Митрополит Нестор, Анисимов |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Митрополит Нестор (Анисимов)
ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БРАТСТВАТвоим, о Боже, попеченьям 14 сентября 1910 года во Владивостоке было учреждено Камчатское благотворительное братство. При официальной церемонии открытия я произнес речь. "Исполняя волю Высокопреосвященнейшего архипастыря нашего, вступаю я на эту кафедру, чтобы предложить вашему вниманию некоторые свои соображения о главной цели и задачах открываемого ныне православного Камчатского братства. Быть может, даже для живущих здесь, на Дальнем Востоке, известие это так же ново, как, собственно говоря, еще ново для нас и всякое известие и сообщение о далекой Камчатке. Да, надо сознаться, что для большинства русских людей открытие Камчатки совершилось не более чем каких-нибудь двух, трех, ну, десяти лет тому назад, несмотря на то, что иностранцы и ближайшие соседи Камчатки - японцы, американцы - уже сотни лет, подробно исследовав природные богатства края, тайно и явно работают там на пользу своих стран. Для большей наглядности приведу краткий рассказ из жизни камчатского путешественника. В Японии спрашивает он японцев, где они добыли и приобрели десятки тысяч белок, котиков, лисиц и другой пушнины. Те отвечают: - На русской Камчатке. В той же Японии спрашивает, где японцы добыли сотни тысяч пудов рыбы и запасли обилие икры? Получает ответ: - На русской Камчатке. Да, камчатскому путешественнику можно, не спрашивая ни японцев, ни американцев, где добыли, самому все это наблюдать и видеть по всему Охотско-Камчатскому побережью и в северных водах Камчатки. Заехал камчатский путешественник в Россию, на родину; вот земляки в просвещенном центре России его и спрашивают: - Вы откуда? С Камчатки?.. Ой-ой-ой. Да ведь это... Постойте-ка, да... да чья она? Она наша или иностранная? И охота вам жить с какими-то грязными дикарями-камчадалами? Бросьте их, оставьте. Идите лучше в Россию, тут своего дела много. А там даже и есть-то нечего - одна собачья пища. Не так было бы больно это слышать, если бы говорили это не русские люди. Наконец, на самой Камчатке путешественник, видя кругом бедность, нищету, болезни, голод, нужду, хищения и беспомощность, спрашивает камчадалов и туземцев, кто же им во всех их бедах помогает и утешает? И, о ужас - да будет всем нам стыдно! Камчадалы отвечают, что "японцы нам - братья, и хотя берут у нас рыбу и пушнину, но и нам помогают..." Вы все слышали? Японцы - братья... А мы зачем собрались сюда? Выслушав рассказ камчатского путешественника, мне думается, каждый согласится: да, необходимо как можно скорее учредить русское братство для далекой (пока еще) земли, а то и в самом деле Россия, как недобрая мачеха, оставила ее на произвол судьбы, а при подобном внимании иностранцев она, действительно, легко может стать американской или японской. Итак, чтобы Камчатская область не была забыта Россией, чтобы она не была одинока и беспомощна в суровых условиях жизни, чтобы на краю земли не раздавались упреки о русской христианской бессердечности, да будет у Камчатки попечитель - свое святое православное братство, а не японское. В чем же задачи братства и каковы нужды Камчатки? Дадим посильный ответ на эти вопросы, занимающие в данное время каждого слушателя. С помощью благотворительных, просветительских и врачебных братских учреждений, питаемых сочувствием всей православной России, братство должно служить деятельным стражем духовных и материальных интересов всех обитателей своей окраины, оно должно стать противовесом всяким богатообеспеченным иноверным и иноземным миссиям, обществам и братствам, дабы не дать им совершенно отторгнуть и подчинить себе обширный природно-богатый Камчатский край, представляющий собою окно во второе земное полушарие. Содействие просвещению святым Евангелием остатков языческого мира, уцелевшего на дальневосточных окраинах, должно быть тоже одной из главных задач Камчатского братства. Тем более что некоторые камчадалы-язычники сейчас готовы своими душами и сердцами для Христова евангельского посева и есть местами уже зрелая почва для Христа. Но гибнет она вследствие отсутствия духовных вождей, ибо что может сделать одинокий бесправный, необеспеченный миссионер против произвола всевозможных хищников и беспредельного самовластия горе-культурных сограждан, окружающих камчатских туземцев! Но, к сожалению, некоторые язычники даже при полном сознании пустоты шаманских верований все же пугливо держатся в стороне и от христианства вследствие нехристианского поведения русского населения. Язычники спрашивают миссионера: - А где же светлый Бог вон у тех, которые день и ночь шаманят за картами и вином, грабят нас и дают грабить другим? Что должен ответить простодушным язычникам миссионер, не имеющий около себя своих русских собратий? Разве мыслимо с успехом проповедовать Христа диким племенам и предлагать им войти в духовное единение с такой средой, от которой с ужасом отвращается их детское сердце?! Вот в этом случае православное братство и должно позаботиться, чтобы русское имя было любимо на Камчатке, чтобы там образовалась такая среда, которая силою добрых примеров и попечении не только удерживала бы просвещенных православных язычников под материнскою властью Святой Церкви, но и давала бы им чистое нравственное понятие, а не ложное и гнусное представление о жизни и вере православных христиан. Теперь мы приблизительно знаем, чему может служить православное братство, и, несомненно, все в один голос скажем, что именно в настоящее время оно особенно нужно, что дело братства есть дело общегосударственное, жизненное и общенародное, требующее для себя дружной поддержки со стороны всех государственных учреждений. Камчатская область нуждается в даровании тех же средств, какими три века просвещалась и покорялась Сибирь, то есть в умножении храмов, приходов, походных миссий, школ с ремесленными, слесарными и столярными мастерскими, с общежитиями для детей кочующих туземцев. Есть нужда в больницах, в благоустройстве лепрозорных колоний - таков должен быть труд камчатских братчиков. Но самое существенное, самое главное, чтобы у туземцев и вообще камчадалов была точка опоры в нравственной, трудолюбивой, богоугодной христианской жизни, чтобы были молитвенная купель для православного просвещения всей области и духовная врачебница. А в этом качестве незаменима мирная, святая, иноческая обитель, примерная показательная община трудолюбивых братии, послушников, учителей во всех отраслях хозяйственной, сельской, полевой, лесной, огородной, речной, морской работы, в добыче природных богатств. Если громче, убедительнее кликнуть клич по Святой Руси, то найдутся смиренные, добрые люди, ищущие иноческого подвига, найдутся люди, жаждущие и равноапостольной миссионерской службы Богу и ближним (и сейчас уже есть желающие такого труда, только их надо поддержать, воодушевить и снабдить всем насущным для отправления в далекий край), и будут эти люди просвещать дикий край светом Божественного Евангелия и орошать неприветливую землю молитвенными слезами, а Бог поможет им в их полезных трудах. История Камчатского края напоминает нам, что в начале 1711 года заботами первого камчатского миссионера, архимандрита Мартиниана, была устроена в Нижне-Камчатске святая Успенская обитель. Но грубая невежественная сила служивых людей, ссыльных и иностранцев разорила вконец Камчатскую область. Дорогие братия! Так я дерзаю назвать решительно всех вас, православных русских людей, присутствующих здесь, и чрез ваши головы кричу всей православной России, без различия звания, состояния, пола и возраста, как братьям или братчикам отдаленной русской Камчатской окраины. Позвольте же больше не сомневаться в том, что уже коснулась вашего сердца леденящая душу совокупность бед и печалей многострадальной забвенной земли. Позвольте прочитать во всеуслышание ваше правильное, сердечное определение и заключение. Да, все жители Камчатки хотя и питаются подчас по нужде собачьей пищей, а иногда лишены и этой пищи и живут, применительно к местным условиям и обстоятельствам, не в хижинах и лачугах, а в юртах и даже под землею, но все же носят те же духовные черты образа и подобия Божия, а следовательно, они - наши братья, а посему имеют одинаковое право с нами на радость и блага христианской культуры. Если вы любите и жалеете Камчатку, если не желаете, чтобы русское Охотское море и весь Тихий океан, в котором нашли себе вечное упокоение многие русские самоотверженные воины, были подчинены желтому Востоку, то хотя бы ради этих самоотверженных подвигов своих братии, отстаивавших русское море для России, даже до мученической смерти, - ради их вы все должны прочно водворить на Камчатке русское братство, представляющее собою передовой оплот против коварного языческого Востока, и тем выдворить иностранное своевольное хищное лукавое братство, обращающее Камчатку в рабство. Бог в помощь всем вам! Служите - кто как и чем может. Кто не может послужить средствами, даже малой лептой, тот послужи добрым делом, советом, молитвой и просто сердечным сочувствием - все это дорого и приемлется братством с глубокой сердечной благодарностью от лица Камчатской области и от лица приемлющих. Покров для нас - братское знамя нерукотворного образа Всемилостивого Спаса. Надежда у нас на небесное предстательство приснопамятных православных просветителей Сибири и Камчатки. Источником благодатного воодушевления да послужит нам обращенный к каждому рабу Божию великий завет Христов: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом Мой* (Лк. 14, 23)". Церемонию учреждения братства возглавил архиепископ Евсевий. Председателем совета Братства был избран протоиерей Владивостокского кафедрального собора А. Муравьев; его членами - протоиерей Н. Чистяков, камчадал-протоиерей И. Коноплев, начальница женской гимназии А.Г. Кравцова и другие. Кроме перечисленных лиц, деятельными членами совета Братства были архиепископ Николай, заслуженно названный апостолом Японии за плодотворную архипастырскую деятельность, генерал-губернатор Гондатти, игумения Руфина32 - настоятельница женского Чер-дынского монастыря и многие другие. Весьма успешно развивалась деятельность Петербургского отделения Камчатского благотворительного братства. Через год после его основания в нем числилось 258 членов. Средства, собранные в столичном отделении, шли в основном на устройство церквей, школ, приютов, лечебниц и станов. В частности, на столичные пожертвования был создан и отправлен на Камчатку так называемый Первый Петербургский стан для села Теличики Гижигинского уезда. Отсюда же была отправлена церковь для камчатских сел Накики, Пенжино и других, а также оборудован приют для коряков, открыта больница и богадельня в Теличиках. Камчатское благотворительное братство через три года после создания насчитывало уже 1900 членов и имело свои отделения во всех уголках Российской Империи - от Петербурга до Владивостока. После одного из моих пребываний в Перми, при возвращении из столицы на Камчатку, я задержался на своей родине, в Вятке. Посетил здешнего епископа Филарета33. Он обрадовал меня сообщением о том, что для оказания содействия в расширении религиозно-просветительской работы на Камчатке туда в мое распоряжение командируется из города Глазова протоиерей Даниил Шерстенников34. По прибытии в Петропавловск он возглавил местное отделение братства, а впоследствии был епископом Охотским, викарием Камчатской епархии, с тем же именем Даниил. Каждое освящение вновь открываемых храмов или благотворительных учреждений привлекало огромное количество местных жителей. А освящение храма в Олюторске ознаменовалось массовым крещением коряков, а также вступлением в церковный брак, доселе ими презираемый. В 1911-1917 годах Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы денег, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. В течение пяти лет было выстроено семь новых церквей и открыто восемь новых школ. Таким образом, к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами, 42 школы.
Примечания:* Русский перевод: Пойди по дорогам и изгородям, и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой. Далее читайте:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит. Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ). Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |