Китайская медицина |
|
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
МедицинаМедицина (на материале средневековой Японии)КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНАКитайская медицинская теория и практика (по-японски кампо) составляла основу медицинских воззрений в стране большую часть рассматриваемого нами периода. Она послужила образцом трактовки таких понятий, как равновесие жизненной силы (по-китайски ци; по-японски ки) в человеческом организме, причины болезней и целебные свойства растений и других природных веществ. Китайская медицина впервые пришла в Японию в VI в. и быстро повлияла на представления японцев. Она практиковалась с небольшими изменениями до конца средневекового периода. В период Хэйан придворный врач и аристократ Гамба Ясуёри (912—995) опубликовал трактат Исимпо («Методы сердечной медицины», 982), старейший из сохранившихся японских медицинских текстов, содержащий 30 томов выдержек из китайских врачебных трак-татов. Исимпо, в частности, содержит описания различных заболеваний, их происхождения и методов лечения. В период Муромати внимание японских врачей стало привлекать медицинское направление, соединившее в себе неоконфуцианство и китайскую медицину и известное как школа Ли Чжу. Такой интерес был вызван отчасти увлечением японских монахов дзэн китайскими неоконфуцианскими идеями, такими как жизненная сила и принцип (по-китайски ли; по-японски ри), лежавшими в основе теоретических представлений Ли Чжу. Эта школа получила свое название от имени двух китайских врачей периода династии Юань (1279-1368) - Ли Дунюань и Чжу Даней. Эта школа рассматривала болезнь как прямое следствие порочного образа жизни, т. е. игнорировавшего неоконфуцианские моральные запреты, и нарушения равновесия жизненных сил. Лечение производилось с помощью совместного использования целебных трав, иглоукалывания и моксатерапии (вид принятого в Японии способа лечения, в ходе которого мякоть подсолнуха или листья растения Artemisia moxa через иглу прикрепляются к коже и поджигаются. — Примеч. пер.). Медицинская школа Ли Чжу была основана в Японии в период Муромати врачом Тасиро Санки (1465—1537). После изучения медицины в Китае в течение 12 лет он возвратился в Японию с медицинской теорией и практикой школы Ли Чжу. Он использовал медицинские процедуры Ли Чжу для лечения как самураев, так и простых людей. Уже под руководством ученика Санки Манасэ Досан (1507—1594) учение школы Ли Чжу превратилось в религиозный подход к медицинской теории и практике. Досан был врачом императорской семьи и известным преподавателем. Он обучал врачей медицинской теории и практике Ли Чжу в своей частной медицинской школе. Он также писал медицинские тексты, такие как Кэйтэкисю («Руководство по медицинской практике», 1574), которое рассматривало китайскую медицину с точки зрения японских ценностей и чувств. Династия врачей, последователей Досана, получала поддержку высокопоставленных воинов и членов рода Токугава. Одним из существенных вкладов До-сана и его последователей в японскую практику китайской медицины было установление стандартных процедур диагностики заболеваний. Согласно этим процедурам врач должен был провести четыре исследования, чтобы точно определить болезнь пациента: — визуальный осмотр, особенно цвета кожи, состояния волос, кала и мочи; — прослушивание кашля, определение болевых реакций при прикосновении, а также запаха тела; — выслушать ответы пациента на вопросы об аппетите и эмоциональном состоянии; — исследование пульса и живота путем прикосновения к телу в разных местах. Школа Ли Чжу получила в Японии название Школы современной медицины (Госэйхо), что указывало на ее связь с неоконфуцианством. Школа эта сохраняла свое значение в начале Нового времени, однако конкуренцию ей составила еще одна школа китайской медицины, появившаяся в конце XVII столетия. Школа древней медицины (Койхо), как называлось это движение, утвердила себя в качестве альтернативы Школе современной медицины. Хотя эта школа адаптировала идеи китайской медицины в соответствии с японскими представлениями и чувствами, медицинский подход Школы древней медицины привел к более тщательному преобразованию китайской медицины в Японии. Академическая тенденция конца XVII столетия оказала существенное воздействие на развитие Школы древней медицины. Конфуцианские ученые все более и более отходили от неоконфуцианских толкований конфуцианской классики в пользу непосредственного изучения древних текстов. Та же самая тенденция имела место и в медицинских кругах, где был произведен переход к непосредственному чтению этих текстов. Таким образом, Школа древней медицины получила свое название благодаря непосредственному возвращению к древним источникам медицинской теории и практики. Школа древней медицины основывала свою медицинскую теорию на китайском медицинском трактате, относящемся ко времени династии Ханьшуй (206 до н. э. — 220 н. э.). Этот текст, носящий название Шан хань цза бин лун («Эссе о тифе и различных болезнях»), описывает симптомы болезней и методы их лечения, укоренившиеся в практике обладавших большим опытом врачей. Ряд видных врачей, знакомых с теоретическими и практическими основами Школы древней медицины, тем не менее не всегда приходил к общему мнению в отношении древних китайских медицинских текстов и применения их теорий на практике. Самыми известными среди врачей Школы древней медицины считались Гото Кондзан (1659-1733), Ёсимасу Тодо (1702-1773) и Ямаваки Тоё (1705-1762). Гото Кондзан (1659—1733) рассматривал причины болезней с позиции жизненной силы. Он полагал, что болезнь возникает, когда жизненная сила застаивается или скапливается в теле. Он придерживался метафизического представления о том, что наполняющая всю Вселенную жизненная сила поддерживает в ней равновесие и гармонию и точно так же вливается в тело и сохраняет в нем здоровье. Кондзан лечил искажения жизненной силы моксатерапией (см. ниже) и травами. Ёсимасу Тодо (1702-1773) уделял большое внимание наблюдению за внешними симптомами в диагностике и лечении болезни. Он провел эмпирическое исследование, которое, по его мнению, доказало эффективность медицинских методов, предписываемых древними китайскими медицинскими текстами. Тодо считал, что все болезни вызываются одним-единственным ядом, который создает различные симптомы в зависимости от места его скопления в теле. Он лечил эти местные отравления травами и другими лекарствами. Ямаваки Тоё (1705-1762) стал в Японии связующим звеном между китайской и западной медициной. Стоя во главе китайской медицины как придворный врач императора, он, тем не менее, сомневался в традиционном китайском представлении об анатомическом строении человека. Согласно этому традиционному анатомическому представлению, считалось — без какого-либо эмпирического или визуального подтверждения, — что человеческое тело состоит из пяти внешних и шести внутренних органов, взаимодействующих друг другом и с пролегающими по всему телу меридианами, по которым протекает жизненная сила. В свою очередь, эти пять органов соответствовали традиционным китайским представлениям о пяти стихиях: сердце/огонь, легкие/ металл, почки/вода, печень/дерево и селезенка/земля. Сами органы не являлись объектами лечения в традиционной китайской медицине, т. е. болезнь не считалась вызванной нарушениями в работе органов. Такое анатомическое представление в большей степени было связано с представлением о том, что причиной болезни является нарушение равновесия жизненной силы, а также этих пяти элементов. Сомнения Тоё в традиционном представлении об анатомии человека появились частично благодаря анатомическому описанию в одном из китайских классических трудов, где утверждалось, что тело состоит из девяти органов. Чтобы определить, какое анатомическое представление является правильным, Тоё получил разрешение провести вскрытие человеческого тела, что он и сделал в 1754 г. В 1759 г. Тоё представил результаты своих наблюдений, опубликовав Дзоси («Анатомический отчет»). Хотя его наблюдения противоречили традиционным представлениям, теория о пяти внешних и шести внутренних органах человека осталась незыблемой. Значение эксперимента Тоё состояло в том, что он воплотил в жизнь идею проведения эмпирических исследований в медицине путем вскрытия и другими способами, использовав методологию, более близкую к западной медицине, чем к китайской. Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 302-305. Вернуться к оглавлению раздела
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |