Обмен |
|
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ОбменОБМЕН, переход продуктов труда и услуг из собственности одних лиц в собственность других, сопровождаемый встречным движением материальных благ или их знаков. Вместе с собственно производством, распределением и потреблением обмен входит в понятие производства в широком смысле слова. Считается, что исторически первой формой обмена был обмен подарками (дарообмен), суть которого состояла в поддержании существующих и создании новых социальных связей между индивидами и группами. Социальная связь выступала как канал, по которому идёт встречное движение даров. Прекращение обмена означает разрыв связи. Обмен дарами лежит в основе институтов типа потлача. Существует точка зрения, что на ранних этапах истории была лишь коллективная собственность на средства производства и предметы потребления, и поэтому между членами группы могли быть только отношения распределения, но не обмена. В соответствии с другой точкой зрения в человеческих обществах изначально существовали индивидуальная собственность и обмен в форме взаимопомощи. На ранних стадиях социального развития отношения взаимопомощи, как и дарообмена, характеризуются взаимностью (реципрокальностью), при том что открытый расчёт первоначально отсутствует. С появлением открытого взаимного расчёта характер обмена меняется: если раньше существовала лишь взаимная дача, то теперь чётко различаются дача и отдача. Одной из наиболее распространённых форм обмена, начиная с первобытности и до индустриальных обществ, является товарообмен. Если при дарообмене и взаимопомощи возможен обмен одними и теми же вещами и услугами, то при товарообмене друг другу противостоят всегда разные потребительные ценности, поэтому он обязательно предполагает какую-то (пусть зачаточную) форму общественного разделения труда. Ю. И. Семёнов. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 892.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |