Народный журнал |
||
РОМАН-ГАЗЕТА |
||
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 9, 2012Юрий ЖдановВавилонская башня
Семью чудесами света называли греки прославленные в древности сооружения: гробницы египетских фараонов — пирамиды, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Александрийский маяк, колоссальную статую греческого бога солнца Гелиоса на острове Родос, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, мавзолей в Галикарнасе. К сожалению, лишь египетские пирамиды, построенные пять тысяч лет назад, сохранились до наших дней. Об остальных чудесах, увы, не сохранившихся, поведали нам описания их современников. В VII веке до нашей эры появились в Вавилоне Висячие сады Семирамиды. Храм Артемиды поразил воображение людей в 550 году до нашей эры, а спустя почти 150 лет был сожжён безумцем Геростратом — так он решил «прославить» своё имя в веках. Статуя Зевса «родилась» в греческом храме в 430 году до нашей эры, а мавзолей-усыпальница царя Мавсола — после его смерти, наступившей в 353 году до нашей эры. Колосс Родосский и Александрийский маяк были сооружены к 280 году до нашей эры.
Что же, спросите вы, больше ничего, достойного называться чудом, не создали греки, египтяне, шумеры, вавилоняне? Конечно, создали. Но число «семь» считалось символом законченности и совершенства. С древнейших времён люди придавали ему особое значение, считали даже священным. И сколько бы человечество ни создавало уникальных произведений, их всегда относили к «первой семёрке». В разные времена называли разные «семь чудес». Это и вавилонские стены, и вавилонская башня, и римский Колизей, и лабиринт в Фаюмском оазисе, и лабиринт Миноса на острове Крит... Писатели Средневековья к чудесам света причисляли библейский Ноев ковчег, храм Соломона и даже статую героя греческой мифологии Беллерофонта, победившего на крылатом коне Пегасе трёхголовое чудовище Химеру. По библейскому преданию, вавилонская башня стала символом человеческой гордыни. Ведь с помощью этой башни люди хотели добраться до небес — туда, где обитали боги. Люди хотели стать такими же могущественными, как боги. Если верить библейскому свидетельству, то ни сам город Вавилон, ни его башня не были построены. Вот что рассказывается в книге «Бытие» Ветхого Завета о потомках Ноя, решивших строить башню. Тогда на всей земле был один язык и одно наречие. Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли».
И люди занялись постройкой. Сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И смешал Господь язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строить башню (поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение»). Но и город Вавилон, и его знаменитая башня были построены. Об этом говорят и сохранившиеся свидетельства современников, и археологические раскопки. Сохранились и изображения башни. Самое раннее — на барельефе в Салернском соборе на юге Италии. Оно сделано в XI веке. Башня изображена как небольшое двухэтажное недостроенное здание. Причем высота первого этажа здесь меньше роста строителей. Один из них передаёт в плошке раствор, а находящийся на втором этаже принимает его. И из-за такого сооружения было вавилонское столпотворение? Художник явно недофантазировал. Надеялся, что это сделают потомки? Прошло ещё сто лет, но представление о башне почти не изменилось. На сицилийской мозаике XII века размеры башни не увеличились, но на ней появилось изображение дверей и строительных лесов. Более подробно башня изображена в иллюстрации к пражской Велиславской библии XIV века. Здесь она тоже пока двухэтажная. А из облаков выглядывает Бог и пытается помешать строительству, выламывая кочергой только что положенный в стену кирпич. Ему помогают ангелы. Они кочергами сталкивают строителей с башни. Наступил XV век — эпоха Возрождения. В это время башню изображают уже более солидной. Вокруг башни уже появилась спиральная лестница. Да и строителей прибавилось — их уже больше двадцати. В такой мощной строительной бригаде уже действительно могло возникнуть столпотворение. Однако подлинный переворот в представлениях о Вавилонской башне совершил в 1563 году фламандский художник Питер Брейгель Старший. Он считал, что башня должна быть очень большой — разве можно иначе передать величие людей, состязавшихся с богами и захотевших с помощью башни добраться до неба?
За основу своего образа Вавилонской башни он принял римский Колизей — его величием был поражён художник во время путешествия по Италии. Питер Брейгель Старший «увеличил» Колизей в несколько раз и сильно вытянул его по вертикали. Он изобразил башню не только снаружи, но и изнутри, для чего дал частичный живописный разрез башни. Это позволило ему показать копошащихся на всех её этажах строителей. И башня действительно получилась грандиозной на фоне уходящего к горизонту пейзажа. Если средневековые изображения башни казались детски-наивными, а в период Возрождения — поэтическивозвышенными, то в XVII веке они были похожи на инженерные конструкции. Художники изощрялись, как могли. Фантазия их была безудержной. Какой хотелось автору видеть башню, такой он её и изображал. И по размерам башня превосходила все ранее нарисованные. Рекорд высоты установил Афанасий Кирчер и его английские коллеги. Его башня достигала высоты, примерно равной высоте современной Останкинской телебашни, то есть более 500 метров.
За тысячелетия художники создали огромное количество изображений башни, и
никто из них не отгадал, какой она была на самом деле. Геродот, кото Башню начал строить Набопаласар (он правил в 626–605 гг. до н. э.), а завершил постройку его сын Навуходоносор II (604–562 гг. до н. э.). Персидскому царю Киру (?–530 гг. до н. э.), захватившему Вавилон, так понравилась башня, что он по её подобию построил себе в Экбатанах гробницу, которая сохранилась и до наших дней. Разрушил Вавилонскую башню персидский царь Ксеркс (?–465 гг. до н. э.). Восстановить её никому не удалось. Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.), который очень почитал восточных богов, пытался было возвести заново башню, посвящённую главному вавилонскому богу Мардуку. Для этого он приказал разобрать остатки башни, подготовить новый фундамент, но вскоре неожиданно скончался в Вавилоне. А после его смерти так никто и не взялся за восстановление башни. Прошли века. Вавилон оказался погребённым под многометровым слоем песка и глины. На его месте были лишь холмы. И только раскопки археолога Роберта Кольдевея в конце XIX — начале XX века позволили найти основание башни и реконструировать её образ.
|
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|