Народный журнал |
||
РОМАН-ГАЗЕТА |
||
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 8, 2012Юрий ЖдановАрхангельский собор Московского КремляАрхангельским собор назван по имени Архангела Михаила — архистратига (начальника, предводителя) небесного ангельского воинства. На Руси Архангел Михаил почитался как покровитель русских князей и непосредственный помощник в ратных делах, поэтому в городах, являвшихся княжескими резиденциями, стремились возвести в его имя храм. Еще в XII веке в Смоленске, Полоцке и в столицах некоторых других княжеств главные княжеские соборы носили имя Архангела Михаила. Они же служили и княжескими усыпальницами. Не была исключением и Москва. На месте нынешнего Архангельского собора, на самой бровке Боровицкого холма, уже в XII веке стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Её основателем считали брата Александра Невского, князя Михаила Ярославича, славного воина, прозванного Хоробритом. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен при Иване Калите в 1333 году, в лихую годину «морового поветрия» (чумы). Князь щедро снабдил храм драгоценной церковной утварью. Это был в то время главный великокняжеский храм. Он был самым большим из построенных в то время кремлёвских соборов. В этом храме в 1340 году был погребён Иван Калита. С того времени Архангельский собор стал торжественной усыпальницей (некрополем) московских великокняжеских князей и царей. Лишь при Петре I функция усыпальницы перешла от Архангельского собора к некрополю Петропавловского собора в Петербурге. В 1399 году московский собор был расписан Феофаном Греком. Он простоял всего 172 года. В последней трети XV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III, ставший «государем всея Руси», решил перестроить и родовой некрополь — Архангельский собор. В 1505 году его из-за ветхости разобрали и приступили к строительству нового на его месте. Возводить новый собор поручили приехавшему в Москву итальянскому зодчему, известному в России под именем Апевиза Нового, или Алевиза Фрязина (прозвище Алевиз Новый он получил относительно другого ранее приехавшего в Москву итальянца — Алевиза Фрязина Миланца). Вероятнее всего, что он происходил из круга венецианских архитекторов, так как в построенном им Архангельском соборе много черт венецианской архитектуры той поры. Оконченный в 1509 году пятиглавый собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине кремлевский собор после Успенского. В основе его архитектуры лежит древнерусская художественная традиция, но этот торжественный и нарядный храм напоминает одновременно двухэтажное дворцовое здание типа венецианских «палаццо». Изящный собор настолько пришёлся по душе москвичам, что почти в течение столетия служил образцом для других церковных и светских построек. Многие его элементы были использованы при строительстве Грановитой палаты, Благовещенского собора и Теремного дворца в Кремле. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары (в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания, по очертанию соответствующее форме внутреннего свода) украшали островерхие белокаменные пирамидки. Галерею, вероятно, разобрали в XVII веке. Расписан Архангельский собор был, видимо, сразу после окончания строительства. Но существующая ныне роспись относится уже к 1652–1666 годам. Её авторами являются знаменитые «изографы» той поры Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан Резанец, Фёдор Зубов. В живописи собора раскрывается история России: здесь представлена целая портретная галерея — великие князья Киевской Руси, князья Владимиро-Суздальской Руси, московские великие князья и удельные князья московского княжеского дома... Однако это не портреты в привычном смысле, а некие «воображённые подобия». Их фигуры объединены в единую красочную процессию, устремлённую к алтарю. В росписях собора даны и композиции о подвигах Архангела Михаила как предводителя бесплотных небесных сил, борющихся с силами ада. Есть и несколько сюжетов о борьбе Руси с татарами. Ведь для наших предков связь земного и небесного была очевидна. Первый иконостас собора погиб в пожаре 1547 года. А существующий ныне был создан в 1680–1681 годах группой московских иконописцев. Их возглавлял Дорофей Золотарёв — автор иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Декоративные формы иконостаса Архангельского собора оказали большое влияние на формирование нового художественного стиля — «московского барокко». Росписи собора неоднократно реставрировались. Большая реставрация и обновление иконостаса потребовались после 1812 года, так как французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. В соборе находится главная его святыня — храмовая икона «Михаил Архангел с житием». По легенде, её в конце XIV века заказала вдова Дмитрия Донского — княгиня Евдокия — для дворцовой церкви Рождества Богоматери в память о муже и о победе на Куликовом поле. Икона стала храмовой в соборе XIV века, а оттуда перенесена в нынешнее здание. Написал икону мастер из круга Андрея Рублёва. Она стала символом защиты всего народа и всей Русской земли от татарского ига и вообще от всех вражеских нашествий. Подлинным украшением собора является резьба: белокаменный орнамент находится на порталах (архитектурно оформленный вход в здание), декоре розеток (орнамент в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками — от фр. rosette — розочка). Первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне которого резьба воспринималась особенно четко. Закомары венчали декоративные сосуды-фиалы, а кровли покрывала чёрная и фасная черепица. За свою пятисотлетнюю историю собор изменился. Так, не сохранилась крытая галерея, предназначенная для почётных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади. Здание собора неоднократно горело при пожарах и затем ремонтировалось. Оказавшееся в аварийном состоянии, здание по проекту Василия Баженова в 1772 году было укреплено с южной стороны (обращённой к Москве-реке) белокаменным контрфорсом (поперечная стенка, усиливающая основную конструкцию). Возможно, именно в XVIII веке была заменена шлемовидная центральная глава луковичной. Во время реставрационных работ, проводившихся в конце 1970 — начале 1980-х годов были удалены наслоения XVIII–XIX веков на росписях, и вновь собор озарился яркой, красочной цветовой гаммой декоративных орнаментов. Именно такое мажорное звучание стенописи старинное изречение сравнивает со «скорейшей, внятнейшей и выразительнейшей повестью, паче повести книжные». В соборе находятся 54 захоронения московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Здесь погребены Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, убитый в Угличе царевич Дмитрий... Отсюда, из Архангельского собора, Лжедмитрий I приказал выволочь останки Бориса Годунова, которые после долгих мытарств нашли покой в Троице-Сергиевом монастыре. Из 54 захоронений 52 находятся под плитами пола, а две раки (гробница, ковчег с мощами) стоят на полу. Над захоронениями в интерьере собора располагаются 46 белокаменных надгробий XVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застеклённые футляры. В старину был обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили «мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства».
|
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|