Народный журнал |
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 4, 2011
Ирина НенарокомоваВоенный летописец: Митрофан Греков
М.Греков. Знаменосец и трубач. В Эрмитаже есть «Галерея 1812 года», где собраны портреты всех военачальников. Работы эти были заказаны англичанину Дау. Они не имеют высокой ценности, но бесконечно дороги нам как художественные свидетельства тяжёлого и славного времени в истории русского народа.
М.Греков. Конармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г. Непростое время породило своего военного летописца — Митрофана Борисовича Грекова. Греков — первый советский баталист. Его произведения тем более интересны, что это не только портреты командиров, но огромная серия правдивых жанровых полотен. Полотна Грекова имеют непреходящую ценность художественного и исторического документа.
Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск. 1920 г.
В отряд к Будённому. 1923 г. Был Митрофан Борисович сыном неграмотной работницы и казака. С детства горячо любил вольные донские степи, лошадей и… рисование. Рисовал совсем маленьким, рисовал в приходской школе, куда ходил за десять вёрст. По- том рисовал дома, ожидая возвращения одного из старших братьев, кончавшего в городе техническое училище: содержать в учебных заведениях сразу троих детей семье было не под силу. И вот наконец художественное училище в Одессе. Там Греков пробыл с 1898 по 1903 год, получил первые познания в живописи. В 1903 году он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств.
Трубачи Первой Конной. 1934 г. К сожалению, занятия в академии велись нерегулярно. В 1905 году в связи с революционными событиями и волнениями студентов занятия вообще прекратились. Репин, в чью мастерскую поступил Греков, приходил редко, а позже совсем перестал бывать. Часть его учеников перешла в мастерскую Ф.А. Рубо. В 1911 году, когда Греков готовил дипломную работу, Рубо уехал в Мюнхен делать свою знаменитую панораму «Бородино», и Митрофан Борисович остался без руководителя. Конечно, такое несистематическое обучение не способствовало совершенствованию профессионального навыка. Но художник был трудолюбив, влюблён в военную тему и всю жизнь старался совершенствовать мастерство. В 1911 году за свою картину «Волы в плугу» Греков получил звание художника. Период занятий в академии — это вначале короткое увлечение творчеством художников «Мира искусств», а позже Репиным и Врубелем. Но самое большое влияние оказал на Грекова Рубо — блестящий мастер искусства панорамы. Динамика его работ, метод овладения большим холстом, композиционные построения, передача широких пространств — всё это тщательно изучал Митрофан Борисович, при- менял в своей живописи и до смерти считал Рубо своим главным учителем. В 1911 году Грекова призвали в армию, а в 1914 году отправили на войну. 1916–1917 годы он провёл в госпитале. Так что в его живописной работе был большой перерыв. Конечно, он писал в армии акварели, но работать по-настоящему не было возможности. Это сказывалось на мастерстве, и каждый раз Греков был вынужден многое начинать заново. После революции художник перебирается в Новочеркасск, где работает учителем рисования, пишет панно для музея, создаёт художественные классы для беспризорных детей. Однако Греков хорошо понимал, что его призвание — батальная живопись, что вдалеке от армии он не может творить. В 1919–1920 годах он написал картины «Корниловцы», «Бредут», «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского». Но ему был необходим новый живой материал, взятый не из газет, а виденный лично. И в ноябре 1920 года Греков добровольно вступает в ряды Красной Армии, создаёт там художественные кружки, руководит ими и пишет, пишет…
Тачанка. 1925 г. Наиболее интересные картины Грекова — «В отряд к Будённому» (1923 г.), «Тачанка» (1925 г.), «Трубачи Первой Конной» (1934 г.). Почти все произведения Грекова имеют глубинную перспективу, как это свойственно панорамной живописи, композиция их лаконична. Греков намеренно убирает все частности и, оставляя лишь необходимые детали, подчиняет их общей задаче. «То, что я писал, я не мог не писать», — говорил художник. Слова эти точно определяют характер грековского творчества. Он считал своим долгом революционного художника запечатлеть на полотнах историю боёв и мужания Красной Армии. Он выполнял этот долг, как подобает бойцу, изо дня в день, из года в год. В 1925 году Греков был принят в Ассоциацию художников революционной России. В 1926 году он ушёл из рядов Красной Армии, так как творческая работа отнимала много времени, и в 1927 году создал Клуб-студию. «Задача Клуба-студии — выход… живописи на арену общественной жизни — альбом, вы- ставка периодическая, выставка постоянная», — писал художник. Его клуб действительно делал всё возможное в условиях того трудного времени. В 1929 году Греков закончил свою первую диораму «Взятие Ростова». Следующей работой явилась диорама «Егорлыкский бой». Потом — «Штурм Перекопа». Все последние годы Греков много времени уделял любимому с юности искусству панорам и диорам (неполных панорам). В ноябре 1934 года Греков с группой художников выехал в Крым, чтобы собрать необходимый материал для панорамы исторических перекопских боёв. Накануне отъезда он отдал в газету «Красная звезда» статью, где рассказывал о своих творческих планах. Статья называлась «Социалистический реализм — вот наш лозунг!». А через три дня, 27 ноября 1934 года, из Севастополя пришло сообщение о том, что талантливый баталист Митрофан Борисович Греков скоропостижно скончался на своём творческом посту.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|