе и американцы. Японцы для своих грабительских наездов имели сотни морских пароходов и шхун. Они буквально наводняли побережье Охотского моря и Тихого океана. Хищнически захваченной здесь рыбой питалась вся Япония. Не считаясь с интересами Русского государства (не говоря уже об интересах местного населения), японцы заграждали устья рек, вылавливая несметное количество рыбы, стремящейся к верховьям рек на нерест, На своих огромных пароходах и паровых шхунах беспрепятственно прибывали к берегам Камчатки американские торговцы. Пользуясь младенческой доверчивостью и простотой местных жителей, американцы за ничтожное вознаграждение, в виде простых побрякушек, но чаще всего за "огненную воду" (алкогольные напитки), отбирали у несчастных камчадалов плоды целого года промысловых трудов: шкурки соболя, лисицы, выдры, белки, горностая, бобра, черного и белого медведя, волка и другие меха. Закабаление происходило обычно таким путем: иностранцы нагло заявляли туземцам о том, что уплата пушниной, которую оценивали не хозяева, а сами покупатели, была "недостаточна", а потому за "окончательным" расчетом заокеанские "просвещенные" жулики являлись спустя год. Так продолжалось десятки лет. Алчность американских торгашей была безгранична. Когда они на зимний период покидали Камчатку, здесь оставались их агенты, которые ездили по факториям, продолжая на протяжении всего года грабить местное население. Это позорное, безобразное хищничество, в том числе и иностранцев, совершалось бесконтрольно, безнаказанно и легко, При мне происходили, например, такие сцены. Как-то зимой я приехал на собаках в одно из корякских стойбищ. Смотрю, в юрте в дневное время все мужское население спит мертвецким сном. Оказывается, все они пьяны. - Что у вас за праздник? - спросил хозяйку. Та радостно поведала о том, что они, обитатели этой юрты, - самые счастливые в стойбище люди. Из ее сбивчивых объяснений я понял, что к ним приезжал купец, который "по дружбе" осчастливил их. Он дал им несколько... иголок для шитья! - Это, - говорит, - такое счастье для нас! Ведь фабрика для изготовления иголок на "земном шаре" сгорела. Был пожар, и хозяин умер! И вот за несколько копеек (действительная стоимость иголок) ловкий купец, по фамилии Неутоин, забрал всю добытую пушнину: соболей, медвежьи шкуры, шкуры чернобурых лисиц, белок, выдр, а они еще благодарили его за "доброту". Но, представьте себе, как велико было изумление хозяйки юрты, когда я безвозмездно отдал им все имеющиеся при мне иголки и пояснил при этом, как жестоко их обманули и ограбили. Чтобы уверить в этом население стойбища, я подарил для всех его обитателей целую горсть иголок, чем окончательно обличил в хищничестве купца, называвшего себя их другом и благодетелем. Чувство благодарности хозяйки юрты было велико, а ее муж впоследствии разыскал меня среди кочевников-коряков и в подарок от своей семьи привез мне шкуру медведя, от которой я отказался, обещая снова приехать к ним в юрту, сидеть на этой шкуре, давать уроки жизни, в коих они были несведущи. Такие посещения после вышеуказанного случая я считал для себя обязательными ради хотя бы малой помощи населению; зато среди хищников-торговцев я был недругом, и они избегали встречи со мной в корякских и тунгусских юртах, но неуклонно осведомлялись, был ли у них Майнгу-поп Нестор и что говорил. Еще беспощадней действовали американские хищники - скупщики пушнины. Они спаивали охотников-камчадалов дешевым одеколоном, виски и спиртом, от которого люди теряли зрение. Однажды в селении Ямск на Охотском побережье двое туземцев так напились одеколона, что тут же, возле опустошенной ими посуды, уснули. Наутро один из них проснулся и принялся кричать, призывая к себе приятеля: - Иди ко мне, а то я тебя не вижу!.. Смотрю и ничего не вижу... Он усердно и недоуменно тер глаза, но тщетно: несчастный ослеп навсегда, а приятель не откликнулся на его зов, он был мертв. Далее читайте:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит. Епископ Нестор Расстрел Московского Кремля (документ). Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |