I Романовские чтения |
|
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
I Романовские чтенияШишков А. С., студент 4 курса Костр. духовн. семинарии ПОЛКОВОЕ СВЯЩЕНСТВО ВО ВРЕМЕНА ЦАРСТВОВАНИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХВ полной мере о появлении в русской армии института полкового священства мы вправе говорить лишь с момента появления самой постоянной армии, а как вы знаете, это произошло в первой четверти XVIII века. Правда, было бы несправедливо не вспомнить, что уже в допетровское время истории известны примеры регулярного служения в армии священства. Об этом, в частности, свидетельствует документ, датированный 1647 годом, называвшийся «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей», где впервые упоминается полковой священник. На основании этого факта первые назначения в полки особых священников можно отнести: ко времени царствования государя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.). На протяжении всей истории существования института полкового священства, от начала и до расстрела царской семьи, русские цари имели прямое отношение к зарождению и развитию института полкового священства. Во времена Царя Федора Алексеевича (1676–1682 гг.) организация полковых церквей осуществлялась при непосредственном участии царя. Он сам предписывал патриаршему приказу назначать церковнослужителей и количество церковной утвари в полки. Становление и полноценное функционирование института полкового священства произошло не сразу. Путь становления занял столетия. Известно, что в первой четверти XVIII в. правительство Императора Петра I произвело коренную реорганизацию вооруженных сил. Была упразднена прежняя военная организация: дворянское ополчение и стрелецкое войско. С 1699 г. введена рекрутская повинность, единая система воинских званий и твердые основы прохождения воинской службы. В 1716 г. впервые в уставах русской армии появились отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности, обязанности, но не указывали, кем последние должны быть определены. С 1721 г. эта обязанность возлагалась на Святейший Правительствующий Синод, центральный орган управления церковными делами и имениями. При этом Св. Синод предписывал епархиальным архиереям назначать в полки священников «искусных» и известных им по своему благонравному поведению, которые должны служить примером для солдат и офицеров. Полковой священник своим служением старался облегчить привыкание к армейской службе рекрутов оторванных от семей, от крестьянского труда, призванных служить на 25 лет. В своих проповедях, на исповедях, в беседах с рекрутами они говорили, что защищать Отечество значит служить Богу. Полковым священникам приходилось отпевать и хоронить русских воинов, умерших от ран, болезней, погибших на поле брани. Влияние их на солдат и офицеров было велико. Они приучали свою паству к порядку, опрятности, послушанию, правдивости, честности. Объясняли, что такое подвиг во славу русского оружия и Отчизны. Они учили свою паству христианской жизни в армейских условиях, являя личные примеры трудолюбия и преодоления любых трудностей. Стараниями священников в полку, на судне создавались приходы-общины, клиросные хоры. На их содержание с патриаршей области и архиерейских епархий собирали по гривне с церкви, которые отправлялись в армию. Эта, на первый взгляд сложная система комплектования и финансирования военного духовенства, приобрела впервые элементы стройности и правовой обеспеченности. Это, в свою очередь, привело к значительному повышению эффективности религиозно-нравственной работы с солдатами и офицерами, и усилению ответственности священников за свою деятельность. Параллельно с совершенствованием сухопутных войск в эпоху Императора Петра I строился военный флот. По мере его роста увеличивалось число матросов на корабле. В результате возник вопрос о судовых священнослужителях. В апреле 1717 г. по указу царя было решено «В Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». При выполнении этого указа правительство остановилось на белом духовенстве. Но служба в военном флоте, в среде белого, женатого духовенства прельщала не многих. Это объяснялось еще и суровой природой прибалтийского края. В итоге неудача с призывом на флотскую службу белого духовенства побудила правительство с 1719 года искать священников для флота среди монашествующих лиц. Право назначения иеромонахов для службы на флоте, до учреждения Св. Синода, фактически принадлежало Александро-Невской Лавре. С 1721 г. эти права перешли к Св. Синоду. Он предписывал архиереям разных епархий высылать необходимое количество иеромонахов для комплектования военно-морского духовенства. Права, обязанности и материальное положение флотского духовенства, а также религиозно-нравственные отношения служащих на военных судах были определены в Морском уставе, утвержденном в 1720 г. Через год была обнародована инструкция флотским иеромонахам: «Пункты о иеромонахах, состоящих во флоте», где регламентировалось их поведение и взаимное отношение между собою и служащими на корабле. Регулярные военные походы армии, увеличение численности военного духовенства привели к необходимости создания специального органа для управления им. Этим объясняется появление при Петре I, по примеру западных штабов, должности полевого обер-священника для сухопутных войск, из числа белого духовенства. Первый известный пример назначения на должность полевого обер-священника относится к 1746 г., когда по просьбе главнокомандующего армии генерал-фельдмаршала Ласси Св. Синод назначил протопопа Антипа Мартемьянова. Во главе всего флотского духовенства Морской устав 1720 г. предлагал поставить одного начального священника, соответственно из числа монашествующих, обер-иеромонаха. В помощь ему в период царствования Петра I во все эскадры назначались особые начальствующие иеромонахи, в первые годы называвшиеся также префектами. Таким образом, только при Императоре Петре I был создан и начал функционировать институт полкового священства, как централизованная организация, предназначенная для обучения и нравственного воспитания военнослужащих. В годы правления Императора Павла I (1796–1801 гг.) ведомство по управлению военным духовенством претерпело значительные изменения. При поддержке императора оно обособилось от епархиального, переподчинило себе все его функции по руководству полковыми священниками в мирное время и вело свою, независимую политику. В частности, в указе от 4 апреля 1800 г. Император Павел I запрещал производить перемещения полковых священников без указа обер–священника. Одновременно происходит объединение армейского и флотского духовенства, сосредоточение его управления в одних руках – полевого обер-священника армии и флотов. Эта должность становилась постоянною. Первым на нее был назначен протоиерей П.Я. Озерецковский (1800 –1807 гг.). Расположение Императора Павла I и право личного доклада императору ставили протоиерея П.Я. Озерецковского в исключительное положение в управлении военным духовенством. Озерецковский Павел Яковлевич (1758-1807), протоиерей, был первым по времени обер-священником армии и флота. Родился в 1758 г. в селе. Озерецком в семье священника Иакова Озерецковского, получил образование в духовной семинарии Троице-Сергиевой Лавры. В 1797 году был назначен полевым обер-священником и вскоре обратил на себя внимание императора, который приблизил его к себе. Обладая выдающимся умом, энергией и практическим тактом, Озерецковский составлял один за другим проекты по различным вопросам, представлял их к одобрению государя и уже в первый год сделал много для улучшения условий жизни подчинённого ему духовенства. В целях приготовления военных священников он учредил армейскую семинарию, в которой кандидаты на эти места воспитывались под его ближайшим наблюдением. Для семинарии было назначено здание Тверского подворья на Васильевском острове, подобраны преподаватели и 4 июля 1801 г. семинария открылась. Озерецковский со всей возможной полнотой воспользовался расположением к нему государя и предоставленными ему правами Особую роль в организации военного духовенства сыграла военная реформа 60-70-х годов XIX в. Характер изменений в военно-религиозной службе отразило «Положение об управлении церквами и духовенством военного ведомства», утвержденное 12 июня 1892 года. Согласно принятому положению, начальствующее лицо над военным духовенством было названо «протопресвитером военного и морского духовенства». По рангу протопресвитер приравнивался к архиепископу в духовном плане и генерал-лейтенанту в военном. Он имел право на личные доклады к царю. Полковое священство имело очень сильное влияние на умы солдат и офицеров русской армии, истории известны многочисленные примеры участия полковых священников в боевых действиях в первых рядах, подавая пример воинам своей личной храбростью, так например, при штурме Измаила в 1790 г., когда победа склонялась то в одну, то в другую сторону, в бой был брошен Полоцкий мушкетерский полк. Но в самом начале атаки командир полка был смертельно ранен. Солдаты заколебались. Видя это, полковой священник Трофим Куцинский, находившийся среди воинов, поднял крест и воодушевляя солдат словами: «Стой ребята! Вот вам командир!» бросился вместе с ними на турок. Солдаты сломили врага и одержали победу. Сам же пастырь в ходе схватки был дважды ранен. За геройское участие в штурме Куцинский, по представлению князя Г.А. Потемкина, первым из духовных лиц получил золотой наперстный крест на Георгиевской ленте. Военными священниками был накоплен опыт проповеднической работы с солдатами и офицерами ,- опыт которого, по всей видимости не имела ни одна армия мира. Очень характерен , как мне кажется, пример с последним Главным священником русской армии , протопресвитером Георгием Ивановичем Щавельским, он в декабре 1916 года посетил 17-й Сибирский стрелковый полк, эта часть прославившаяся подвигами в предыдущую русско- японскую войну, отказывалась идти в наступление, и Щавельский в походной церкви оборудованной в землянке , начав с воспоминания побед полка заговорил об опозорившей полк измене своему долгу и во время его речи, среди солдат послышались всхлипывания и рыдания, солдаты опустились на колени и вскоре раздались чьи-то слова : «Кайтесь». На следующий день полк героически сражался. В некоторых полках семьи погибших священников содержались группой офицеров из собственных не очень-то больших доходов. Эти примеры говорят о глубочайшей искренней связи между полковыми пастырями и воинами. И можно ответственно утверждать, что не было бы тех славных побед в истории нашей Родины «за Веру, Царя и Отечество» если бы не подвиг полкового священства. I Романовские чтения. «Романовский сборник». Кострома. 29-30 мая 2008 года. Далее читайте:Истоки династии Романовых (справочные статьи). Романовы (начала рода), (генеалогическая таблица). Романовы после Николая I (генеалогическая таблица). Великие князья Михайловичи, их потомки (генеалогическая таблица). Великие князья Константиновичи, их потомки (генеалогическая таблица). Династия Романовых (подробная схема). Династия Романовых (биографический указатель).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |