Достоевский Федор Михайлович |
|
1821-1881 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Федор Михайлович Достоевский
Ф.М.Достоевский. Художник К. Трутовский. 1847 г. Эпиграф:"...Долгие годы нам внушалось прямо или исподволь: русская культура XIX века, которая получила мировое признание (Поль Валери говорил о ней как о третьем культурном чуде после классической Греции и эпохи Возрождения), была якобы лишена национальной философии как особой области творчества. Мол, Достоевский и Толстой – вот наши «главные философы» в XIX веке. Однако чем основательней я изучал философию, тем ясней понимал условность, даже несерьезность подобных заявлений. Философские труды любого «формата» имеют свое строение, существенно отличное от строения художественных произведений, свои законы развития «философских сюжетов», если угодно, свою характерную словесность. Порою все это отражается в одном предложении. «Красота есть единственная потребность духа, которую может удовлетворить только материя» – в этих словах Н. Я. Данилевского я нахожу то философское проникновение в природу красоты, которое не могут заменить захватывающие рассуждения героев Ф. М. Достоевского. У нас же подобная «замена», искажающая подлинную картину русской культуры, обедняющая ее палитру, возведена чуть ли не в норму. Утверждать, что в русской культуре XIX века философия сводилась к «философическим мотивам» в художественной литературе, – значит, по сути дела, провозглашать «нищету» русской философии в эпоху расцвета национальной культуры. Но эта «нищета» – миф. Стоит отнестись к делу серьезно, и мы находим в нашем прошлом философию, которая занимала вполне достойное (и притом свое собственное) место в пространстве великой культурной эпохи, имела для этой эпохи исключительно важное духовное значение". Николай Ильин: «Расцвет русской литературы неотделим от взлета национальной философии» (МОЛОКО - русский литературный журнал).
Ф.М. Достоевский. Фотография. Начало 1861 г. Краткая справка:Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861-1862) -- о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал "почвеннические" журналы “Время” (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865). В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-1880) и др. -- философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873-1881). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
Другие биографические справки:Маслин М. А. Русский писатель, публицист, мыслитель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010): "Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), передав ей не какую-то систему идей, а, по словам Г В. Флоровского, «раздвинув и углубив сам метафизический опыт». Творчество Достоевского относится к высшим достижениям русской национальной культуры. Его хронологические рамки (1840—70-е гг.) — время интенсивного развития русской философской мысли, складывания основных идейно-философских течений..." Маслин М. А., Поляков А. П. Социализм суть наследием католицизма, предавшего Христа (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). "...В философско-публицистических «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) подверг критике европейский Запад, исчерпавший, по его мнению, ресурсы своего положительного влияния на русского человека («Самое дорогое кладбище», - говорит о Европе один из героев Достоевского)..." Великий русский писатель (Из Энциклопедического словаря Русской цивилизации): "Бичуя бесов либерализма и социализма, Достоевский видел в идеях коммунистической революции “начала антихристовы, дух приближения ига князя мира сего, воплощенного в иудейских вождях”. Социализм с его соблазном (а фактически обманом) создания земного царства блаженства есть религия антихриста, стремление уничтожить Христианскую цивилизацию. И социализм, и капитализм были для Достоевского не противоположными началами, а лишь двумя формами одного и того же — сатанинского — стремления к упоению земными благами". Достоевский Михаил Михайлович (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000): "Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю" - вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х". Зенковский В. Оказывается, был и философом... "Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова — у него нет ни одного чисто философского сочинения. Он мыслит как художник — диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных «героев». Высказывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемы от их личности — так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он переживает… Во всяком случае, Достоевский принадлежит русской — и даже больше — мировой философии". Фролов И.Т. С марксистской точки зрения: писатель-реалист и мыслитель. (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991): "Антиномизм миросозерцания Достоевского выражен в подходе как к религиозным, так и к социально-этическим, историческим и эстетическим проблемам, но определяющей для него была гуманистическая установка. Устами своего героя он говорил, что не хочет и не может верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей". Грицанов А.А., L. Ciccarelli. Мыслитель-гуманист (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998): "...Будучи неоднократно интерпретированной в самых разнообразных версиях, "русская идея" Достоевский сводима к максимам, придавшим индивидуально-личностное измерение формирующимся в те годы философским концепциям "богочеловечества" и "всеединства". Постулирование исключительно счастья человеческого мерилом и единственным критерием социального прогресса; убежденность в неоправданности общественных модернизаций, подминающих под себя цельность и добрые начала личности; установка "ходить за взрослыми людьми как за детьми"; отзывчивость к страданиям людей в качестве провозглашаемой желательной доминанты любой культуры; вера в постоянное "количество", взаимную "дополнительность" добра и зла в мире, следствием чего выступает единственная возможность делать добро из зла, поскольку иных источников добра в человеческой природе не существует - эти и другие положения сделали творчество Достоевского перманентно значимым фактором любых аксиологических и мировоззренческих поисков 20-21 вв..." Новгородцев П.. Имел собственное представление об основах русской философии (Большая энциклопедия русского народа): "...У Достоевского и последующего ему Владимира Соловьева — она (Русская идея. - Ред.) не только признает право и государство, но и обосновывает эти образования, как и внешние формы культуры вообще, но в своих учениях и пророчествах она придает этим формам лишь второстепенное значение". Антонов М.Ф. У него была своя концепция экономического развития (Большая энциклопедия русского народа): В действительности Достоевский всегда интересовался экономическими вопросами, знал состояние экономики России и глубоко понимал ее проблемы, в своих художественных и публицистических произведениях высказывался на этот счет. Он имел свою концепцию экономического развития России и места нашей страны в мировой экономике, однако не привел собственные суждения в систему. Соловей Т., Соловей В. Его ненависть была вполне реальной. (Т. Соловей, В. Соловей. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., 2009. С. 95-96): Но был ли Достоевский русским националистом в свете выдвинутых критериев? Хотя идеологическая классификация гениального писателя с развивавшимися и противоречивыми взглядами неизбежно носит условный характер, сопровождаясь рядом оговорок, рискнем ответить на этот вопрос утвердительно. И дело вовсе не в жгучем антисемитизме и антиполонизме Достоевского... Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский деятель культуры (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012). Гурьева Т.Н. Один из мировых классиков (Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Основной мотив писателя — надо вернуться к народу (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Гальцева P. А., Роднянская И. Б. В России он вместе (?) с Вл. Соловьёвым дал толчок религиозно-философскому движению начала 20 века (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Лимонов Э.В. Достоевский: 16 кадров в секунду (Лимонов Э.В. Священные монстры (портреты). 2019). Был сложным и противоречивым писателем (Всемирная история. Том VI. М., 1959). Далее читайте (сочинения, персоналии, исследования и пр.).
Ф.М. Достоевский. Фотография Панова, 1880 г.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |