Народный журнал |
||
РОМАН-ГАЗЕТА |
||
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 7, 2012Валерий МодестовХрам Минервы в Петербурге
Мариинский театр — один из старейших и знаменитых музыкальных театров Европы. Датой его рождения принято считать 1783 год, когда по приказу императрицы Екатерины II в Петербурге был основан Большой театр, называемый ещё Каменным, в котором выступала опернобалетная труппа столицы. Здание Петербургского Большого театра, превосходившее великолепием и пышностью крупнейшие европейские театры, было воздвигнуто по проекту архитектора Тишбейна на месте Карусельной площади, где проходили театрализованные конные представления, сопровождаемые народными гуляньями с музыкой, песнями и танцами. В 1802–1804 годах здание было преобразовано в грандиозное по своему замыслу сооружение (архитектор Тома де Томон), соединившее черты античного храма, средневекового замка и королевского дворца. Над входом в театр возвышалась высеченная из мрамора статуя сидящей Минервы. Римская богиня мудрости, покровительница искусств и ремесёл, держала в одной руке щит с латинскими письменами на нём, а в другой — копьё, которое служило одновременно громоотводом. Театр отличался уникальной акустикой, секретами которой владели старые мастера; у него была необычайно глубокая сцена, позволявшая хореографу Шарлю Дидло устраивать модные в ту пору полёты персонажей (например, духов), взмывавших, благодаря хитроумной машинерии, в нужный момент к колосникам. Позже балетмейстер Мариус Петипа использовал глубину сцены для различных хореографических эффектов, в частности для грандиозных массовых сцен и композиций кордебалета. Так, в «Баядерке» в сцене «теней» принимали участие сразу 64 (!) танцовщицы. Богиня мудрости не зря освещала своим присутствием вход в театр. Именно петербургский балет отличался в ту пору тем, что «положил разум в основание искусства и красоты». Это стало особенностью его традиции и стиля, чертой его школы. В 1811 году при очередном пожаре Минерва и копьё сгорели, но здание театра было восстановлено архитектором Альбертом Кавосом и стало тем самым театром, куда Евгений Онегин мчался из ресторана Талона и где, «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала легендарная Авдотья Истомина. Открытие стационарного театра в Петербурге способствовало становлению и развитию оперного и балетного искусства в России. Наряду с итальянскими и фран цузскими операми и балетами на его сцене стали появляться русские произведения в постановке и исполнении русских мастеров. В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека. Его постановки и сегодня украшают многие балетные сцены мира. В 1849 году напротив Большого театра, по проекту всё того же Кавоса, было построено здание Конного цирка, которое при желании могло использоваться и как театральное помещение. Через десять лет цирк сгорел, и восстановленное здание приспособили для музыкальных спектаклей. Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. В 1886 году на сцене Большого (Каменного) театра прошёл последний спектакль (опера Ж. Бизе «Кармен»), и театр полностью переехал в здание Мариинского театра, а его изрядно перестроенное здание было передано Русскому музыкальному обществу под Консерваторию. Последняя масштабная реконструкция Мариинского театра проводилась в 1884–1896 годах под руководством архитектора Шретера. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Мариинский театр уже не выглядел больше как театр-дворец и театр-замок. Приобретя более «деловой вид», он всё же сохранил некую архитектурную таинственность. Возможно, благодаря необыкновенно красивому зрительному залу. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок, освещенных бронзовой трехъярусной люстрой с хрустальными подвесками, — таков колорит самого лирического театрального зала Европы. Позже это великолепие усилил уникальный занавес, созданный в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. Эта отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было полностью восстановлено. За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих знаменитых деятелей искусств и великих артистов. Здесь состоялись премьеры спектаклей М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича… Здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы, Осип Петров, достигли вершин славы Федор Шаляпин, Софья Преображенская… Здесь блистали на сцене артисты балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев… Здесь начинали свой путь в искусство Михаил Фокин, Джордж Баланчин, Юрий Григорович... Театр был свидетелем расцвета таланта художников-декораторов Константина Коровина, Александра Бенуа, Симона Вирсаладзе… И сегодня в репертуар Мариинского театра входят всемирно известные балетные и оперные спектакли. Сюда часто приезжают с гастролями как театральные труппы из других стран, так и прославленные исполнители.
|
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|