Народный журнал |
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета № 5, 2010
Василий Никифоров-ВолгинМолнии слов светозарныхНИКИФОРОВ-ВОЛГИН Василий АкимовичРодился в 1901 году в Тверской губернии. Еще в раннем возрасте он вместе с семьей переехал из России в Эстонию. Бедность не позволяла ему поступить в гимназию, но, зарабатывая на хлеб и сапожником, и в поле, он не расставался с книгами. Одновременно служил псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе г. Нарвы. Первые рассказы Василия Никифорова появились в таллин ских и нарвских га зетах в 1921 году, а в 1935 году париж ский журнал «Иллюстрированная Россия» присудил писателю премию за рассказ «Архиерей». Один за другим появились сборники «Земля-именинница», «Дорожный посох». Началась работа над третьей книгой «Древний город». Однако, с лета 1940 года, после установления советской власти, в Прибалтике начались аресты, в частности, деятелей русской культуры. Василий Никифоров-Волгин был арестован в мае 1941-го. Единственной его виной были наполненные духом Православия книги... Его привезли на казнь в Вятскую пересыльную тюрьму и расстреляли 14 декабря 1941 г. Вместе с другими расстрелянными в этот день русский писатель Василий НикифоровВолгин был тайно похоронен на Петелинском кладбище г. Кирова. + + + Творчество В. Никифорова-Волгина современному читателю почти неизвестно. Его произведения занимают свое, определенное место в литературе. Рассказы, зарисовки, миниатюры Василия НикифороваВолгина — это тихая задушевная песня о Родине. Герои произведений писателя сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце.
Великая Кремлевская ЛавраВ истории Державы Российской Чудов монастырь занимает особое место. Он неразрывно связан с преобразованием Московского княжества в Русское Царство и по своему значению и роли в духовной жизни нашего Отечества стоит в одном ряду с Троице-Сергиевой Лаврой, Оптиной пустынью, Соловецким и Валаамским монастырями. Основана обитель была митрополитом Московским Алексием. Как повествует его житие, в 1357 г. святитель был вызван в Золотую Орду её тогдашним правителем ханом Джанибеком для исцеления царицы Тайдулы, страдавшей болезнью глаз. Перед отъездом владыка отслужил молебен в соборной церкви у мощей святителя Петра. Во время молитвы чудесным образом зажглась сама собой свеча, стоящая у гробницы. Он идет в Орду, молится с этой свечой о здравии болящей царицы, окропляет ее святой водой — и она тотчас получает исцеление. Чудо поразило золотоордынцев. В благодарность за это хан Джани-бек дарит митрополиту участок земли в Московском Кремле — бывшее посольское подворье, на месте которого в 1365 г. святитель воздвигает Чудов монастырь. Владыка очень любил обитель и завещал похоронить себя у алтаря построенного им Михайловского храма, что и было исполнено после его кончины в 1378 г. В дальнейшем этот храм несколько раз перестраивался, и в 1405 г. у его фундамента были обретены нетленные мощи святителя.
Спустя столетие, по указу Ивана III на месте пришедшего в ветхость храма началось возведение нового, ставшего одним из шедевров русского зодчества. В 1485 г. настоятель монастыря архимандрит Геннадий выстроил в обители в память святителя Алексия церковь, на месте которой через 200 лет был возведен новый храм. В нем близ алтаря в серебряной раке и покоились мощи основателя обители. В 1780 г. к Алексиевскому храму пристроили высокое крыльцо, выполненное в готическом стиле архитектором М.Ф. Казаковым. В Алексиевской церкви по приказу Николая I были помещены трофеи русско-персидской войны 1826–1828 гг. Четвертым храмом обители была церковь во имя апостола Андрея Первозванного, возведенная в XVII веке и ставшая впоследствии домовой церковью московских архиереев. Кроме того, в монастыре существовало еще два храма — церковь преподобномученицы Евдоксии и церковь мучеников Платона и Романа. В течение пяти веков Чудову монастырю суждено было быть не только поприщем духовных подвигов иночества, но свидетелем и участником в делах Церкви и Государства. Обитель оказалась в центре драматических событий Смутного времени. Бывший инок монастыря самозванец Григорий Отрепьев выдал себя за спасенного царевича Димитрия и сумел захватить русский престол, насаждая латинскую веру и порядки. В келье Чудова монастыря обрел мученический венец Патриарх Гермоген. Твердый и неустрашимый защитник Православия, он не убоялся угроз иноземцев, не поддался уговорам присягнувших им боярам. Находясь под арестом, Патриарх рассылал грамоты с призывом освободить Русь от захватчиков-папистов и бояр-изменников, за что враги и уморили его голодом. В год изгнания захватчиков и избрания на престол юного Михаила Романова тело священномученика было торжественно погребено в Чудовом монастыре, а в 1652 г. с почестями перенесено в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 г. Патриарх Гермоген причислен к лику святых. Чудов монастырь был одним из основных центров просвещения на Руси. Прекрасная библиотека обители притягивала ищущих знания. Вот почему, когда была задумана первая «правильная» русская школа, её решили разместить в Чудовом монастыре. С обителью тесно связана судьба знаменитого своими церковными реформами Патриарха Никона. В Благовещенском храме монастыря 12 декабря 1666 г. ему был объявлен приговор церковного суда: Никон обвинялся в хуле на Государя, низлагался и отправлялся в ссылку в Ферапонтов монастырь.
С начала XVII века Чудов монастырь именуется Великой Кремлевской Лаврой. В 1747 г. в обители располагается Духовная Консистория, монастырь становится первосвятительской кафедрой, в стенах которой протекало державное служение митрополитов Филарета, Макария и Иннокентия. За время своего существования Чудов монастырь нередко подвергался пожарам и разорению. Немало пострадала обитель во время Отечественной войны 1812 г. от захвата и разграбления Москвы французами. В Чудовом монастыре размещался штаб Наполеона. Мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре Михайловского собора была устроена спальня маршала Даву. В 1905 г. близ Чудова монастыря от рук террористов принял мученическую кончину Великий князь Сергей Александрович. Его останки были помещены в храм-усыпальницу, специально устроенную для этого в подклети Алексиевской церкви обители. 1917 г. открыл последнюю страницу в державном служении Чудова монастыря. «Старый мир» рушился под пушечным расстрелом Кремля — шесть артиллерийских снарядов попало в фасад обители. В 1918 г. большевистское правительство, наряду с другими монастырями упразднило и Чудов как «гнездо контрреволюционеров». Церковная утварь и иконы обители были переданы в Оружейную палату, а рака с мощами святителя Алексия перенесена в Успенский собор Кремля. В 1919 г. в обители разместился кооператив «Коммунист», на смену которому пришли пулеметные курсы. В декабре 1929 г. древний монастырь был уничтожен. На его месте было построено здание Школы красных командиров, в котором впоследствии расположился Президиум Верховного Совета СССР. Утрата Чудова монастыря нанесла непоправимый урон русской государственной и церковной жизни. Как духовно-историческое явление Великая Кремлевская Лавра была и остается величайшим державно-политическим памятником России, обращенным в грядущие судьбы мира. 4 ноября 2009 г., по инициативе Общероссийского общественного движения «Россия Православная», возглавляемого А.И. Буркиным, на месте разрушенного 80 лет назад Чудова монастыря был установлен Памятный знак.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|