Нестор, Анисимов. Святая земля |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Митрополит Нестор (Анисимов)С В Я Т А Я З Е М Л Я(ИЕРУСАЛИМ И ПАЛЕСТИНА)
Автор переиздаваемой книги архиепископ (позже митрополит) Нестор (Анисимов) в истории Русской Православной Церкви ХХ столетия предстает необычайно яркой личностью. В течение длительного времени его имя и добрые дела сознательно замалчивалось. Тем не менее, православный народ сохранил благодарную память о великом камчатском миссионере, смиренном молитвеннике, милосердном пастыре, удивительном человеке, горячем патриоте, блестящем проповеднике, выдающемся церковном писателе, стойком исповеднике Веры Православной. Об этом свидетельствует постоянно возрастающее количество публикаций, посвященных его жизни и деятельности. Находясь в вынужденной эмиграции г. Харбине (Маньчжурия), Владыка тяжело переживал разлуку с любимой Родиной, однако не впал в уныние. С удвоенной энергией он продолжил свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность, а вскоре стал одним из признанных духовных лидеров Дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 г. епископ Нестор основал в г. Харбине Камчатское подворье, а несколько позже «Дом Милосердия и трудолюбия», благодаря деятельности которых удалость сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Жарким летом 1933 г. владыка Нестор в сопровождении личного секретаря иеромонаха Нафанаила[1] отправился через Шанхай в Европу для участия в работе Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) находившегося в г. Сремски Карловцы (Югославия). С восторгом любовался Владыка во время стоянок парохода природой тропических стран, правда, отмечая при этом, что все эти роскошные места «радуют только глаза и ничего не говорят сердцу и душе»[2]. Иные чувства испытывал он при посещении христианских святынь Египта и Италии. Позже он писал: «Чудным прекрасным путем повел нас Господь. Чрез Египет, откуда «воззвал Господь Сына Своего»[i], до Рима, где каждый шаг, каждая пядь земли освящены кровью мучеников, где поклонились мы десяткам тысяч мощей святых, до Бари, где с молитвой за нашу мученицу – родную Землю Русскую, мы склонились пред святыми мощами Великого Святителя Николая Чудотворца»[3]. Пребывание владыки Нестора в Югославии было чрезвычайно успешным. Архиерейский Синод возвел его в сан архиепископа и кооптировал в свой состав в качестве временного члена. Это позволило ему не только принимать участие в решении текущих вопросов РПЦЗ, но и выступить с инициативой учреждения при Священном Синоде «Братства Святой Руси имени святого князя Владимира», которое имело своей целью распространение идей народно-церковного идеала «Святая Русь» и объединение русских людей на основе этого идеала.
Члены Архиерейского Синода РПЦЗ (первый ряд слева направо): Феофан, архиепископ Курский, Гермоген, архиепископ Екатеринославский, Блаженнейший Антоний, митрополит Киевский, первоиерарх РПЦЗ, Сергий, архиепископ Новороссийский и Нестор, архиепископ Камчатский. Во втором ряду стоят (слева направо): келейник: митрополита Антония архимандрит Феодосий, управляющий синодальной канцелярией граф Г. Г. Грабе и секретарь архиепископа Нестора иеромонах Нафанаил (Сремски Карловцы, ноябрь 1933 г.). Трогательной была встреча с Предстоятелем РПЦЗ Блаженнейшим митрополитом Антонием (Храповицким). Еще мальчиком будущий епископ Нестор прислуживал владыке Антонию в храмах Казани в качестве жезлоносца. В последующие годы жизнь не раз сталкивала их в сложных, порой трагических, ситуациях. Со слезами умиления и радости выслушал митрополит рассказ владыки Нестора о русской жизни Дальнего Востока и подарил ему наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. Предстоятель возвел воспитанников владыки Нестора иеромонаха Нафанаила, сопровождавшего его в поездке, и находившегося в Харбине иеромонаха Филарета[4] в сан игумена.
Игумен Нафанаил (слева) и игумен Филарет (справа) (Харбин 1935 г.) С глубокой отеческой любовью принял владыку Нестора Святейший Патриарх Сербский Варнава, хорошо знавший и высоко ценивший его с дореволюционных времен. Первосвятитель братского славянского народа даровал ему часть святых мощей архиепископа Арсения Сербского и благословил служение во всех церквах королевства. Братские отношения сложились у него со многими сербскими архиереями и, прежде всего, с епископом Охридским Николаем (Велимировичем), ныне причисленным к лику святых.
Богослужение в Белградском кафедральном соборе (слева направо): Святейший Патриарх Сербский Варнава, епископ Охридский Николай и архиепископ Камчатский Нестор (Белград, 1933 г.). За время пребывания в Югославии с начала сентября до конца декабря 1933 г. Владыка посетил тридцать один город, двенадцать монастырей и прочитал семьдесят две лекции[5]. В этой поездке его сопровождал также студент богословского факультета Белградского университета Владимир Родзянко (впоследствии епископ Василий)[6], выполнявший функции переводчика и иподиакона. Службы и публичные лекции Владыки неизменно проходили при большом стечении жителей королевства, как русских, так и сербов. По просьбе и на средства русской общины в Белграде тексты этих лекций были опубликованы в виде отдельных изданий «Харбин-Маньчжурия» и «Очерки Дальнего Востока», имевших большую популярность у русских эмигрантов в странах Европы[7].
Студент Белградского университета В. М. Родзянко (Белград, 1933 г.) Однако посещение Европы принесло и много разочарований. Тяготили нестроения в русском зарубежном Православии. Миротворческие усилия владыки Нестора в этом направлении не имели успеха. Разброд, шатание, ожесточение и вражда царили и в общественной жизни эмигрантов. Правительства стран рассеяния, ранее на словах декларировавшие поддержку русских изгнанников, все более и более стали относиться к ним как к людям второго сорта - в лучшем случае с нескрываемым безразличием, а порой и откровенно издевательски. Югославия времен правления короля Александра Карагеоргиевича в этом отношении была редчайшим исключением. В одной из своих книг, изданной сразу после возвращения, Владыка с горечью напишет: «Когда из праха, из пыли, из пропасти своего падения восстанет наша Родина, она в своих исторических судьбах будет отныне опираться не на коварных случайных друзей и попутчиков Европы»[8]. В декабре настала пора расставания со ставшей ему близкой Югославией и возвращения к своей пастве на Дальнем Востоке. Маршрут поездки был проложен так, чтобы посетить Святые места в Палестине. Палестиной в те годы называли область на Ближнем Востоке с преобладающим арабским населением, охватывающую примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан (Иудеи и Самарии), Иордании и частично Сирии и Ливана. По мандату Лиги Наций эта территория, после распада Османской империи, находилась под управлением Великобритании.
Палестина времен Британского мандата. Необходимо заметить, что паломническая поездка владыки Нестора проходила в сложное время. Двадцатые - тридцатые годы прошлого столетия были чрезвычайно трудными для Вселенского Православия. Нестроения обуревали почти все Восточные и Европейские Поместные Церкви. Что уже говорить о трагедии Русской Православной Церкви как в Отечестве сущей, так и её Заграничной ветви! Не все благополучно было и в матери христианских Церквей – Иерусалимской Церкви. После блаженной кончины в 1931 г. Патриарха Дамиана долго не удавалось избрать нового Предстоятеля Церкви из-за традиционных разногласий между палестинской паствой и греческим епископатом, а также Британской администрацией Палестины. Должность Местоблюстителя Иерусалимского Престола последовательно занимали митрополит Птолемаидский Келадион (14.08.1931 - 01.10.1934) и митрополит Мадавонский Мелитон (01.10.1934 – 22.07.1935). Наконец, 22 июля 1935 года Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины был избран титулярный архиепископ Иорданский Тимофей, однако его законное утверждение и признание представителем Британской администрации произошло только четыре года спустя 27 сентября 1939 года. Непростыми были и межконфессиональные отношения христиан в главной Святыне Иерусалима - храме Воскресения Христова (Гроба Господня). Падкие на сенсацию американские и западноевропейские средства массовой информации уже в те годы разносили по всему миру в нарочито преувеличенном виде сведения о столкновениях между ними. Много лет спустя бывший личный секретарь владыки Нестора отец Нафанаил вспоминал: «С владыкой Нестором из Белграда мы собирались ехать во Святую Землю. По этому поводу в присутствии митр. Антония начались разговоры о том, что недавно греческие монахи около Гроба Господня подрались с католическими. И владыка Нестор повторил очень распространенную в таких случаях фразу: - Какой позор, что у Гроба Того, Кто учил любви и миру, монахи дерутся. Митрополит Антоний прервал: - Нет, владыка, слава Богу, что дерутся. Значит любят. За то, к чему равнодушны, драться не будут, а за то, что любят, полезут в драку. Слава Богу, что эти простые монахи так любят Господа нашего и Его святой Гроб»[9]. Архиепископ Нестор со своим спутником прибыл в Иерусалим в преддверии Рождества Христова 4 января 1934 г. и в течение 12 дней с чувством высокого благоговения и духовного трепета посетил все основные святыни Палестины. Трогательной заботой окружил владыку Нестора наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архиепископ Анастасий (Грибановский), сопровождавший его во всех паломнических поездках. В этот период владыка Нестор встретился со всеми иерархами Святой Земли и участвовал с ними в совместных богослужениях. Местоблюститель Иерусалимского Престола удостоил его величайшей церковной награды - Святогробского Креста с частицей Животворящего Древа. До конца дней своих Владыка, среди множества полученных им наград, главными считал две: Святогробский Крест и наперсный Крест на георгиевской ленте, полученный им в 1915 г. за героизм, проявленный в сражениях Великой войны.
Митрополит Нестор со Святогробским Крестом на груди (Кировоград, 1961 г.).
Однако наибольшее духовное потрясение, повергшее его «в страх, трепет и умиление», испытал Владыка 9 января, когда во время службы в церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании ему чудесным образом явилась мученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, нашедшая в этом храме свое последнее упокоение. Примечательна история их знакомства. В середине августа 1911 г. иеромонах Нестор, как основатель Камчатского Православного Братства во имя Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, был приглашен в царский дворец в Петергофе. Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна пожелали лично представить о. Нестора нареченному Покровителем Камчатского Братства Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу. В конце аудиенции Государь неожиданно спросил у о. Нестора будет ли он на предстоящем в ближайшее время прославлении мощей святителя Иоасафа Белгородского. Иеромонах смущенно ответил: «Я такой маленький человек, что едва ли даже увижу что-нибудь в Белгороде, так как от такого множества людей меня затолкают в толпе». Тогда Государь сказал: «Вы, отец Нестор, будете официально участвовать в прославлении мощей, чему я буду очень рад. Все подробности о вашем официальном участии узнаете от Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, посетите ее в Москве, и она вручит вам от нашей семьи специальное иоасафовское облачение, такое, какое будет у всех участников - архиереев и священников»[10]. Встреча иеромонаха Нестора с Елисаветой Феодоровной в Москве имела далеко идущие последствия. После разговора с миссионером матушка Елисавета глубоко прониклась благородными целями Камчатского Братства, стала официально его почетным покровителем и одним из самых щедрых жертвователей. Когда весной 1918 г. епископ Нестор был арестован большевиками, Елисавета Феодоровна трогательно беспокоилась о судьбе заключенного. По ее просьбе в Марфо-Мариинской обители был отслужен специальный молебен об освобождении от уз епископа Нестора. Мученическая кончина матушки потрясла Владыку. На протяжении всей своей жизни он трепетно чтил память праведной, благочестивой и милосердной Великой Княгини, ныне причисленной к лику Святых Новомучеников Российских. Подводя итоги своей поездки, владыка Нестор писал: «Длинен и тяжел был мой путь от Дальнего Востока до европейских стран и обратно. … Но всегда и всюду на всем этом пути неизменно жил в наших душах образ нашей великой единственной Родины - Православной матушки России, Святой Руси, тяжело страдающей ныне. … А тогда, когда с благоговением и молитвой склонялся я пред святынями, виденными мною, неизменно молитва была одна, молитва о России, о нашем родном народе»[11]. Свои впечатления о поездке Владыка изложил в трех книгах[12]. Последней в этой серии была «Святая Земля», отпечатанная в типографии «Искусство», находившейся на территории Дома Милосердия (Харбин, Модягоу, ул. Баталионная, 24). Техническую подготовку книги к изданию проводили игумен Нафанаил, а также воспитанник и приемный сын владыки Нестора Кирилл Караулов.
Архиепископ Нестор, игумен Нафанаил и Кирилл Караулов (Харбин 1935 г.).
Книга была издана ограниченным тиражом и уже вскоре после публикации стала библиографической редкостью. В наши дни ее не удалось обнаружить ни в фондах крупнейших библиотек и российских архивов, ни в известных частных собраниях. Именно поэтому ее текст не вошел в фундаментальное двухтомное издание трудов митрополита Нестора, предпринятое Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом (ПСТГУ)[13]. Удалось найти и включить в издание только краткую журнальную статью, посвященную этой поездке[14]. Милостью Божией один из чудом сохранившихся экземпляров книги был подарен протоиереем отцом Виктором Потаповым, настоятелем Собора в честь святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне, потомку харбинцев священнику отцу Георгию Павло́вичу (Дивеево), который любезно прислал авторам настоящего предисловия электронную копию этой книги. Судя по пометам на титульном листе, этот экземпляр книги был подарен автором неустановленной матушке Татиане, а затем находился в библиотеке бывшего главы Русской духовной миссии в Иерусалиме (РПЦЗ), архимандрита Димитрия (Биакая). Готовя книгу к переизданию, мы ставили перед собой задачу привести ее текст в соответствие с нормами современного русского языка, бережно сохранив все те слова и выражения, считающиеся ныне архаичными, которые создают неповторимый авторский стиль изложения. Исправлены очевидные опечатки и типографские огрехи; в предисловии и примечаниях к тексту даны, по возможности, краткие биографические справки о лицах, упомянутых в книге, без чего текст мог оказаться маловразумительным для современного читателя. Авторские сноски перемещены в основной текст книги в круглых скобках. Книга была проиллюстрирована многими видовыми и портретными фотографиями, большинство из которых были низкого качества, что не позволяло воспроизвести их при переиздании. К счастью, в распоряжении публикаторов оказались оригиналы части помещенных в книгу фотографий, подаренные Иваном Александровичем Телятьевым (Сан-Франциско), бывшим иподиаконом владыки Нестора и келейником игумена Нафанаила Часть портретных фотографий удалось довести до уровня современных требований. Книга написана удивительно ярким, сочным, образным и живым русским языком, в неповторимом проповедническом стиле изложения. Она будет интересна как тем, кто уже побывал на Святой Земле, так и тем, кто только собирается совершить паломническую поездку. Александр Караулов Валерий Коростелев Примечания [1] НАФАНАИЛ (в миру Васи́лий Влади́мирович Львов) (1906-1986),, архиепископ. Сын члена Государственной думы III и IV созывов и обер-прокурора Святейшего Синода во Временном правительстве (1917). Постриженик и ученик епископа Камчатского Нестора. После революции вместе с матерью эмигрировал в Маньчжурию. Окончил Харбинское реальное училище (1922) и Пастырско-богословские курсы (1931). Рабочий на КВЖД (1922-1929). Принял монашество(1929). Подвизался в Скорбященской обители «Дома милосердия». Иеромонах (1929). Игумен (1933). Архимандрит (1936). Келейник и личный секретарь архиепископа Нестора (1929-1937). Начальник православной миссии на Цейлоне (1937-1939). Помощник настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского (Ладомирова, Словакия) (1939-1944). Настоятель Воскресенского собора в Берлине (1945). Епископ Брюссельский и Западно-Европейский (1946-1951). Епископ Престонский, викарий Западно-Европейской епархии (1951-1952) Администратор русских приходов в Северной Африке с пребыванием в Тунисе (1952-1953). Преподаватель Ветхого и Нового Завета в монастыре преп. Иова Почаевского (1953-1956). Редактор ряда церковных изданий (1955-1964), Настоятель обители преп. Иова в Мюнхене (1966-1980). Епископ Венский и Австрийский (1971-1986). Архиепископ (1981). [2] Архиепископ Нестор. Египет, Рим, Бари. Шанхай, 1934. [3] Там же. [4] ФИЛАРЕТ (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) (1903 – 1985), митрополит. Сын протоиерея о. Николая Вознесенского, позднее ставшего викаремя Харбинской епархии архиепископом Хайларскимо Димитрием. Постриженик и ученик епископа Камчатского Нестора. Вместе с родителями эмигрировал в Маньчжурию (1920). Окончил Харбинский политехнический институт. (1927) и Пастырско-богословские курсы (1931). Диакон (1930). Пострижен в монашество (1931). Иеромонах (1931). Игумен (1933). Архимандрит (1937). Подвизался в Скорбященской обители «Дома милосердия». Был настоятелем ряда харбинских церквей. Переехал в Австралию (1962). Епископ Брисбенский, викарий Австралийской епархии (1963). Митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1964 – 1985). [5] Архиепископ Нестор. Очерки Югославии (впечатления путешествия). Харбин, 1935. [6] ВАСИЛИЙ (в миру Владимир Михайлович Родзянко) (1915-1999) епископ, выдающийся богослов, церковный писатель и проповедник, Внук председателя Государственной думы III и IV созывов Михаила Владимировича Родзянко. В 1919 вместе с родителями эмигрировал в Болгарию, а затем в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Окончил классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде (1933), богословский факультет Белградского университета (1937), обучался в богословском колледже при Лондонском университете (1937—1939). По благословению епископа Камчатского Нестора стал инициатором начала переговоров о примирении между митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). Законоучитель в сербских учебных заведениях (1939—1941). Диакон (1941). Священник (1941). Служил в сербских приходах Воеводины. Арестован властями СФРЮ за незаконную религиозную пропаганду и находился в заключении (1949-1950). Настоятель храма в Лондоне в юрисдикции Сербской православной церкви (1951-1979). Ведущий религиозных передач на русской службе BBC (Би-би-си) (1955—1978). Принял монашество (1979). Епископ Вашингтонский, викарий предстоятеля Православной церкви в Америке (1980), а затем епископ Сан-Францисский и Западно-Американский (1980-1984). Почётный настоятель Свято-Никольского храма в Вашингтоне (с 1984). [7] Архиепископ Нестор. Очерки Дальнего Востока. Белград, 1934., Архиепископ Нестор Харбин-Маньчжурия. Белград, 1934. [8] Архиепископ Нестор. Очерки Югославии (впечатления путешествия). Харбин, 1935. [9]/Нафанаил, архиепископ. Беседы о Священном писании и Вере. Том 3. Нью-Йорк: Комитет Русской Православной Молодежи Заграницей. 1992. С. 77-87 [10] Митрополит Нестор. Моя Камчатка. – Троице-Сергиева Лавра. 1995. [11] Архиепископ Нестор. Египет, Рим, Бари. Шанхай,. 1934 [12] Архиепископ Нестор. Египет, Рим, Бари. Шанхай, 1934; Архиепископ Нестор. Очерки Югославии (впечатления путешествия). Харбин, 1935; Архиепископ Нестор .Святая Земля (Иерусалим и Палестина). Харбин, 1935 [13] Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). В 2-х тт. / Автор составитель О.В. Косик. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет-т, 2005. [14] Путешествие Митрополита Нестора в Иерусалим и Палестину (Из личных воспоминаний) / Хлеб Небесный (Харбин), 1946, № 9, 10, С. 5-10. Далее читайте:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |