Петр Плетнев |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Плетнев П.А.АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
В. Тропинин. Пушкин. 1827 г. Самая долговременная жизнь человека, который провел лучшие свои годы в тишине размышления, в деятельности почти неподвижной, в однообразной беседе с литераторами да с книгами, не может быть обильна любопытными событиями. Она поучительна для некоторого числа изыскателей, преследующих всякое явление умственной жизни, чтобы прибавить несколько истин в науку о духе человека. В тридцать семь лет и восемь месяцев жизни своей (с 26 мая 1799 по 29 января 1837) Пушкин, окончивший столько творений, возбудивших всеобщее внимание, не успел биографии своей доставить заманчивости разнообразием [32] происшествий внешних. Но внутренняя жизнь, высказавшаяся в его сочинениях, богата поучительными событиями. До исступления Пушкина в Царскосельский лицей (1811), вероятно, уже возбуждена была несколько деятельность его отроческого таланта. Отец его и дядя (известный стихотворец наш, Василий Львович Пушкин) издавна в дружеских находились сношениях с Дмитриевым (И. И.), Карамзиным и Жуковским. Но лицейская жизнь, где общество не изгоняло искренности, а соперничество не ослабляло дружества, быстро и благотворно раскрыла его душу. Много было обстоятельств временных и местных, которые, при открытии лицея, необыкновенное сообщили движение умственной деятельности воспитанников. Участие государя императора и всей августейшей фамилии в их судьбе, гласность надежд, соединявшихся с судьбою сего заведения, тщательный выбор наставников, из которых один, едва переступил через порог лицея, как и дошагнул до блистательной известности[1], новость самого помещения, где слава громкого царствования Екатерины II звучала повсеместно, — все поражало и чувства и воображение и ум счастливых пришельцев. Пушкин, как ученик, не был из числа прилежных. Но едва ли не деятельнее всех занимался он чтением и собственными литературными работами. О лекциях Куницына, который преподавал нравственные науки, он вспоминал всегда с восхищением п лично к нему до смерти своей сохранил неизменное уважение. В продолжение лицейской жизни написал он много стихотворений мелких; там же составлен план Руслана и Людмилы и даже положено начало самой поэме. Из других его стихотворений, относящихся к этой эпохе, известны: Воспоминания в Царском Селе, К Лициншо, и ненапечатанное, но читанное им при выпуске на экзамене: Безверие. В одном из тогдашних журналов, без подписи сочинителева имени, печатаемы были все сочинения Пушкина, им писанные на 12, 13 и 14 году от рождения. К сожалению, он нигде не упомянул о них, не внес, как образчик лепетания детской музы, в собрание своих стихотворений — и они едва ли не погибли для потомства[2]. [33] Все товарищи, даже не занимавшиеся пристрастна литературою, любили Пушкина за его прямой и благородный характер, за его живость, остроту и точность ума. Честь, можно сказать, рыцарская, была основанием его поступков – и он не отступил от своих понятий о ней ни одного разу в жизни, при всех искушениях и переменах судьбы своей. Неизбалованный в детстве ни роскошью, на угождениями, он способен был переносить всякое лишение и чувствовать себя счастливым в самых стесненных обстоятельствах жизни. Природа, кроме поэтического таланта наградила его изумительною памятью и проницательностию. Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропадали для него па целую жизнь. Его голова, как хранилище разнообразных сокровищ, была полна материалами для предприятий всякого рода. По-видимому, рассеянный и невнимательный, он из преподавания своих профессоров уносил более, нежели товарищи. Но все отличные способности и прекрасные понятия о назначении человека и гражданина не могли защитить его от тех недостатков, которые вредили его авторскому призванию. Он легко предавался излишней рассеянности. Не было у него этого постоянства в труде, этой любви к жизни созерцательной и стремления к высоким отдаленным целям. Он без малейшего сопротивления уступал влиянию одной минуты и без сожаления тратил время на ничтожные забавы. К числу последних надобно отнести и сочинение некоторых его шуточных стихотворении, которые он писал более для возбуждения веселости в товарищеском кругу, нежели по наклонности к этому роду. Таким образом он первоначально обязан был необходимыми для литератора сведениями более носпрпемлемостп души своей, нежели усилию и ревности характера. Пробыв шесть лет в лицее, он 1817 года в октябре явился на новом поприще в Санкт-Петербурге. Незабвенную сцену единственного свидания своего с Державиным, который присутствовал на лицейском экзамене при переходе воспитанников в старший класс, он сам описал прекрасно. На службу оп поступил в иностранную коллегию. Известность о его таланте, дружба, уже связывавшая его с первыми писателями России, наконец светские отношения фамилии Пушкиных и Ганнибаловых (из последней происходила мать его) доставили ему в столице все удовольствия, которых так жаждет молодость, и которые еще привлекательнее казались юноше с пылким сердцем, прожившему шесть лет в прекрасном, но все-таки затворничестве. Три [34] года, проведенные им в Санкт-Петербурге по выходе из лицея, отданы были развлечениям большого света и увлекательным его забавам. От великолепнейшего салона вельмож до самой нецеремонной пирушки офицеров, везде принимали Пушкина с восхищением, питая и собственную и его суетность этою славою, которая так неотступно следовала за каждым его шагом. Он сделался идолом преимущественно молодых людей, которые в столице претендовали на отличный ум и отличное воспитание. Такая жизнь заставила Пушкина много утратить времени в бездействии. Но всего вреднее была мысль, которая навсегда укоренилась в нем, что никакими успехами таланта и ума нельзя человеку в обществе замкнуть круга своего счастия без успехов в большом свете. Говоря о наших обществах, можно по многим причинам согласиться в этом. Высшая образованность, жизнь непринужденная и удовлетворяющая требованиям светлого ума, вкус, верная оценка талантов, европейский горизонт известий и суждений — все это составляет у нас исключительную принадлежность большого света. Но литератор невольно сделается виновным и перед собою и перед потомством, если, для преходящих удовольствий, отдаст большому свету в жертву лучшие дары природы: мир души своей и независимость плодотворной мечты. К счастию, Пушкин нашел средство жить и в мире поэзии и в прозе света. Большую часть дня утром писал он свою поэму, а большую часть ночи проводил в обществе, довольствуясь кратковременным сном в промежутке сих занятий. Над ним носились в эту эпоху образы созданий Ариоста и Виланда. Их он вводил в сферу древней Руси, и таким образом начал выказываться свет национальной русской фантазии в литературном произведении с европейскими формами. Жуковский, переселившийся тогда из Москвы в Санкт-Петербург, соединял около себя все таланты. У него прочитывал Пушкин каждую новую песнь Руслана и Людмилы. На стихотворениях его, начиная с произведений двенадцатилетнего возраста, нигде не обозначилось ни одного признака, который бы напоминал поэтов наших осьмнадцатого столетия. Язык Пушкина есть плод переворота, произведенного Жуковским в стихотворном языке и его формах. В 1820 г. поэма Руслан и Людмила была кончена. Автор спешил оставить столицу, где успел наскучить рассеянностию. Жуковский, прощаясь с ним, подарил ему литографированный тогда портрет свой и шутя написал на нем: «Ученику-победителю от побежденного учителя в высоко торжественный день окончания Руслана и Людмилы». [35] Много было журнальных толков во время оно о новой поэме. Все они, как ведется в журналах, не касаются существенного в искусстве. Одни обращены на событие, другие на рифмы, третьи на фразы, четвертые на шутки и т. д. Никто не заметил, что это была первая на русском языке поэма, которую все прочитали, забывши, что до сих пор поэма и скука значили у нас одно и то же. Между тем Пушкин переехал в Кишинев. Он определен был в канцелярию полномочного наместника Бессарабии генерал-лейтенанта Инзова, в котором нашел он внимательного к себе и добродушного начальника. Отсюда началась, в некотором смысле, кочующая жизнь поэта, продолжавшаяся пять лет до возвращения его в псковскую отцовскую деревню Михайловское. Без этой жизни многого не нашли бы мы в стихотворениях Пушкина. Он оправдал одну известную истину, что для поэзии мало одного воображения: нужно сближение с природою и непосредственное прикосновение к ее красотам. Поэт заговорил о предметах вдохновения своего языком определенным, отчетистым и ярким. Ему не нужно было придумывать картин для украшения произведений своих. Перед ним, во всей поразительности и неисчислимости, предстояли в натуре картины всех родов художнической красоты. Они властительно волновали ум его и очищали выражения от тех излишков и общностей, которые неизбежны в языке кабинетного писателя. Вся южная Россия, образующая великолепный амфитеатр с трех сторон Черного моря, в разных направлениях обозреваема была Пушкиным. Он брал поэтические дани и с кочующих племен Бессарабии, и с торговых пришельцев Одессы, и с классических развалин Тавриды, и с зеленеющих волн Эвксина, и с диких вершин Кавказа. На горизонте европейской поэзии ярко заблистала в это время звезда Байрона. Жадно, полный сочувствия, смотрел на нее Пушкин, вступая в новый период своей стихотворной деятельности. В ответ на все отзывы петербургских критиков он при-» слал свой блестящий Эпилог- к поэме Руслан и Людмила, а вслед за ним и Кавказского Пленника (1822), который, До последнего издания в полном собрании его стихотворений, четыре раза был перепечатываем (1822, 4, 8 и 1835), Между первою поэмою и новым произведением Пушкина ничего почти не было общего, кроме прекрасных стихов. Там все сочинено, то есть придумано, украшено, выработано; здесь большею частию все взято с оригинала. Юношеская игривость, классические замашки в размещении [36] кар тин и равновесии разнообразных красот заменены свежестию ощущений, однотонным, но верным голосом страсти, характерами, не вполне дописанными, но сильными и увлекательными по своей новости и истине. Вот что в последствии времени написал Пушкин сам об этой поэме своей: «В Ларсе нашел я измаранный список Кавказского Пленника, и, признаюсь, перечел его с большим удовольствием. Все это слабо, молодо, неполно: но многое угадано и выражено верно». Великий талант, явление, столько раз повторявшееся перед людьми, но неразгаданное, необъясненное еще ни одним философом, чужд всякой наружной системы. В нем. однако ж, больше, нежели в уме обыкновенном, благотворных начал, из которых постоянно развивается совершенствование духа. Даже надобно думать, что и система жизни его, как план достижения совершенства умственного, стройнее и правильнее, нежели все мелочные средства, придумываемые недальновидною расчетливостью. Талант есть высшая, натурально-систематическая деятельность души. По крайней мере так мы принуждены изъяснять изумительные успехи Пушкина в его искусстве посреди развлечений нового рода, непохожих на столичные, но тем не менее умерщвляющих видимую стройность занятий литератора. Во время почти беспрерывных переездов своих, увлекаемый гостеприимством, соблазнительным для пылких юношеских лет, по природе наклонный к поискам свежих впечатлений, столь восхитительных в роскошном южном краю, Пушкин успевал со всем знакомиться, что происходило в европейской литературе. Он даже нашел время выучиться тогда итальянскому языку и отчасти испанскому. По выходе из лицея он знал только латинский, французский, английский и немецкий. Перебирая мелкие стихотворения, в это время им написанные, чувствуешь, что он не защитился ни от одного впечатления, которое дышало вдохновением. Сознавая необходимость идти беспрестанно за успехами времени и действовать соответственно не только силам своим, но и обновляющемуся просвещению, он писал из Бессарабии: В уединении мой своенравный гений Другое из мелких его стихотворений, относящихся к этому же времени, напитано и полнотою поэтических дум, и свежим еще чтением римского изгнанника-поэта, над могилой которого он писал:
Овидий! я живу близ тихих берегов, Между тем, еще раз, он увлекся Байроном, и в духе его поэзии сгруппировал картину, для которой краски перед ним лежали на развалинах бахчисарайского дворца. Обаятельный как волшебная музыка, этот род поэзии, едва скользящей по исторической истине и уносящей душу в идеальную мечтательность, в царство какой-то прозрачной, не нашей жизни, увлек было всю Европу. Он в таком же отношении к поэзии вечной, то есть простой и истинной, как звуки самого лучшего инструмента к прекрасным звукам человеческого голоса. Пушкин, мужая в созданиях своих, скоро почувствовал потребность других совершенств. Бахчисарайский фонтан свой он любил только, как воспоминание Тавриды, где все лелеяло и чувства его, и мысли, и самые часы отдохновения, там,
Где некогда, в горах, сердечной думы полный, Над морем он влачил задумчивую лень.
Но роскошь описаний, новость картин, исторические намеки, противоположность характеров Заремы и Марии, сладкозвучие этих неслыханных стихов доставили поэме удивительный успех. Ее издавали несколько раз (1824, 1827, 1830 и 1835), переписывали и выучивали наизусть. К периоду страннической жизни поэта (1824) относится еще небольшое сочинение, названное им Цыганы (изд. 1827 и 1835). Оно изумило всех отчетливостию создания, простотою действия и языком, до такой степени обрезанным и точным, что едва ли найдется во всем произведении эпитет или слово, которое бы показывало усилие художника. Форма изложения этой поэмы, счастливо выдержанная, заставила автора [38] сознать в душе его присутствие драматического таланта — и это обратило мысли его на Бориса Годунова. Но Байрон, и над своею могилою, которая должна была озариться славою выше славы поэтической, еще раз потревожил и соблазнил нашего поэта. Так можно думать о начале Евгения Онегина, которого, впрочем, продолжение и окончание переходят в другой период поэзии Пушкина. Онегин писан то в Бессарабии, то в Одессе, то в Михайловском, то в Москве, то в Санкт-Петербурге, то в Болдине (Нижегород. деревне Пушкина). Первая глава его (отдельно изданная 1825 и 1829) напоминает своим тоном Чайлъд-Гаролъда (а не Беппо, как сказал неискренно автор, желая, вероятно, отклонить внимание читателей от сравнения с источником первой его мысли). Между тем, кроме байроновского тона, все самобытно в этой поэме. Пробегая ряды картин, выставленных в длинной ее галерее, кажется, путешествуешь по России и проживаешь в каждом месте полное событие, не историческое, но важное для познания нравов, схваченное в интереснейшем кругу со всею нескромностию правды. На страницах Онегина, достовернее нежели на записках и летописях, можно основать ученому занимательнейшие изыскания эпохи. Набрасывая первую главу его, Пушкин, вероятно, желал только сберечь для собственного воспоминания исчезнувшие годы первой своей молодости, впечатления северной столицы и даже самый образ тогдашней своей жизни. Едва ли развертывалась перед ним аллея будущности, ожидавшая Онегина и Татьяну, о чем он прекрасно сказал в конце своего романа:
Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне – И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал.
По мере того, как переезды, поэзия, люди и опыты помогали ему раздвигать, разнообразить и оживлять картины Онегина, сам поэт начинал живейшее принимать участие в характере своего творения. Его собственный о нем отзыв, помещенный в посвящении, высказал все, таившееся в душе автора. Вот его слова:
Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, [39] Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.
Так образовался один из лучших памятников русской литературы; он навсегда сохранит от забвения любопытную эпоху жизни Пушкина и созданного им языка, гибкого, неистощимого в новости образов, красок и оттенков. В этом памятнике столько сцен комически благородных, трогательных, сатирических, глубокомысленных и полных самой поэтической мечтательности! Онегин то отрывками, то стихами, то фразами перешел во всенародные поговорки, остроты и пословицы. Пока автор не издал его вполне, отдельные главы составляли выгодный промысел досужих и сметливых переписчиков, продававших тетрадки их в столицах и внутри России по ярмаркам. Отдельно изданы в печати: глава II —1826 (во второй раз 1830), III — 1827, IV, V и VI - 1828, VII — 1830, VIII — 1832. В 1833 сделано особое издание Онегина всего, а в 1837 еще новое. В конце 1824 года Пушкин оставил Одессу. Читая прощальные стихи его: К морю, узнаешь современника, достойного двух великих представителей европейской славы. Сколько тут меланхолии! Какие резкие черты проведены на самых мимолетных абрисах!
Прощай, свободная стихия! ………………………………… Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил... Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум! Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.[40] Твой образ был на нем означен; Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел...
Возвращаясь из южной России в псковскую деревню свою, он посетил Москву и Петербург, где так жадно читались его стихотворения. Между его рукописями находился уже и Годунов, создание зрелых сил, которое утвердило независимость его таланта. Но еще долго хранился он в портфеле автора. Деревенская жизнь Пушкина была однообразна. Впрочем, без особенных причин, никогда он не изменял порядка своих занятий. Везде утро посвящал он чтению, выпискам, составлению планов или другой умственной работе. Вставая рано, тотчас принимался за дело. Не кончив утренних занятий своих, он боялся одеться, чтобы преждевременно не оставить кабинета для прогулки. Перед обедом, который откладывал до самого вечера, прогуливался во всякую погоду. По соседству с его деревнею и теперь живет доброе благородное семейство, где обыкновенно он проводил вечер и очень часто обедал. Черты этой жизни перенесены им отчасти в IV главу Онегина. Писать стихи любил он преимущественно осенью. Тогда он до такой степени чувствовал себя расположенным к этому занятию, что и из Петербурга в половине сентября нарочно уезжал в деревню, где оставался до половины декабря. Редко не успевал он тогда оканчивать всего, что у него заготовлено было в течение года. Теплую и сухую осень называл он негодною, потому что не имел твердости отказываться от лишней рассеянности. Туманов, сереньких тучек, продолжительных дождей ждал он как своего вдохновения. Странно, что приближение весны, сияние солнца всегда наводили на него тоску. Он это изъяснял расположением своим к чахотке. В одиночестве нередко бывала собеседницею поэта старушка, его няня, трогательно воспетая в стихах Языкова. Пушкин беспрестанно выписывал из Петербурга книги, особенно английские и французские. Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он. Не выходило издания, почему-нибудь любопытного, которого бы он не приобретал. Издерживая последние деньги на книги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится. В то время как он жил в деревне, напечатано было, кроме двух первых [41] глав Онегина, собрание мелких его стихотворений (1826). Оно в несколько недель разошлось все. Лицейский товарищ и друг Пушкина, барон Дельвиг, с 1825 года начал издание альманаха Северные Цветы. Пушкин принимал в этом труде самое живое участие – и каждый год альманах украшался новыми его стихотворениями. Осенью 1826 года Пушкин снова вошел в службу по иностранной коллегии. Он сначала из деревни отправился в Москву, где имел счастие быть представленным его императорскому величеству. Оживотворенный высочайшим к себе вниманием и благоволением государя императора, он еще с большею деятельностию предался литературе. До 1831 года местопребыванием его постояннее были Москва и Санкт-Петербург. В 1827 напечатаны, сверх III главы Онегина, следующие его поэмы: Цыганы, Братья-разбойники и Граф Нулин. Ко второй из них впоследствии присоединил он небольшое вступление, но столь замечательное по новости сурового характера в картине и верности колорита, что оно может быть причислено к отрывкам самого высокого достоинства. Подобного тону прибавление к этой поэме, найденное в бумагах автора, помещено в новом его полном издании на конце поэмы, которая вся поразительна силою воли, глубиной ощущений и воплями сердца. Совсем другое представляет Граф Нулин. Здесь тонкий ум, веселая насмешливость, грациозная сатира облекли всею своею прелестью происшествие самое малосложное, но тем более вероятное и, следственно, тем более действующее на читателя, если он не стоит вне сферы действующих лиц. Появление новых стихотворений Пушкина в 1829 году составляет резкую эпоху в истории его литературных мнений и успехов. До сих пор, что ни писал он, исключая Годунова, о котором еще не знала публика, все носило на себе характер поэзии, блестящей свежестию созданий, выразительностию образов, грациею положений, силою и музыкою языка, оригинальностию взглядов, сравнений и других способов украшения мыслей. Нет сомнения, что каждое из этих достоинств необходимо для успехов автора. Но поэзия, как изящное искусство, совершенствоваться может и должна не только в своих формах п содержании, но и в гармонии их. с бесконечным разнообразием местностей, эпох и всех так называемых красок жизни. Внимание к совершенствам этого рода настает гораздо позже, нежели первого. Овладеть языком, оживотворить новостью встретившийся предмет поэмы или другого сочинения, обставить его всем, что лучшего сливается в воображении с его идеею, [42] конечно, невозможно без особенного таланта. Но этот талант, в первой своей деятельности, подобен инстинкту. Он производит, потому что живет. В цветущем своем возрасте поэт увлекается блеском и выразительностию всего им производимого. Глубже опускается он в таинства искусства, только сравнивая беспрестанно впечатления, производимые творениями его, с теми впечатлениями, которые остаются в душе от созерцания природы и самого человека во всех их видоизменениях. Начиная замечать уклонения свои от вечного образца истины и красоты, он показывает усилие произвести оборот в своих произведениях. Добровольно отказывается он от этих привлекательных нарядов юности и вносит в систему своего мышления высокую простоту и отвечающую сердцу истину. За несколько лет еще прежде, проникнутый этою мыслью, Пушкин произвел Годунова. Но в этом оригинальном труде, в оправдание оборота своей методы, он видел Шекспира. Драма естественнее сближается с законами жизни. В драме не сам поэт, а посторонние люди, за которых легче думать, нежели чувствовать. Между тем поэма, столько веков (после Гомера) являвшаяся на какой-то эстраде, могла ли вдруг снизойти с нее, и в такое время, когда Байрон еще выше увлек ее в идеальный мир? Пушкин в 1826 г. высказал одним стихом, что думает он об неестественных характерах героев и героинь Байрона. Вот его стихи Баратынскому в защиту Эды:
Стих каждый повести твоей Звучит и блещет как червонец; Твоя чухоночка ей-ей Гречанок Байрона милей, А твой зоил – прямой чухонец.
Он осмелился теперь торжественно обновить искусство. Он избрал происшествие, не отдаленное от нас, но исполненное поэзии. Его воображение превратилось в верное зеркало, где отразились люди того времени с их нравами, характерами, в их костюмах, с их наречием и во всей поэтической точности жизни. Таким образом должна была явиться поэма, не сочинение Пушкина, но поэма, созданная эпохою Петра Великого и только оттиснутая художником Пушкиным. Вот история появления Полтавы, с которой надобно вести период лучших произведений нашего поэта. Кто вникал в причины странной судьбы великих созданий художников, тот знает, и конечно не удивлялся, отчего многие не умели достойно оценить этого произведения. Приведем [43] какие-нибудь два места, одно, наприм., из Кавказского Пленника, другое из Полтавы, чтобы взглянуть, какое пространство на художническом поприще отделило прежнего поэта от теперешнего. Вот стихи, вложенные в уста черкешенки:
Ах, Русский, Русский! для чего, Не зная сердца твоего, Тебе навек я предалася! Не долго на груди твоей В забвеньи дева отдыхала; Не много радостных ночей Судьба на долю ей послала! Придут ли вновь когда-нибудь? Ужель навек погибла радость? Ты мог бы, пленник, обмануть Мою неопытную младость, Хотя б из жалости одной, Молчаньем, ласкою притворной: Я услаждала б жребий твой Заботой нежной и покорной; Я стерегла б минуты сна, Покой тоскующего друга – Ты не хотел.
И вот как говорит с Мазепою Мария:
Послушай, гетман: для тебя Я позабыла все на свете. Навек однажды полюбя, Одно имела я в предмете – Твою любовь. Я для нее Сгубила счастие мое, Но ни о чем я не жалею... Ты помнишь: в страшной тишине, В ту ночь, как стала я твоею, Меня любить ты клялся мне. Зачем же ты меня не любишь? …………………………………. Давно ль мы были неразлучны? Теперь ты ласк моих бежишь; Теперь они тебе докучны; Ты целый день в кругу старшин, В пирах, разъездах — я забыта; Ты долгой ночью — иль один, Иль с нищим, иль у езуита. Любовь смиренная моя [44] Встречает хладную суровость. Ты пил недавно – знаю я – Здоровье Дульской. Это новость! Кто эта Дульская?
Некоторые подробности, касающиеся до сочинения Полтавы, и собственные мысли Пушкина о критике на нее, о сравнении поэмы его с Мазепою Байрона сделались уже известными после его смерти. Также в 1829 г. вышло новое издание разных мелких его стихотворений в двух томах. Издатели, не держась классификации в их размещении, редко правильной и еще реже для всех удовлетворительной, поместили их в хронологическом порядке, что теперь заставляет дорожить особенно этим изданием. Оно, обнимая вдохновенные заметки мгновенных ощущений поэта в продолжение первых пятнадцати лет его авторства, доставляет приятное удобство при чтении книги следовать за всеми изменениями идей его, языка и самого вкуса в выборе предметов. В этом же году Пушкин еще раз посетил места, которые так восхищали его первую молодость. Он переправился через Кавказ и даже, оставив за собою Грузию, следовал во время тогдашней кампании за движением наших войск до Арзрума, бывши благосклонно принят главнокомандующим. По этому одному, столь отважному и вместе странному, путешествию можно судить, какая была у него в сердце жажда разнородных наблюдений: он в последствии времени напечатал описание любопытного этого путешествия, образец прозы, свободной, правильной и единственной по удивительной простоте своей и занимательности. С 1830 года барон Дельвиг начал издание Литературной Газеты. Пушкин и в иен принимал такое же деятельное участие, как в Северных Цветах. Он помещал в ней не только свои стихи, но и прозаические статьи, которых остроумие, тонкость мыслей и оригинальность слога тотчас указывали на автора, без подписи его имени. Во время пребывания своего в Москве он предполагал было приступить к печатанию Годунова. Ему хотелось написать и предисловие. Между тем другого рода обстоятельства обратили мысли его к другим занятиям. Быв тогда помолвлен, весною отправился он в нижегородскую деревню Болдино для устройства хозяйственных дел — и там, по случаю открывшейся в Москве холеры, задержан был до зимы. Впрочем, кажется, не было еще ни одной осени, в которую бы он написал так много. «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине [45] писал, как давно уже не писал» (так из Москвы извещал он одного петербургского приятеля, возвратясь к невесте). «Вот что я привез сюда: две последние главы Онегина, совсем готовые для печати; повесть, писанную октавами (Домик в Коломне); несколько драматических сцен: Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Пир во время чумы и Дон Жуан. Сверх того, я написал около тридцати мелких стихотворений. Еще не все: написал я прозою (весьма секретное!) пять повестей (Повести И. Белкина)». 1831 год начался для Пушкина печально. 14 января скончался барон Дельвиг. Все письма Пушкина, в которых упоминал он об этой потере, незаменимой для его сердца, дышат чувством глубокой горести. Вот между прочим несколько слов его из письма к *** от 31 января: «Я знал его (Дельвига) в Лицее — был свидетелем первого, незамеченного развития его поэтической души — и таланта, которому еще не отдали мы должной справедливости. С ним читал я Державина и Жуковского — с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит. Жизнь его богата не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами». Надобно же было Пушкину испытать в это время самые противоположные ощущения. В феврале была его свадьба. «Я женат (из письма его к *** от 24 февраля). Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился. Память Дельвига есть единственная тень моего светлого существования». Пушкин желал непременно издать сам на следующий год Северные Цветы в пользу родных друга своего, для чего и начал заготовлять материалы. Он еще оставался в Москве до мая. Прежде его прибытия в Петербург напечатан был здесь его Борис Годунов. Между всеми его сочинениями не было глубже и зрелее произведения, как эта драма, развивающаяся естественно, обнимающая все интереснейшие лица эпохи, показывающая обдуманность в каждом слове и поражающая не только последовательностью явлений, но каким-то чуднопонятым масштабом каждого монолога, доведенного до совершенной безыскусственности. Переезжая из Москвы в Петербург, Пушкин вздумал остаться до зимы в Царском Селе. «Мысль благословенная (говорит он в письме к *** от 26 марта)! Лето и осень таким образом я проведу в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний и тому подобных удобностей. С тобою буду видеться всякую неделю, с Жуковским также. Петербург под боком. Жизнь дешевая; [46] эки пажа ненадобно. Чего лучше?» В самом деле, никогда не был он так доволен и занятиями своими, и обществом, и сам собою, как в эти летние и осенние месяцы, проведенные им точно, будто
В те дни, когда еще незнаемый никем, Не зная ни забот, ни цели, ни систем, Он пеньем оглашал приют забав и лени И царскосельские хранительные сени.
Вдохновение благодатно нисходило тогда на двух поэтов. Жуковский и Пушкин, оба жившие в Царском Селе, писали как бы для того, чтобы ни разу не встретить друг друга без новости. Особенно знамениты сделались в нашей поэзии патриотические строфы, в это время написанные Жуковским, под названием Русская Слава, а Пушкиным: Клеветникам России и Бородинская Годовщина. Но сказки, в духе простонародных русских, преимущественно занимали тогда царскосельских поэтов. Их написано было несколько. Всем памятны из них Жуковского Берендей и Пушкина Салтан. В течение этого же года напечатаны были: Повести Пушкина, с вымышленным именем Ивана Белкина и его биографией), которую надобно назвать совершенством шутливого рода. Какое в ней добродушие, простота языка и отсутствие малейшей черты, по которой бы можно подозревать подделку под чужой слог! Эти повести навсегда останутся образцовыми в нашей литературе. Знание человеческого сердца, истина жизни, оконченность сцен, верность характеров и занимательность происшествий — все соответствует удивительному таланту автора. С 1831 года Пушкин избрал для себя великий труд, который требовал долговременного изучения предмета, множества предварительных занятий и гениального исполнения. Он приступил к сочинению истории Петра Великого. До всемилостивейшему соизволению его императорского величества он начал собирать для нее необходимые материалы, хранящиеся в разных архивах. Переехавши в Санкт-Петербург, он до кончины своей жил уже постоянно в нем за исключением нескольких поездок в Москву и осенних выездов в Михайловское. III часть мелких его стихотворений и последняя книжка Северных Цветов изданы им были в 1832 году. Преимущественно занимали его исторические разыскания. Он каждое утро отправлялся в какой-нибудь архив, выигрывая прогулку возвращением оттуда к позднему своему обеду. Даже летом, с дачи, он ходил пешком для продолжения своих занятий. Летнее купанье было [47] в числе самых любимых его привычек, от чего не отставал он до глубокой осени, освежая тем физические силы, изнуряемые пристрастием к ходьбе. Он был самого крепкого сложения, и к этому много способствовала гимнастика, которою он забавлялся иногда с терпеливостью атлета. Как бы долго и скоро ни шел, он дышал всегда свободно и ровно. Он дорого ценил счастливую организацию тела и приходил в некоторое негодование, когда замечал в ком-нибудь явное невежество в анатомии. Чем более накоплялось у него в голове исторических подробностей, тем деятельнее работало его воображение; На пути к главной своей цели он не в состоянии был защититься от прилива эпизодов, увлекавших его ко множеству других предприятий. В числе последних надобно поместить его мысль – обработать отдельно эпоху Пугачевского возмущения. Первоначально, может быть, только для рассеяния себя при однообразном чтении, пробегал он бумаги, не относившиеся к его делу. Но, поддаваясь незаметно овладевшему им любопытству, он уже столько собрал сведений, что принял намерение издать, в виде опыта, историю этого происшествия. Уверенный, что небольшое сочинение не остановит важнейшего его занятия, он быстро приступил к нему. Но в характере литературных его трудов столько было требований добросовестности, что он, почти кончив историю Пугачевского бунта, решился, прежде издания, отправиться в путешествие по восточной части Европейской России, чтобы обозреть внимательно театр описанных им событий и, так сказать, поверить немые летописи живым языком урочищ и самых старожилов, не забывших об ужасах их молодости. В 1833 году летом он удовлетворил своему любопытству — и на следующий год явилось самоё сочинение. Текст его короток; потому что автор, кроме существенного, представляет вам все подробности в подлинных бумагах, свидетельствующих и о том, сколько надобно было перечитать кип, чтобы обделать этот быстрый, но ровный и сильный рассказ, и о том, как он бескорыстно отказался перефразировать любопытнейшие донесения, чем, конечно, расцветил бы свою книгу. В первые два года издания журнала Библиотека для Чтения помещал в нем Пушкин мелкие свои стихотворения, которых IV часть издал особо в 1835 году. Там же напечатаны две его пьесы в прозе: Пиковая дама и Кирджали. Путешествие в Оренбург доставило ему материалы для новой повести. С 1836 года начав издание своего журнала, он поместил ее в IV томе Современника, под названием: [48] Капитанская Дочка. Во всех своих повестях, подобно как и в стихотворениях, он был изумительно отчетлив. Но в последней достигнул он высочайшего совершенства — простоты самой природы. В последние годы он был наиболее счастлив, пользуясь всеобщим уважением. Государь император всемилостивейше пожаловал его в камер-юнкеры Двора его величества. Возраставшие успехи в литературе, собранные уже материалы для истории Петра Великого, лучшие годы жизни, семейственная жизнь — все предвещало ему в будущем одни радости и славу. Пушкин за несколько месяцев до смерти своей лишился матери и сам провожал отсюда ее тело в Святогорский монастырь. Как бы предчувствуя близость кончины своей, он назначил подле могилы ее и себе место, сделавши за него вклад в монастырскую кассу. Другое странное и вместе трогательное обстоятельство рассказано в письме к одному из прежних издателей Современника осиротевшим отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. Вот его слова: «Я бы желал, чтобы в заключении записок биографических о покойном Александре сказано было, что Александр Иванович Тургенев был единственным орудием помещения его в Лицей — и что через 25 лет он же проводил тело его на последнее жилище. Да узнает Россия, что она Тургеневу обязана любимым ею поэтом! Чувство непоколебимой благодарности побуждает меня просить вас об этом. Нет сомнения, что в Лицее, где он в товарищах встретил несколько соперников, соревнование способствовало к развитию огромного его таланта». Последние минуты жизни Пушкина описаны увлекательно красноречивым пером Жуковского.
Напечатано: Плетнев П.А. Статьи. Стихотворения. Письма / Сост., вст. ст. и прим. А.А. Шелаевой. – М.: Советская Россия, 1988. – С. 31 – 48.
Примечание: Статья П.А. Плетнева является первым опытом целостного биографического очерка, посвященного Пушкину. Она была заказана Плетневу вскоре после гибели Пушкина, в рамках подготовки посмертного издания сочинений последнего, к которому и должна была прилагаться в качестве вступительной статьи. В процессе подготовки статьи Плетнев вышел далеко за пределы того типа биографической статьи, на который ориентировались редакторы – «послужного списка». Плетнев полагал невозможным говорить о Пушкине, не затрагивая так или иначе его творчества, не характеризуя историческую динамику последнего. Взаимное недовольство издателей и автора привели к тому, что в «посмертное» издание статья не вошла. Плетнев опубликовал ее в издаваемым им после смерти Пушкина «Современнике» (Т. X. – С. 21 – 52). Для самого Плетнева этот очерк оказался своего рода «этапным» – в нем он нашел гармоничное сочетание биографического и критического рассмотрения, освещенное мемуарными вставками, которое в дальнейшем оттачивал и довел до классического совершенства в очерках об И.А. Крылове[3] и В.А. Жуковском[4]. А.А. Тесля, Е.А. Тесля. [1] А.П. Куницын, при открытии лицея произнесший речь к воспитанникам в присутствии его императорского величества и августейшей фамилии. – Прим. П.А. Плетнева. [2] Известно, что это предположение, к счастью, не оправдалось: лицейские стихотворения Пушкина давно напечатаны. – Прим. П.А. Плетнева. [3] Первая публикация: Плетнев П.А. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова // Крылов И.А. Полное собрание сочинений. – СПб., 1847. – Т. 1. – С. I – LXLIX. [4] Первая публикация: Плетнев П.А. В.А. Жуковский // Живописный сборник 1853 года. – Т. III. – С. 355 – 397. В том же году очерк вышел отдельным оттиском под заглавием «О жизни и сочинениях В.А. Жуковского» (СПб, 1853). Последний заголовок является общепринятым для данной работы П.А. Плетнева. Далее читайте:Плетнев Петр Александрович (1792-1865), поэт и критик, профессор российской словесности. Пушкин Александр Сергеевич (биографические материалы). «Вестник Европы» - русский журнал, 1802-1830 гг. Основан Н.М.Карамзиным. «Вестник Европы» - русский журнал, 1866-1918 гг. Редактор-издатель М.М.Стасюлевич.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |