Митрополит Нестор, Анисимов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Митрополит Нестор, Анисимов

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Митрополит Нестор (Анисимов)

Моя Камчатка

Митрополит Нестор в 1911 году

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА

В ТРУДАХ И ЗАБОТАХ

С тоской в очах, с огнем в груди
Ты в мир отверженный иди.
И пусть любви твоей лучи,
Как пламя, будут горячи…
И пусть гремит, как Божий гром,
Твой голос в сумраке ночном…
И будит тех, кто духом мертв,
Чей путь без звезд и храм без жертв,
Кто во тьме скитается без сил,
В нощи шаманства свой светильник погасил…
А ты. как фимиам, в огне любви гори,
О вечной правде неумолчно говори…

В десятых годах нынешнего столетия приамурским генерал-губернатором был видный сановник, в звании придворного шталмейстера, И.Л. Гондатти.

Первоначально, в 1880 году еще молодым деятелем, И.Л. Гондатти был уездным начальником на Чукотке, где оставил о себе добрую память среди туземцев. Впос­ледствии он был начальником амурской исследователь­ской экспедиции.

Умный, просвещенный и деятельный Гондатти видел и понимал, что технически и культурно отсталая Россия того времени утрачивала свое влияние на Дальнем Вос­токе, что в свою очередь давало повод англо-амери­канским и японским хищникам безнаказанно и почти бесконтрольно хозяйничать на наших далеких, забытых окраинах. Вот почему он с глубоким сочувствием, с большим вниманием относился к моей пастырской дея­тельности и всячески содействовал успешному осущест­влению идеи создания Камчатского благотворительного православного братства.

Мне запомнился такой эпизод. Проездом из Петер­бурга на Камчатку я находился в летних архиепис­копских покоях на Седанке, близ Владивостока. Тогда же у Владыки Евсевия находился в гостях приамурский генерал-губернатор. И мне совершенно случайно при­шлось быть свидетелем следующего разговора между начальником края и правящим архиереем.

- Когда я давал отцу Нестору свое благословение на создание Камчатского благотворительного братства, - произнес Владыка Евсевий, - у меня, признаюсь, воз­никло сомнение в успешном выполнении этого полезного начинания. Ведь мне во Владивостоке приходилось за пятак нанимать хоругвеносцев при совершении кре­щенского крестного хода. Кто же, думал я тогда, согла­сится субсидировать, затрачивать средства на какое-то благотворительное Камчатское братство? Но молодой и энергичный отец Нестор работал и на Камчатке, и в Петербурге не покладая рук. Он писал и печатал воззва­ния, посещал сотни лиц, убеждая их вносить свою лепту в дело Божие. Он исходил и изъездил во имя Господне всю Камчатскую область.

- Да, - согласился генерал-губернатор, - есть лю­ди, которые оставляют в жизни яркий, немеркнущий свет, распространяющийся далеко в потомство. Их дея­ния благоухают ароматом особой, неземной, благодати... Видно, отец Нестор из таких. Ведь только горение его души и сердца зажгло верой в Бога камчатских туземцев, которых он тысячами обратил в христианство. Надо отдать должное и открыто сказать, что сановная и власть имущая Россия только благодаря отцу Нестору повер­нулась, наконец, лицом к Камчатке. Не было ни одной стороны жизни насельников Камчатской области, ко­торой отец Нестор не касался бы: он строил храмы, часовни, школы, приюты, лечебницы, организовывал походные аптеки. Нет такого кочевья или населенного пункта на Камчатке, где не знали бы милостивого, доброго, приветливого иеромонаха.

Не скрою, мне было приятно слушать столь положитель­ное суждение обо мне и о моей деятельности из уст двух влиятельных лиц. Однако я не успокаивался на достигну­том, зная, сколько впереди еще дела, сколько неизбеж­ных трудностей, досадных неприятностей и неудач. Но я был уверен в том, что с Божией помощью их одолею.

Но еще больше, чем похвалой архиерея и губернатора о моей пастырской деятельности, я был до глубины души тронут проникновенными словами стихотворения, по­священного Камчатскому братству. Автор, напечатав­ший его в одном из тогдашних изданий, мне неизвестен. Тем более мне кажется, что стихотворение воплотило мысли не одного, а многих лиц, знакомых с много­гранной деятельностью нашего братства.

Над Камчатскою областью,
Далеко заброшенной,
Бурями овеянной,
Братство Православное
Спаса Милосердного,
Что весною солнышко,
Тихо поднимается,
Ярко загорается.
Единеньем крепкое
И любовью спаяно,
Братство Православное
За собратьев горестных,
Темных, обездоленных
И на край закинутых,
Дружно ополчается.
Со крестом, с молитвою,
С образом Спасителя -
Церкви окормителя.
Как и предки русские,
Ты сильна не множеством,
О рать Православная,
А могуча верою
И рукою щедрою,
Да сердцем отзывчивым,
Чтоб согреть холодную,
Накормить голодную,
Просветить ту темную
Паству ту Камчатскую
Всей любовью братскою.
Помоги же, Спасе наш,
Братству Православному
Укрепляться, шириться
И с любовью многою
Светлою дорогою
Идти к обездоленным.
С жертвою посильною,
Да с душою умильною,
Со словом ободряющим,
С гласом призывающим.
Всем усопшим братчикам
В праведном селении
Дай успокоение,
Царство бесконечное
И блаженство вечное,
 
И Владыке-учредителю,
И почетным попечителям,
Братчикам-сотрудникам,
Пастырю-ревнителю
Ты пошли, о Господи,
Доброе здоровье,
Мир и благоденствие,
Радость, долгоденствие.

В стремлении расширить круг деятельности Камчат­ского благотворительного братства я посещал различные города нашей Родины. В частности, в Перми мне привелось побывать в 1910,1911 и 1914 годах. Здесь в обширном зале Стефановской часовни я выступал с докладом о Камчатке, рассказывал о жителях, их быте и нуждах. Свои лекции я сопровождал так называемыми "туманными" картинами. Они производили на слушателей особое впечатление.

В 1911 году, с благословения Преосвященного Палладия41, мною в Перми было открыто отделение Камчат­ского благотворительного братства с многочисленными членами, вносившими свои добровольные пожертвования. Мне удалось вдохновить на трудный подвиг трех сестер милосердия Пермской Мариинской общины Красного Креста: А.М. Урусову - начальницу этой общины (о ней я уже упоминал), А.А. Кашину и М.Г. Волкову-Жукову, добровольно отправившихся в неизвестную даль.

Население Камчатского края впервые увидело само­отверженный труд русских женщин в лице этих трех медицинских сестер милосердия. Их энергичная работа заключалась не только в огромной помощи больным, но зачастую хозяйская, поистине материнская забота в ус­тройстве быта приносила большую пользу туземцам. Этим сестрам население всегда выражало чувства глубо­кой благодарности и признательности.

По примеру этих трех медсестер пошли на самоот­верженный труд и сестры из других общин Красного Креста, например Т. Казанцева, Иванова и др.

С открытием Камчатского братства на пожертвования духовных миссий приобреталось много всего необходи­мого и полезного для походных аптек, а также носильное и постельное белье, продукты питания для лепрозориев (хлеб, молоко, овощи, консервы и т.п.). В таких колониях уже были условия готовить больным горячую пищу. Там вместо нар появились кровати, кухонная и столовая посуда (для каждого больного отдельная). Специально для больных приобрели лодку, невод, сети для ловли рыбы, материал для шитья и вышивания. Учитывалось удрученное состояние неизлечимо больных, а посему для отвлечения от тяжелого душевного гнета сестры мило­сердия старались занимать прокаженных каким-либо посильным для них трудом.

На севере Камчатской области мною был открыт и оборудован приют с амбулаторией для детей оседлых и кочующих туземцев, в нем самоотверженно трудилась заведующая приютом - медсестра М.Г. Волкова. Мест­ность была здесь дикая, суровая. Питаться приходилось только рыбой. Священник-камчадал слабо знал русский язык. Для посещения больных и оказания им медицин­ской помощи сестре приходилось много ходить пешком, ездить на лодке, а зимой на лыжах и на собаках.

Впоследствии я открыл еще один приют в бухте барона Корфа в большом здании из восьми комнат. Десять плотников едва успели достроить его к прибытию последнего парохода. Помогая им, приходилось работать и мне, и сестре милосердия, и ребятам. Общими усили­ями нам удалось соорудить еще колонку и оборудовать две ванны. Неизбалованное вниманием местное населе­ние не верило, что все это сделано для их детей, которые здесь будут жить, питаться, учиться и пользоваться бытовыми услугами даром. Детишки первое время с непривычки во сне падали с кроватей. Среди них было много способных к ремесленному обучению (я имею в виду мальчиков), а девочки успешно занимались руко­делием и шитьем. И взрослое население, и дети любили посещать церковь, внимательно следили за богослуже­нием. Я повседневно ощущал их искреннее нежное отно­шение ко мне, их духовному пастырю. По словам сестры милосердия, туземцы при полном отсутствии телеграф­ной и почтовой связи за 2-3 дня узнавали о том, что "папа Нестор" едет к ним. Они выезжали встречать меня на нартах, лыжах и радостно приветствовали. Порой, когда где-нибудь в пути пурга заносила меня снегом, они нахо­дили меня и заботливо сопровождали до своего селения.

После каждой такой поездки я, с помощью туземцев, на месте своего пребывания водружал крест или сооружал церковь, приют или школу. После моей проповеди и соответствующей подготовки многие крестились, при­нимая православную христианскую веру.

Сестра милосердия Т. Казанцева пробыла в Камчат­ской области шесть лет. По прибытии в Петропавловск она поступила в распоряжение уже бывшего тогда вра­чебного инспектора доктора А.Ю. Левинского и была назначена им в район западного побережья Охотского моря. Здесь ей пришлось, преодолевая трудности и ли­шения, обслуживать семнадцать населенных пунктов.

Преисполнен духовной красоты самоотверженный труд сестры милосердия Анны Ивановны Томсон. Она прибыла в колонию прокаженных одной из последних. Как и ее предшественницы, эта милая старушка была для больных заботливой и доброй, как мать. В начале 1917 года на Камчатке в том месте, где находилась основанная мной колония для прокаженных, произошло сильное землетрясение. Случилось это стихийное бедст­вие глубокой ночью.

Дом, где размещались больные, был огорожен плет­нем, а домик, в котором жила сестра милосердия, стоял несколько в стороне от больницы. В момент страшного землетрясения он был разрушен. Анна Ивановна жила одна, и никто не мог прийти к прокаженным и сказать, что их любимая сестра милосердия придавлена обломка­ми рухнувшего домика. Горевшая висячая лампа упала и разбилась, а разлившийся керосин вспыхнул. Пламя быстро распространялось. Пожилой женщине грозила смерть от огня. Кругом никого не было. Но произошло непредвиденное.

Неизвестный русский охотник со своей собакой про­ходил в эту ночную пору по горам. В момент землетрясения и бушевавшего снежного бурана он сбился с пути. Ощупью, наугад вместе с собакой спустился он с горы и совершенно случайно пришел к горящему дому. Услыхав человеческий стон, охотник спросил:

- Кто здесь? Что произошло?

- Спасите меня!.. Снимите балки и бревна, прида­вившие меня, - слабым голосом просила несчастная старушка. - Я сестра милосердия из колонии прокажен­ных... Очень волнуюсь за судьбу моих больных... Кто их успокоит?.. Живы ли они? Освободите и ведите меня к ним.

Охотник быстро и ловко погасил огонь, вытащил женщину из-под развалин и, придерживая ее, повел к зданию больницы. Здесь произошла трогательная сцена. Сестра милосердия заплакала от радости, что дом, в котором находились прокаженные, цел и все больные невредимы. А несчастные прокаженные в момент ночно­го землетрясения страдали не столько от страха, сколько от волнения за судьбу любимой ими сестры милосердия. Их пугало, приводило в недоумение то, что она пришла к ним в жуткие минуты. Вот почему, когда они увидели ее, хотя и израненную, измученную, но живую, радости их не было конца.

Когда землетрясение кончилось, а волнения и страхи улеглись, неизвестный путник, по просьбе Томсон, от­правился в Петропавловск и обо всем произошедшем в колонии прокаженных сообщил мне.

Немедленно, взяв с собой все необходимое, я на собаках с походной аптекой поехал к месту катастрофы. Прибыв в колонию, я утешил больных и ободрил осла­бевшую после пережитого сестру милосердия Томсон.

На Камчатку прибыли по моей просьбе из Петербурга десять сестер милосердия. Они получили назначения в разные места области. Работать этим сердобольным жен­щинам приходилось чрезмерно много, причем часто за­меняя доктора. Попутно они обучали местное население шитью, кройке, приготовлению горячей пищи, прививали навыки гигиены. Кроме того, приходилось им помогать школьному учителю и проводить культурно-просветите­льную работу.

Сестры эти явились истинными ангелами-храните­лями для многочисленных туземцев. С любовью, лаской и с большим, глубоким знанием дела пришли они на помощь больным, страдающим людям.

Туземцы также отвечали им любовью. Первоначаль­но, видя женщин с крестом на груди, они принимали их за священников. А потом, узнав сестер милосердия в деле, они стали называть их матерями.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.

Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26.

Караулов А. К. , Коростелев В. В.  Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора)

Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС