Предметный указатель ПО
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Предметный указатель ПО

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

ПОВ

Повесть временных лет.

 

Повесть о стоянии на Угре 1481 г.

 

Повинность, личные или вещественные услуги граждан по удовлетворению каких-либо государственных нужд; бывают натуральные и денежные. 

 

Повоз - феодальная повинность на Руси. «Повоз возити», «возы вести на государя» — обязанность крестьян доставлять продукты сельск. хоз-ва и промыслов на господский двор и, по распоряжению феодала, па рынок или в поход. Повозом называлась также и «подвода» - обязанность давать «подводных коней» приезжавшим в цолость князьям и их слугам. С конца XV в. постепенно заменяется денежным оброком - «повозными деньгами» - и перерастает в ямскую повинность.

 

Поворотные (иначе - «дань поворотная») - таможенная пошлина, взимавшаяся в XV-сер. XVII вв. с иногородних купцов и торговцев во многих городах Рус. гос-ва за привоз товаров на Гостиный двор. Доход с неё шёл на стр-во всевозможных объектов в городе.

 

ПОГ

Погожевы - русский дворянский род, происходивший, по древним родословцам, от литовца Василия Воргоса, по прозвищу Погожий, выехавшего в Москву к вел. кн. Дмитрию Ивановичу "с Ольгердовичи" и участвовавшего к Куликовской битве (1380), после которой получил чин окольничего. В XVI и XVII вв. Погожевы служили полковыми головами и городовыми воеводами.

 

Поголовная (поголовчина, годовщина, поголовные деньги) - личная проезжая пошлина, упом. в документах с конца XV в. Уплачивалась всеми людьми, находившимися на судах, с товаром или при возах и санях товарных. Собиралась при проезде мимо городов или при привозе товаров в города и торжки. Величина пошлины в разных местах была различной в разные времена и составляла от 1/2 до 6 денег. Местные жители платили меньше иногородних и иностранцев. Напр., в Новгороде Великом с новгородца на судне с товаром брали по полуденьге, а с «литвина и всякого иноземца» - по 2 деньги.

 

Погорина - полоса земли по обеим сторонам Сред. Горыни, находившаяся между Киев. и Влад.-Волын. кн-еами и служившая яблоком раздора между соответствующими князьями. В сер. XII в. Киев. кн-ву удалось закрепить погорину за собой, и она до XIII в. составляла самостоят, удел этого кн-ва, в котором сидели родственники киев. князей. Гл. городами Погорины были Дорогобуж и Пересопница.

 

Погост - сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена.

 

Погребальные деньги - у восточных славян обычай класть умершему в рот или в руку, а иногда просто в могилу деньги (чаще всего медные монеты) на дорогу в загробный мир. Этот обычай, судя по всему, был заимствован у греков, которые давали умершему оболы (мелкие монеты) для мифического Харона перевозчика человеческих душ через р. Стикс, в потусторонний мир.

 

Погребальные ритуалы (на материалах средневековой Японии)

 

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

 

ПОД

«Подвижное» ополчение 1855-1858 годов, ополченские формирования, созданные в период Крымской войны 1853-1856 годов и предназначавшиеся для пополнения регулярной армии.

 

Подвойский - древнее название судебного пристава, которого посылали с судебными повестками к истцам, ответчикам или свидетелям. Он же служил глашатаем для объявления приказов. Подвойским называли также княжеских слуг, ходивших с бирючами на торг «народ кликать» к князю и «звонить вече». Участвовали также в торжественных царских выходах с посохом в руке. В пользу Подвойского-пристава взималась судная пошлина с виновного в «четыре денги».

 

Подданство, юридическая связь между лицом и государством; принадлежность лица к определенному государству.

 

Поддатень - древний чин московского двора, помощник рынды.

 

Подеста (лат. potestas — власть) — глава исполнительной и судебной власти в итальянских городах XII—XVI вв., избирался из числа жителей другого города сроком на 6—12 месяцев.

 

Подзорное - пошлина, взимавшаяся на Руси за осмотр привозимых на торг товаров.

 

Подклет - нижний этаж жилого дома и зажиточной семье, обычно предназначавшийся для прислуги, где размещались, кроме того, различные службы (кладовые, мыльни и т. д.). Купцы приспосабливали подклет обычно для складирования товаров. Стоявший на подклете 2-й этаж служил почти вседа жилым помещением для хозяина и его семьи, там же принимались и гости.

 

Подмастерье, в средние века цеховой ремесленник, не имевший собственной мастерской и находившийся в услужении у мастера.

 

Подольская Земля (Подолия)

 

Подручник - так в средние века на Руси называли в основном вассалов вел. князя лит., которому служили многие рус. князья, оказавшиеся вместе со своими уделами завоёванными Литвой.

 

Подушная подать, основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения.

 

Подъезд - на Руси право приезда феодала или его правителя («подъездного») в принадлежащие феодалу владения с целью сбора оброка. В XV-XVI вв. понятие Подъезд сохранилось в церк. владениях, где были установлены «подъезжие» и «неподъезжие» годы. С XV в. так назывались и пошлины, уплачиваемые местным духовенством архиереям и их представителям при объезде ими епархий.

 

Подъемное - таможенная пошлина, взимавшаяся при взвешивании товаров в некоторых городах. Название произошло от поднимания товаров на весы. Бралась с продажи или покупки весовых товаров лишь большими кол-вами - как с купца, так и с продавца. Кол-во пошлины колебалось от 1/2 до 5 денег.

 

Подъячий - низший чин приказной администрации в России с XVI века следовавший по служебной лестнице непосредственно за дворянином. Под руководством дьяков Подъячии выполняли оснное делопроизводство и работу в центральных и местных учреждениях. Делились на старших, средней статьи и младших. Получали денежное, хлебное, а иногда поместное жалованье. Подъячий с приписью управляли повытьями (участками земли) и справляли по городам должностные обязанности дьяков, письменных голов.

 

ПОЖ

Пожарские - русский княжеский род, ветвь удел. князей стародуб., происходивших от вел. кн. влад. Всеволода Большое Гнездо. Потомок его 7-го сына, Ивана, родоначальник князей стародубч Василий Андреевич, получил в удел с. Погары и стал писаться князем Пожарским. Род Пожарских ничем особым не выделялся. Широкую известиость в России получил лишь один из Пожарских - известный политический деятель и военачальник в период Смутного времени, руководитель 2-го ополчения - кн. Дмитрий Михайлович Пожарский.

 

Пожилое - пошлина, которую уплачивал крестьянин при отказе и выходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. Впервые упом. в Судебнике 1497. Полный размер Пожилого (в удалённой от леса местности -1 руб, в лесистой - полтина) уплачивался после 4-летнего проживания на земле феодала, за 1 год платилась одна четверть, за 2 - половина и т. д. Судебник 1550 умеличил размер Пожилого на 2 алтына. В связи с отменой права ухода крестьян т своих владельцев понятие «Пожилое» исчезает из источников на осн. терр. Рус. гос-ва в кон. XVI в. и повсеместно - в XVII в.

 

ПОЗ

Позвизд - почитаемый славянами бог ветра и бурного ненастья. Повелитель ветров, Позвизд, живет далеко на севере. Он пролетает над полями и лесами в широком развивающемся плаще. Жаркий дневной вечер славяне называют Полуденным или Подага, то есть поджигающий. Ночной прохладный ветер называют Полуночным. При этом все ветра являются внуками Стрибога. Братом Позвизда является Догода, бог тихой ясной погоды. В образе русоволосого кудрявого юноши с васильковым венком на голове, раскинув крылья, Догода неспешно летит над землёй, держа в руке ветвь цветущего шиповника.

 

ПОК

Поклепная вира - обвинение в убийстве, предъявлявшееся человеку, не пойманному на месте преступления, т. е. предполагаемому убийце. Упомянуто в Русской Правде и представляет собой начало уголовного процесса, в отличие от расправы. Как обвинитель, так и обвиняемый должны были подтвердить свои показания представлением послухов (свидетелей) - 7 человек, а иностранцы - 2 человек. Выигрывала сторона, представившая требуемое количество послухов. При их равном числе следовало соблюсти следующие по данному «соревнованию» условия: присяга, ордалии и т. д. Общественная власть не вмешивалась в эту борьбу. Если поклёп (обвинение) не подтверждался, то обе стороны платили судебные издержки, каждая - по гривне кун.

 

Покон вирный - установление, определявшее размер корма для княж. сборщиков суд. пошлин - вир. Введение Покон вирный приписывается Ярославу Мудрому. Согласно Покону вирному население терр. или общины, куда приезжал вирник, должно было содержать его и сопровождающих его лиц из числа княж. администрации. Натуральный корм мог быть заменен деньгами. Впоследствии были установлены более точные размеры хлебных и др. кормов, которые полагались не только вирнику, но и сопровождавшим его княж. слугам

 

Покров Богородицы - праздник православной церкви (отмечается 1 октября старого стиля), установлен (903) в Византи по случаю видения Богородицы во Влахернском соборе Константинополя во время всенощной службы, на воздухе с ангелами, пророками и апостолами, покрывавшей христиан своим омофором. За этим видением, открытым неким Андрею и Епифанию (местным блаженным), позже причисленным к лику святых, последовала победа христиан над арабами, осадившими столицу страны.

 

Покровский монастырь - женская обитель в Суздале, осн. (1364) вел. кн. нижегород. Андреем Константиновичем. Известен нс только огромными размерами своих зданий и древностью, но и тем, что являлся местом заключения жён вел. князей и царей: Василия III Ивановича, Ивана Грозного, Василия Шуйского и Петра I.

 

Покровский собор (храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве) - известный памятник рус. зодчества XVI в. На месте его первоначально (1552) в честь взятия Казани была построена деревянная церковь во имя св. Троицы. После взятия Астрахани (1553) была задумана постройка нового, тоже деревянного, храма во имя Покрова (с приделами). В 1554 заложили настоящий, каменный, с 8 приделами, с 9 куполами храм во имя Покрова и в честь тех праздников, которые пришлись на дни, когда рус. войско штурмовало столицу Казанского ханства. Храм был построен (1560) рус. мастерами под руководством Бармы и Постника. Он представляет собой сложное и своеобразное сооружение и является группой копий с уже существовавших ранее типов, выработанных нац. вкусом преимущественно в деревянном зодчестве. Как талантливый синтез всего сделанного в рус. архитектуре до сер. XVI века Покровский собор может быть признан одним их самых характерных храмов Древней Руси и одним из самых красивых зданий рус. стиля.

 

Покрута - подмога в виде денег, хлеба или орудий производства, которую получал обедневший крестьянин от феодала. Термин «Покрута» употреблился в новгород-псковских документах XIV-XV вв. Получение Покруты и обязательное её возвращение ставили обедневших крестьян в зависимое от феодала положение.

 

Перейти к другим указателям:

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА

ЭТНОНИМЫ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕРМИНЫ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС