Николай Дик |
|
- |
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай ДикПриглашают казаки: не стесняйся, заходи!(Традиции и культура Донских казаков)
Казак Донского войска, 1801-1804 гг. Средь донских степных полей
Урядник Донского войска 1801-1804 гг. 1. Общие сведения о казаках Казачество наиболее сильная и активная часть русского народа. Первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру Кубанские, Запорожские, Донские казаки и сделали её неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны, они поражают другие народности своим богатством и разнообразием. Казаки издревле жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойную воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Деление общины на возрастные «беседы» позволяло не нарушать связи поколений, передавать традиции казачества, отслеживать процессы воспитания и обучения юных казачат и казачек, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге – отсутствие в казачестве проблемы «отцов и детей», передача традиций в первозданном виде из поколения в поколение. 2. Казачьи законы Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося. 3. Казачьи заповеди Казачьи заповеди Кубанских, Уральских и Тверских казаков: 1. Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто не заменит тебе её. 2. Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы. 3. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека. 4. Все кто идёт против Отчизны твоей - враги. 5. Только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право. 6. Веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою. 7. Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины. 8. Зови всех свободных и сильных вперёд. 9. Мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени. Казачьи заповеди Донских казаков Превыше всего в казачестве была казачья воля и народоправство. 1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 2. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи». 3. По тебе судят обо всём казачестве – народе твоём. 4. Служи верно своему народу, а не вождям. 5. Держи слово, слово казака дорого. 6. Чти старших, уважай старость. 7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. 8. Погибай, а товарища выручай. 9. Будь трудолюбив, не бездействуй. 10. Береги семью свою, служи ей примером.
Офицер Донского войска 1801-1804 гг. Заповеди казаков (Вольное изложение заповедей Донских казаков) О казачестве всегда
Коссак Юлиус. (1824-1899). Донские казаки. 4. Донские поговорки о казачестве (под редакцией Алексея Кочетова, хранителя музея-заповедника М.А.Шолохова) 1. Бог не без милости, казак не без счастья (повезёт, будь в надежде) 2. Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт) 3. Как ложкой, так и шашкой (и за столом, и в сражении горазд) 4. Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни) 5. На Дону что ни хутор, то своя запевка (в каждом хуторе всё по-своему) 6. Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что ни возьми - казак умеет всё) 7. Не атаман при булаве, а булава при атамане (личные качества важнее причастности к власти) 8. Без атамана казак сирота (атаман казаку как отец родной) 9. Атаманом артель крепка (надёжный руководитель - опора для всех) 10. Без атамана дуван не дуванят (без старшего серьёзные дела не делаются) 11. Атаманом быть - уряд держать (задача старшего - поддерживать порядок) 12. И у атамана не две головы на плечах (даже руководитель не всё охватить может) 13. Была бы голова, будет и булава (если есть разум - обязательно выйдешь в люди) 14. Кому булава в руки, а кому - костыль (кто на что способен) 15. При войсковой булаве, да при своей голове (руководить - думать самостоятельно) 16. Иде ни хутор, там атаман (есть «общество» - есть и руководитель) 17. Пташка не без воли, казак не без доли (неотъемлемые качества) 18. Старших и в Орде почитают (а в казачестве, дескать, тем более) 19. Казак в беде не плачет (слова поддержки стойкости духа) 20. Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся (привычка к неприхотливой воинской жизни) 21. Казаки никому не кланяются (казачество любит свободу и волю) 22. Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт) 23. Что ни казак, то с Дону (среди казаков донцов больше других) 24. Казаки от казаков ведутся (происхождение родовых казаков) 25. Казак от Дона повёлся (место их происхождения) 26. Казак за казака горой стоит (братство казачеству присуще) 27. Кому Дон тих, а кому - лих (своим на Дону хорошо, врагам - туго) 28. Казан проверяют по звону, а казака - по слову (слово казака крепко)
Казаки времен Азовского осадного сидения. Художник В.В. Калининский, 2007 г. 5. Песенная культура Казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой. Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции: ему характерны красочность, обилие песен, шуток и прибауток. Одна из самых популярных среди всех казаков является раздольная казачья песня «Пчёлочка златая». Основана эта песня на стихотворении Г. Державина «Пчелка златая». В песенниках публикуется с конца XVIII века и на протяжении всего XIX века, причем всегда первоначальный авторский текст. В 1840-60-е годы задорна песенка утвердилась в студенческой среде, а затем прижилась и у донских казаков, стала одной из самых популярных донских казачьих песен. О сущности слов песни у этнографов и исследователей песенного фольклора нет единого мнения. У Г. Державина речь в стихотворении идет от лица пчелки, что для обыкновенного народа было странным («Пчелка, влюбленная в девушку?»), а потому в фольклорном песенном варианте речь идет от лица молодца, а пчелка осталась лишь для колорита.
Донские казаки в летней форме. Художник Шевченко Дмитрий Владимирович, 2006 г. Пчёлочка златая (Донская раздольная казачья песня) Пчелочка златая, что же ты жужжишь? В каждом куплете повторяются дважды: первая строка, затем остальные. Донской фольклор богат не только песнями и казачьими танцами. Среди казаков очень популярны «байки» - короткие рассказы, схожие с анекдотами; сказки, сочинённые самими казаками и передающиеся из поколения в поколения.
Верховой казак. По А.И. Риггельману, 1844 г. 6. Национальный костюм Донских казаков Особенности жизни донских казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. В. Сухоруков писал о возвратившихся из похода казаках: «Один являлся в лазоревом атласном кафтане с чисто серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, другой — в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном зипуне, опушенном голубою каймой, шелковой гвоздичного цвета нашивкой; третий — в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и серебряными застежками... У всех шелковые турецкие кушаки и на нем булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром, красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские, калмыцкие платья, украшали оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернь». В конце XVII — к началу XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун, представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами». Всю одежду можно разделить на служебную, военную и домашнюю. Служебная состояла из мундира или чекменя синего сукна, с красными выпушками, застегивающегося на крючки, и шаровар, также синего сукна с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом и военной синей шинели. Домашняя одежда напоминала военную, но она однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые или нанковые. Шаровары без лампас, белые холщевые рубахи, а также портки. Фуражка в быту носилась военная. Из обуви первоначально в общем употреблении были поршни, которые делались из цельного куска кожи овальной формы, с одной стороны которого (где должен проходить носок) вырезывался тупой угол. Кругом всего куска по краю пробивались дыры, в которые продевался ремешок, выходивший концами со стороны пятки. Края тупого угла сшивались, образуя нос поршня, а края кожи стягивались вокруг ноги ремешком. Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. У простых казачек обиходная одежда состояла из юбки, кофты и фартуха. Лишь старинная донская шуба была очень популярна, особенно у пожилых женщин. Шубы казачки носили белые, овчинные, ровные, «как халат». По краям рукавов и по низу на два пальца «оторочены курбяем», т. е. шкуркой молодого ягненка. Верхнедонская женская одежда, варьируясь даже в пределах близлежащих станиц, имела свои особенные отличия от нижнедонской. Головной убор замужней женщины — шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков. Колотовочка, иликазимирка — платок с мелким рисунком, небольшой, красный, четырехугольный. Один из углов колотовочки загибался и накладывался на лоб, два боковых конца затягивались сзади узлом, под который пропускался третий угол (колотовочка закрывала до половины лоб, виски и уши). На колотовочку повязывались верхний платок или шаль, причем с боков они слегка закладывались внутрь, а надо лбом собирались «уголком», что считалось модой. Описанный головной убор носился летом. В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке, т. н. знуздалка. Знуздалка была обычно красно-белого цвета. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. Рубаха холщевая — домотканая, белая, с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из ситца шились рукава и от плеча иногда украшались шитьем. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды «до венца». Замужние надевали поверх нее сарафан — сукман или кубелек (от татарского кумж — рубаха). Сукман — верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой крашеной синей (иногда и некрашеной) шерстяной материи. Сукман отличался очень короткими узкими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемых базка, и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли образовывали цветной шнур, идущий по одному из краев пазухи и в соответственных местах не пришитый к нему. Вдоль подола сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а по самому краю гарусском (род тесьмы, плетенной особым образом на пальцах). Во многих станицах сукман звался кубелек. Постепенно кубелек к 80-м годам XIX века сменился сарафаном, который шился из цветного ситца, с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, которые, сходясь сзади, пришивались к сарафану на высоте талии. Сарафан шился без спинки, с короткой прорехой на пуговицах с левой стороны у основания нагрудника. Сзади сарафан представлял собой доходящую до талии юбку с проймами и заложенную по верхнему краю многочисленными частыми сборами.
Воспитание казачат. 7. Воспитание детей в семье Семейная педагогика казачества, сложившаяся на рубеже ХVШ - начала ХIХ в., ставила целью воспитания подготовку целостной личности казака-семьянина, труженика, гражданина и воина. Именно в человеке, гармонично объединившем в себе эти качества, видели казаки идеал воспитания. Для реализации этой цели решались следующие задачи: воспитание у молодого поколения трудолюбия; военно-физическое воспитание; умственное воспитание; религиозно-нравственное воспитание; эстетическое воспитание. В воспитательной практике казаки успешно применяли следующие средства воспитания: труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, учение, обряды и обычаи, традиции. Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества, в особенности нравственные устои. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство (до пяти лет). Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле. Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым - значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми - всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье, и строились они по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. В семь лет мальчика стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!». С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». В десять лет казачонок полностью понимал меру ответственности и был опорой дома и семьи. До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам. Мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!». В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой, его начинали приглашать на «беседы». С 8 лет главная роль в воспитании мальчика принадлежала крёстному. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына. Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось учение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!». В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.
Жена казачьего старшины по Риггельману. 8. Традиция реконструкции Азовского осадного сидения казаков Азов – самый древний город на Дону, гордость всего Донского казачества, один из красивейших исторических городов Юга России, «малый град» Петра I. 25 июня 1641 года 30 тысяч лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова. Штурм был отбит, и турки потеряли до 6 тысяч человек. После отказа казаков за вознаграждение в 42 тысяч червонцев покинуть город началась «правильная» осада. Гарнизон крепости, состоящий из около 6 тысячи казаков, в том числе 800 женщин, под начальством Осипа Петрова, защищался с необыкновенным мужеством и стойкостью. Продолжавшаяся с июня по сентябрь 1641 года осада Азова турками («Азовское сидение») окончилось безрезультатно: казачья крепость с пятью тысячами казаков 93 дня и ночи выдержала натиск 250-тысячного турецкого войска. В Азове уже несколько лет в августе проходит интереснейшее и увлекательное действо Всероссийского масштаба – реконструкция Азовского осадного сидения. Из многих уголков России съезжаются в город представители исторических клубов, чтобы воссоздать события давно минувших дней. Благодаря руководству Всевеликого войска Донского, Азовского казачьего юрта, сотрудникам Азовского музея-заповедника, городской администрации ежегодно в начале августа появляется возможность превратить город Азов в единый фольклорный праздник, где по улицам дружно шествуют и «турецкие завоеватели», и «азовские казаки», и сотни азовчан и гостей города. Описать красоту и красочность штурма древних валов просто невозможно. Это надо увидеть! Здесь, на крепостных валах размещаются 50 - 60 представителей исторических клубов, одетых в подлинно исторические казачьи костюмы XVII века. А у подножья валов бывшей Азовской крепости, на стометровой площадке, готовятся к штурму «турецкие войска» - более 80 участников исторических клубов в вооружении и нарядах XVII века. Тысячи азовчан и гостей города обступают импровизированную площадку со всех сторон. И вот, «турецкий паша» дает команду к штурму. Раздаются первые залпы орудий, восстановленных по историческим чертежам. По узеньким лестницам «турки» пытаются взобраться на крепостной вал, но их встречают с саблями «на голо» отважные казаки. Скрежет металла от сабель, крики и возгласы, холостые залпы орудий сливаются в единый грохот. «Битва» длится не более часа; конечно же, казаки побеждают, но, сколько восторга и впечатлений! Да, увидев такое хоть один раз, у каждого в душе на всю жизнь остается память и гордость за величие русского народа, за мужество и отвагу азовских казаков!
Далее читайте:Николай Дик (авторская страница). Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. ― М.: Изд-во Алгоритм, 2007. Ткачев Александр. Ахиллес – кубанский казак (новые исследования истории Руси). Сечь Запорожская - обл. за Днепровскими порогами. Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества. Харьков. 1994-2004. Глава III. «Боковые» стадиальные флуктуации и их роль в истории Украины. 3.2. Украинское казачество как пример «боковой» стадиальной флуктуации. и 3.3. Казацкое наследие в социальной и культурной истории Украины. Литература:1. Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. - 79 с. 2. Винников Н.Ф. Парадоксы донской истории. /Н.Ф.Винников - Ростов н/Д, 2005.- 272 с. 3. Дик Н.Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков /Н.Ф. Дик. – Азов, «АзовПечать», 2010.- 154с. 4. Земцов С. Как их воспитывали // Ставропольская правда, 1991, 26 октября. 5. Казачьи пословицы и поговорки. Литература казачьего клуба СКАРБ – электронный ресурс по адресу: www.scarb.ru/Poslovicy.htm 6. Краснов П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. — М.: Вече, 2007. – 448с. 7. Петров А. Казачьи традиции: воспитание мальчика // «Казачий взгляд», №5 (101), май 2006 г.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |