Народный журнал |
||
РОМАН-ГАЗЕТА |
||
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета № 1, 2010
С.Рыбас. Е.Рыбас. Сталин. Судьба и стратегия
Храм Покрова на Нерли. Белая лебедь русской архитектурыИздавна отмечались нашими предками двенадцать самых главных православных праздников. В память важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы были они установлены. В честь светлых этих торжеств принято называть храмы и монастыри. ...Давным-давно это было. Жестокие враги — сарацины подступили к воротам Царьграда. Жители города бросились в храмы, чтобы молить Всевышнего о спасении. Среди молящихся во Влахернском храме Богородицы были Андрей Юродивый (славянин по рождению) и его последователь, отрок Епифаний. Неистово молились они в храме, и только перед их прозорливыми очами предстало видение дивное: раскрылись Царские врата, и легко ступая по воздуху, вышла из них сама Владычица Небесная. Коленопреклоненно, вместе с другими прихожанами храма, молилась она Сыну своему — Иисусу Христу о спасении города и горожан, но лишь двоим в тот момент было дано её видеть. А после молебна Матерь Божия сняла с себя чудесное покрывало, сотканное из сияющего света, и окутала этим покровом всех, находящихся в храме. Древнее сказание свидетельствует: «И доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её сделалось и оно невидимо»... Но так уж сложилось, что это чудесное событие, произошедшее в Византии, там не было как-то особенно замечено и отмечено, зато в середине XII века установил в память этого события праздник в своих владениях, Владимиро-Суздальских землях, князь Андрей Боголюбский. Со временем Покров стал очень почитаемым праздником на Руси. Отмечается он 14 октября, когда земля будто замирает в ожидании первого снега. Праздник приходит, и покрывает всё вокруг первым снежным покровом, и в это же время покрываются девичьи головы свадебными платами. Покров — время свадеб! В десяти верстах от стольного града Владимира велел построить князь Андрей Боголюбский свою княжескую усадьбу — с роскошным дворцом, храмом и разными хозяйственными постройками. А невдалеке от усадьбы, среди заливных лугов реки Клязьмы, при впадении в неё реки Нерль был возведён небольшой одноглавый храм Покрова Богородицы.
Покров Пресвятой Богородицы. Много у нас в России Покровских храмов и монастырей, а некоторые из них всемирно известны: Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного) да церковь Покрова на Нерли, которую подчас даже называют «визитной карточкой России», сравнивая ее то с задумчивой невестой, то с гордой русской красавицей. По совершенству форм и лаконичности храм Покрова на Нерли сравнивают с древнегреческими храмами. Он прост и типичен для древнерусской архитектуры: одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм. Благодаря гармонии пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, добиться необыкновенной лёгкости, устремлённости ввысь и кажущейся невесомости строения. Первоначальный его облик был несколько иным. В 1954–1955 годах в храме и близ него работали исследователи. При археологических раскопках были обнаружены фундаменты неизвестного назначения. Тогда специалисты, во главе с профессором Н.Н. Ворониным, предположили, что встарь вокруг храма была ещё арочная ограда — галерея, которую на Руси было принято называть гульбищем. Это гульбище длинным балконом огибало храм на расстоянии двух с половиной метров от трёх из его стен.
Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция Возможно, в том первоначальном виде, храм был более величествен, что вполне соответствовало честолюбивым устремлениям князя Андрея. Но и в нынешнем своём скромном великолепии он воспринимается необычайно гармоничной постройкой, органично сливающейся с окружающей природой. Тонкой резьбой украшена каждая стена церкви. Посредине она будто перехвачена поясом стройных колонок, изысканный ковровый орнамент покрывает дуги порталов (окон). Удивительную резьбу храма можно «читать», как интересную книгу, ведь в русском искусстве той поры любой узор, любая деталь несла не только красоту, но и тайный смысл. В самом верху на троне восседает библейский царь Давид с гуслями в одной руке. Указательный палец другой руки назидательно и строго поднят вверх, словно кому-то грозит. Под строгим взглядом царя присмирели хищные звери и птицы. Мифологические звери с туловищами львов, птичьими головами и крыльями — грифоны, цепко держат в своих лапах не то ягнёнка, не то зайца. Рассматривая эту резьбу, наши предки понимали, что языком искусства им говорят о мире и единении, об уважении к княжьей власти, о её божественности. Окна храма украшает целая «галерея» женских головок. Специалисты считают их символами посвящения храма Богородице. У арки среднего окна на каждой из четырёх стен вырезаны стражи храма львы — символы крепкой княжеской власти. Нашим древним предкам в резьбе храма было всё понятно, он был для них, образно говоря, открытой книгой. Но с веками тайный язык символов был утрачен — «книга захлопнулась», и теперь учёные снова и снова пытаются приоткрыть смысл скульптурных композиций. Создавая человеческие образы, фигуры сказочных зверей и птиц, покрывая поверхность камня пышным орнаментом, мастера вкладывали во всё это своё восприятие опоэтизированного ими мира, полного чудес и красот. Внутри храма нет ни настенной росписи (её последние остатки были уничтожены в конце XIX века), ни богатого иконостаса и утвари. Но зато сквозь узкие окна струится в храм солнечный свет, — будто легендарный светозарный покров Богородицы ниспадает на всех находящихся в храме. И мало кто сегодня знает о том, что однажды сохранность этого шедевра русской архитектуры была под угрозой. В 1784 году Боголюбовский Рождественский монастырь хотел разобрать храм на кирпич для новой монастырской колокольни, и епископ Владимирский даже дал разрешение на это. Но не сошлись заказчики с подрядчиками в цене на разборку, так и устоял дивный храм дивным образом. Зато теперь и все мы, россияне, и зарубежные гости имеем счастливую возможность видеть эту древнюю церковь воочию, а не на старинной гравюре. И лишь в XX веке получила церковь Покрова на Нерли самые громкие свои «титулы». Её стали величать и «белой лебедью русской архитектуры», и «гениальным произведением искусства», и «сказочным творением русских зодчих», и «самым лиричным памятником древнерусской архитектуры», «самым совершенным творением владимирских зодчих». Ольга ЖУКОВА Фото автора и из архива
Покровский собор на Красной площади
|
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|